logo
Лекции / лекции

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Тип чрезвычайной ситуации

Пострадало (человек)

Нарушены условия жизнедеятельности (человек)

Материальный ущерб (на день возникновения чрезвычайной ситуации)

Зона чрезвычайной ситуации

1. Локальная

не более 10

не более 100

не более 1000 минимальных размеров оплаты труда

не выходят за пределы территории объекта производственного или социального назначения

2. Местная

от 10 до 50

от 100 до 300

от 1000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда

не выходят за пределы населенного пункта, города, района

3. Территориальная

от 50 до 500

от 300 до 500

от 5000 до 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда

не выходят за пределы субъекта РФ

4. Региональная

от 500 до 5000

от 500 до 1000

от 0,5 до 5 млн минимальных размеров оплаты труда

охватывает территорию двух субъектов РФ

5. Федеральная

свыше 5000

свыше 1000

свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда

выходит за пределы субъектов РФ

6. Трансграничная

Поражающие факторы выходят за пределы Российской Федерации или чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

- разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, осуществление специальных программ, направленных на предупреждение ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка последствий ЧС;

- создание финансовых и материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Структура Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)

РСЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях; силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС состоит из двух подсистем:

- территориальная подсистема создается в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих субъектов Федерации.

Положение о подсистеме утверждается соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

- функциональная подсистема создается федеральным органом государственной власти для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученным им отраслям экономики.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством РФ.

РСЧС имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства, финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС:

- на федеральном уровне – Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на региональном уровне – региональные центры МЧС России;

- на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Координирующие органы РСЧС:

- - на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ – региональные комиссии, охватывающие территории нескольких субъектов РФ:

Регионы РФ

Региональные центры по делам ГО и ЧС

Северо-Западный

Центральный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Забайкальский

Дальневосточный

Санкт-Петербург

Москва

Ростов-на-Дону

Самара

Екатеринбург

Новосибирск

Красноярск

Чита

Хабаровск

- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ –комиссия по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне, охватывающем территорию района, города, района в городе – КЧС органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объект экономики – объектовые КЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГО и ЧС всех уровней;

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Постановлением Главы администрации Омской области на территории Омской области создана территориальная подсистема РСЧС Омской области (см. схему).

В городе Омске к органам повседневного управления относятся: дежурный администрации и дежурные силы города.

Органы наблюдения и контроля:

- государственный центр СЭС;

- главное управление архитектуры и градостроительства;

- службы ГППС и местной самообороны, воинские части ВС РФ;

- городской комитет охраны природы;

- центр наблюдения и мониторинга;

- учреждения и ведомства, осуществляющие контроль за состоянием окружающей среды;

- лаборатории вузов, объектов экономики, ветеринарной службы;

- государственная хлебная инспекция;

- гидрометеостанция и др.

В городе Омске информационное обеспечение осуществляется по радио и телевидению.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации (см. схему).

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Структура территориальной подсистемы РСЧС Омской области

КЧС Омской области – руководящий орган

Штаб по делам ГО и ЧС – рабочий орган

Звенья подсистемы

Дежурно-диспетчерские службы

Силы и средства ликвидации ЧС

КЧС г. Омска руководящий орган

Штаб по делам ГО и ЧС г. Омска - рабочий орган

32 КЧС сельских районов руководящий орган

Штаб по делам ГО и ЧС–сельских районов - рабочий орган

Силы и средства ликвидации ЧС районов

Органы повседневного управления. Дежурные силы и средства

56 химически взрывоопасных объектов экономики-руководящий орган

Штабы по делам ГО и ЧС объектов экономики

Городское звено г. Омска

5 КЧС городских районов-

руководящий орган

Штаб по делам ГО и ЧС городских районов

Дежурные силы района

Силы и средства ликвидации ЧС

Дежурные службы объектов экономики

Силы и средства ликвидации ЧС

Режимы функционирования РСЧС

Наименование режима. Условия, при которых устанавливается режим

Осуществляемые мероприятия

Режим повседневной деятельности.Устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; планирование и выполнение программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

2. Режим повышенной готовности.Устанавливается при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдений и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивости функционирования объектов; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в районе предполагаемой ЧС.

3. Режим чрезвычайной ситуации.Устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Организация защиты населения; выдвижение оперативных групп в районе ЧС; определение границ зоны ЧС; организация ликвидации ЧС; организация работ по , обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях

Силы и средства локализации последствий чрезвычайных ситуаций в г. Омске

- военизированные и невоенизированные противопожарные и аварийно-восстановительные формирования (АТК; ВТСК);

- службы экстренной медицинской помощи (бригады СП, бригады экстренной специальной помощи, госпитальная база, врачебно-сестринские бригады, бригады санитарно-эпидемической помощи);

- части и подразделения городской противопожарной службы (1, 2, 3, 4, 7, 8 отряды пожарной охраны);

- ведомственные формирования пожарной охраны;

- аварийно-спасательные службы речного пароходства;

- службы спасения;

- воинские части ВС РФ, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (учебный центр ВДВ, нештатный подвижной отряд);

- восстановительные и пожарные поезда Омского отделения железной дороги (1 восстановительный и 2 пожарных);

- территориальные формирования частей Гражданской обороны ВС РФ (сводный мобильный отряд воинской части 28610, территориальные и общие формирования ПГ).

Основные задачи:

1. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других средств поражения.

2. Повышение устойчивости работы объектов экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

3. Защита продовольствия, сырья, водоисточников и систем водоснабжения от радиационного, химического и бактериологического заражения, а также проведение мероприятий по ликвидации последствий их заражения.

4. Проведение спасательных работ и оказание помощи пострадавшему населению.

5. Создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

6. Обучение населения способам и методам защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также действиям по ликвидации последствий от чрезвычайных ситуаций.

7. Создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем и средств оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, а также оповещение населения об угрозе чрезвычайных ситуаций.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Постановлением Правительства РФ определен перечень сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности, вторая – для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав системы и средств РСЧС входят службы, подразделения, учреждения, организации органов исполнительной власти – федеральных и субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Часть этих сил находится в постоянной готовности к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они могут привлекаться МЧС России для экстренного реагирования в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Основу сил МЧС России составляют Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и невоенизированные формирования ГО.

В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на укрепление служб МЧС. В некоторых случаях для экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию могут привлекаться Вооруженные Силы РФ и другие воинские формирования, а также органы внутренних дел. Однако порядок их применения определен законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Вопросы создания и функционирования РСЧС и ее элементов, всей деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и проведения спасательных работ регулируются законодательством РФ.

Впервые в истории России – в ноябре 1994 г. был принят Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, а в июле 1995 - Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.