Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
Группа болезней | Показатели среднемесячной заболеваемости взрослого населения на 1 тыс. человек | ||
средний показатель
| г. Липецк
| г. Березняки
| |
Злокачественные новообразования | 0,25 | 0,48 | 0,32 |
Болезни эндокринной системы | 0,26 | 1,09 | 0.30 |
Болезни органов пищеварения | 1,9 | 12,11 | 6,64 |
Болезни органов дыхания | 14,7
| 32,29
| 24,96
|
Болезни системы кровообращения | 3.06 | 18,85 | 11,70 |
Болезни кожи | 0,76
| 2.4
| 1,3
|
Болезни органов чувств | 1.18
| 4,1
| 3,2
|
Примечание. Превышение ПДК вредных веществ в воздухе г. Липецка достигало 2...6 раз; г.Березники – 2...4 раза.
Резюмируя рассмотренные выше данные, можно утверждать, что в крупных городах, промышленных центрах и вокруг них формируются очаги патологии человеческих популяций. По данным специалистов, здоровье населения ухудшается на 60...70% из-за низкого качества окружающей среды и продуктов питания; при этом ежегодно от экологических заболеваний на планете умирает 1,6 млн. человек.
Качество среды обитания –степень соответствия параметров среды потребностям людей и других живых организмов. Их требования к качеству среды обитания достаточно консервативны, поэтому техносфера по качеству не должна значительно отличаться от природной среды.
По данным ООН (1989 г.), средняя продолжительность жизни на Земле составляет 62 г. (63 –у женщин и 60 –у мужчин). По регионам и отдельным странам средняя продолжительность жизни людей различается весьма существенно:
Япония (1987):
мужчины .................. 75,2
женщины .................. 80,9
США (1990 г.) ................. 75
Африка (1990 г.) ................ 54
СССР, мужчины (1991 г.) ........... 65(63,9)
Северные районы СССР, мужчины (1991) г. . . 40...44*
В России в 1995 г. продолжительность жизни женщин составила 71,7, мужчин – 58,3 года.
Младенческая смертность (данные ООН, 1989 г.) в мире составляет в среднем 71 случай на 1000 новорожденных. В развитых странах она существенно ниже и равна, например, в США –10, в скандинавских странах–12...14. В СССР младенческая смертность в 1988 г., по данным А.И. Кондрусева, составляла 24,7, а по данным М. Фешбаха и А. Френдли–40. В Москве в 1994 г. младенческая смертность составила 17,9.
Сокращение продолжительности жизни населения и рост младенческой смертности в последние годы привели к тому, что в 42 регионах России в 1991 г. рождаемость оказалась ниже смертности. По данным Госкомстата РФ в 1992 г. впервые за послевоенные годы произошло абсолютное сокращение численности жителей России: население уменьшилось более чем на 70 тыс. и составило 148,6 млн. человек.
По данным (1997 г.) Госкомитета РФ по статистике чаще всего россияне умирают от болезней системы кровообращения (55%) и от травм и отравлений (13,2%).
Материальный ущерб от региональных загрязнений среды обитания во многих странах также непрерывно нарастает. Так, в США ущерб от загрязнения атмосферы в 1950 г. составил 12,5, в 1968 – 16, а в 1977 –25 млрд. долларов. При этом менялись не только абсолютные показатели ущерба, но и его составляющие. Если в 1950 г. из 12,5 млрд. долларов лишь 1,5 млрд. долларов (12%) приходились на ухудшение здоровья населения, то в 1977 –уже 37%. В СССР в 1990–1991 гг. ежегодный ущерб от региональных загрязнений составлял около 50 млрд. рублей (в ценах 1991 г.)
Определенный вклад в показатели принудительной инвалидности и гибели людей вносят чрезвычайные ситуации. В 1997 г. в России зафиксировано более 150 тыс. чрезвычайных ситуаций, в которых погибли 1651 человек. Постоянно возрастает не только общее число чрезвычайных ситуаций, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Сегодня характерна тенденция: вероятность каждого отдельного происшествия уменьшается, а масштабы последствий заметно возрастают. Авиационная статистика утверждает: в ходе развития самолетостроения одновременно с уменьшением общего риска перевозок растет масштаб негативных последствий отдельных аварий. За последние 20 лет нашего столетия произошло 56% наиболее крупных происшествий в промышленности и на транспорте, а в 80-е годы – около 33%.
Несмотря на совершенствование технических средств, аварийность и ее последствия нарастают. Наиболее характерными авариями являются: взрывы котлов, газопроводов, горючих пылей, рудничного газа, паров растворителей; обрушения зданий, мостов, строительных площадок. Особую тревогу вызывает возрастающий травматизм при эксплуатации транспортных средств (потери в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в 1988 г. составили 51,3, в 1990 –уже 63 тыс. человек, причем ранено еще 350 тыс. человек). В Англии из каждых 100 человек, попавших в ДТП, погибал 1; в США –1,5, в ФРГ –2, в СССР –13 человек.
В некоторых видах аварий и катастроф СССР принадлежит печальный приоритет. Так, катастрофа на Чернобыльской АЭС (1986 г.), по неокончательным данным, привела к материальному ущербу в 17 млрд. рублей, при этом погибло 30 и подверглось лучевым заболеваниям примерно 200 человек. Из-за опасности последующих облучений, вызванных воздействием радиоактивного йода и цезия, эвакуировано из опасной зоны около 100 тыс. человек. Взрыв водорода на бериллиевом производстве объединения «Ульбинский металлургический завод» в Усть-Каменогорске в 1990 г. привел к крупному выбросу бериллия. Превышение ПДК достигало 60...890 раз.
Для многих стран мира стало типичным аварийное загрязнение среды обитания токсичными химическими веществами. Так, в США за период 1980...1984 гг. произошло 295 крупных аварийных выбросов в природную среду, повлекших за собой эвакуацию населения. В это число входят 153 случая аварий при транспортировании химических соединений, 121 авария на промышленных объектах, семь выбросов с мест захоронения и свалок токсичных отходов. Аналогичная ситуация и в СССР: только в 1990 г. произошли выбросы бериллия в Усть-Каменогорске, пиробензола – в Вологодской области, фенола – в Уфе.
Ряд чрезвычайных экологических ситуаций создают военные ведомства (Семипалатинский полигон на о. Новая Земля, в районе Челябинска и др.). Как правило, в зонах испытательных полигонов возникает и длительно действует комплекс повышенных негативных факторов: повышенный радиационный и химический фон, загрязнения токсичными веществами поверхностных и грунтовых вод, почвы и т.п.
На пожарах в СССР в 1988 г. погибло 8,5 тыс. человек, получили травмы более 10 тыс. человек. Основная часть людей гибнет на пожарах (особенно крупных) вследствие отсутствия или загромождения путей эвакуации, из-за удушья, поскольку при строительстве все еще применяют быстрогорящие материалы, выделяющие при горении токсичные соединения. Каждый третий пожар возникает из-за неисправности бытовых приборов. При сгорании телевизора в помещение выделяются оксид углерода, стирол, формальгид, фенол. В 1988 г. по этой причине погибли 217 человек.
Чтобы правильно оценивать масштабность и реальную опасность воздействия негативных факторов в различных системах «человек – среда обитания», обратимся к данным табл. 0.6.
Таблица 6.
- БезопасностЬ жизнедеятельности Курс лекций для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.1 человек и среда обитания
- Состав площадей на некоторых континентах Земли
- Зависимость состояния человека от изменения параметров микроклимата
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонент биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- Число погибших от воздействия негативных факторов в 1990 г., человек
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.2 физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.3 воздух рабочей зоны
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.4 системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.5 освещение
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.7 структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.8 негативные факторы техносферы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.9 вредные вещества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.10 механические акустические колебания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.11 постоянный и непостоянный шум
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.12 электромагнитные поля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.13 особенности воздействия ионизирующих излучений на организм человека
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема2.1опасности технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.2 средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.3 Способы повышения электробезопасности в электроустановках
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 3.1 системы контроля требований безопасности и экологичности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 3.3 профессиональный отбор операторов технических систем План:
- Виды профессионального отбора.
- Контрольные вопросы
- 1. Назовите виды профессионального отбора.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.2 правовые и нормативно-технические основы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.3 экономика безопасности труда
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- 1. Дайте определение безопасности трудовой деятельности.
- 2. Дайте классификацию опасных и вредных производственных факторов.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Психологические аспекты чс
- Очаги поражения
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Прогнозирование и оценка возможных последствий чс.
- Современные средства поражения, их воздействие на объекты экономики и людей.
- Контрольные вопросы
- 1. Представьте классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
- 2. Расскажите о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 6.2 единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Общие принципы организации гражданской обороны.
- Организационная структура го онх
- Силы гражданской обороны.
- Организация, оснащение и возможности сводной команды (объектовой)
- Зам.Командира
- Механизации
- Организация оповещения.
- Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Прогнозирование и оценка воздействия внешних поражающих факторов на технические системы (объекты народного хозяйства). Оценка физической устойчивости онх
- Контрольные вопросы
- 1. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования промышленных объектов чс мирного и военного времени?
- 2. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Литература