Прогнозирование и оценка возможных последствий чс.
Предпосылкой успешной защиты населения, рабочих и служащих в ЧС является познание условий, причин возникновения и их механизм. Зная сущность процессов, можно их предсказывать. Своевременный и точный прогноз ЧС является наиважнейшей предпосылкой действенной защиты.
Чрезвычайные ситуации возникают в результате:
быстрых природных процессов, обусловленных действием гравитации, земного вращения или разницей температур;
воздействия внешних природных факторов, приводящих к старению или коррозии материалов конструкций, сооружений и снижению их физико-механических показателей;
проектно-производственных дефектов сооружений (ошибки при изысканиях и проектировании, низкое качество строительных материалов конструкций, а также выполнения строительных работ, нарушение правил техники безопасности при проведении строительных и ремонтных работ);
воздействия технологических процессов промышленного производства на материалы сооружений (нагрузки, превышающие допускаемые, высокие температуры, вибрации, действия окислителей, парогазовой и жидкой агрессивных сред, минеральных масел, эмульсий и дисперсий);
нарушения правил эксплуатации сооружений и технологических процессов производства, вызывающие взрывы котлов, химических веществ, угольной пыли и метана в шахтах, древесной пыли на деревообрабатывающих предприятиях, пыли на зерновых элеваторах и т.п.;
военной деятельности во всех ее проявлениях.
Независимо от происхождения и типа в развитии чрезвычайных ситуаций можно выделить четыре характерных стадии (фазы): зарождения, инициирования, кульминационную и затухания (ликвидация последствий).
На стадии зарождения складываются условия предпосылки будущей ЧС: активизируются неблагоприятные природные процессы; накапливаются проектно-производственные дефекты сооружений и многочисленные технические неисправности, происходят сбои в работе оборудования, инженерно-технического персонала и т.д.
Установить продолжительность стадии зарождения, причем весьма приблизительно, можно только с помощью регулярной статистики отказов, сбоев, «локальных» аварий, данных наблюдений сейсмических, метеорологических, противоселевых и других станций.
На стадии инициирования чрезвычайного события наиболее существенно влияние человеческого фактора. Так, статистика свидетельствует, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала.
На кульминационной стадии происходит высвобождение энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду, т.е. возникает собственно чрезвычайное событие. Особенность чрезвычайного события – цепной характер протекания, когда разрушительное действие инициирующего события многократно (иногда в сотни раз) усиливается вследствие вовлечения в процесс энергонасыщенных токсичных, биологически активных компонентов. Образно говоря, это цепной процесс разрушительного высвобождения энергии и вещества.
Стадия затуханиячрезвычайной ситуации по времени охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.
Знание причинно-следственной цепи формирования ЧС в конкретных условиях дает возможность уменьшить риск возникновения такой ситуации, обеспечить готовность к чрезвычайной обстановке.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф. При этом сложность заключается в том, что требуется оценить район, характер и масштабы ЧС в условиях неполной и ненадежной информации, а на их основе ориентировочно определить характер и объем работ по ликвидации последствий ЧС.
В настоящее время хорошо изучены и определены сейсмические районы и места возможных обвалов и селевых потоков, установлены границы зон возможного затопления при разрушении плотин, при наводнении, а также выявлены промышленные объекты, аварии на которых могут привести к большим разрушениям, поражениям людей, заражению территории. Это долгосрочный прогноз.
В задачу прогнозирования в области безопасности жизнедеятельности входит также ориентировочное определение времени возникновения ЧС (краткосрочный прогноз), по которому принимаются оперативные решения по обеспечению безопасности населения во всех сферах его деятельности. В настоящее время усилия многих специалистов и ученых направлены на поиски надежных способов прогнозирования процесса формирования и начала ЧС. Наметились реальные возможности прогнозирования начала некоторых стихийных бедствий. При этом используются расчетные статистические данные цикличности солнечной активности, данные, полученные с искусственных спутников Земли, а также данные метеорологических, сейсмических, вулканических, противоселевых и других станций. Например, ураганы, тайфуны, извержение вулканов, селевые потоки прогнозируются с помощью метеорологических спутников Земли. Прогнозирование землетрясений возможно путем систематических анализов химического состава воды в сейсмических районах, измерением упругих, электрических и магнитных характеристик грунта, наблюдением за изменением уровня воды в колодцах, поведением животных, пресмыкающихся, птиц. Широко практикуется прогнозирование лесных, торфяных и других ландшафтных пожаров по комплексному показателю на основе суммирования коэффициентов, учитывающих температурные, географические, погодные статистические и другие условия. Для поиска скрытых очагов пожара (торфяные, подземные) и тем самым прогнозирования угрозы возникновения лесных пожаров применяется инфракрасная аппаратура для съемки с самолетов и спутников Земли.
Прогнозирование обстановки, связанной с последствиями возникновения ЧС, осуществляется математическими методами.
Исходными данными для прогнозирования обстановки являются:
места (координаты) потенциально опасных объектов и запасы веществ или энергии;
численность и плотность населения;
характер построек и тип защитных сооружений, их вместимость и др. сведения.
При прогнозировании учитываются метеорологические условия, характер местности.
При прогнозировании обстановки в зависимости от вида ЧС определяются границы зон разрушения, катастрофического затопления, пожара и заражения (радиационного, химического и бактериологического), а также возможные потери населения и ущерб, наносимый объектам народного хозяйства.
Данные прогнозирования обстановки в очагах поражения обобщаются, анализируются и делаются выводы для принятия решения, связанного с организацией и ведением спасательных и других неотложных работ.
- БезопасностЬ жизнедеятельности Курс лекций для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.1 человек и среда обитания
- Состав площадей на некоторых континентах Земли
- Зависимость состояния человека от изменения параметров микроклимата
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонент биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- Число погибших от воздействия негативных факторов в 1990 г., человек
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.2 физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.3 воздух рабочей зоны
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.4 системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.5 освещение
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.7 структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.8 негативные факторы техносферы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.9 вредные вещества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.10 механические акустические колебания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.11 постоянный и непостоянный шум
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.12 электромагнитные поля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.13 особенности воздействия ионизирующих излучений на организм человека
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема2.1опасности технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.2 средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.3 Способы повышения электробезопасности в электроустановках
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 3.1 системы контроля требований безопасности и экологичности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 3.3 профессиональный отбор операторов технических систем План:
- Виды профессионального отбора.
- Контрольные вопросы
- 1. Назовите виды профессионального отбора.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.2 правовые и нормативно-технические основы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.3 экономика безопасности труда
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- 1. Дайте определение безопасности трудовой деятельности.
- 2. Дайте классификацию опасных и вредных производственных факторов.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Психологические аспекты чс
- Очаги поражения
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Прогнозирование и оценка возможных последствий чс.
- Современные средства поражения, их воздействие на объекты экономики и людей.
- Контрольные вопросы
- 1. Представьте классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
- 2. Расскажите о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 6.2 единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Общие принципы организации гражданской обороны.
- Организационная структура го онх
- Силы гражданской обороны.
- Организация, оснащение и возможности сводной команды (объектовой)
- Зам.Командира
- Механизации
- Организация оповещения.
- Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Прогнозирование и оценка воздействия внешних поражающих факторов на технические системы (объекты народного хозяйства). Оценка физической устойчивости онх
- Контрольные вопросы
- 1. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования промышленных объектов чс мирного и военного времени?
- 2. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Литература