2.2. Основы Федеральной целевой программы (фцп)
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» принята для совершенствования государственной системы управления рисками чрезвычайных ситуаций.
Процесс практического создания системы управления рисками чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации происходит параллельно с его теоретическим построением.
1. значимость проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций для социально-экономического развития Российской Федерации
Анализ тенденций развития аварий, катастроф и стихийных бедствий в последнем десятилетии и прогноз возможных основных опасностей на перспективу показывает, что на территории Российской Федерации и в начале XXI века сохранится высокая степень риска чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально-биологического характера.
Это связано с негативными тенденциями, которые сложились в последние десять лет. Среди них стоит отметить:
увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду;
прогрессирующий износ основных фондов;
снижение общего уровня техники безопасности и производственной дисциплины.
появление новых нетрадиционных видов опасностей (в информационной сфере, новых видов заболеваний, терроризм и др.).
Рост количества природных катастроф - с одной стороны, развитие техносферы - с другой, существенно повышают вероятность того, что в зону риска природных катастроф будут вовлечены территории, насыщенные сложными инженерными сооружениями (АЭС, химические предприятия и др.).
Масштаб, тяжесть экономических и социальных последствий чрезвычайных ситуаций все в большей мере определяется не только уровнем неблагоприятного воздействия события, но и состоянием общества в целом.
Поэтому одной из основных посылок стратегического социально-экономического развития Российской Федерации должно быть положение о том, что вся организация инфраструктуры современного жизнеустройства общества должна быть адаптирована к проблемам обеспечения безопасности его жизнедеятельности.
Цель государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на ближайшее десятилетие - снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в интересах повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды и создание необходимых условий для устойчивого социально - экономического развития Российской Федерации.
Современный этап мирового развития диктует новые угрозы обществу, а соответственно требуются и новые решения этих проблем.
Возможные угрозы для России в начале 21 века.
В техносфере
Возможности техносферы России обеспечивать потребности общества за последнее десятилетие значительно сократились. Двукратное падение промышленного производства в целом и многократное в отраслях, определяющих вектор научно-технического прогресса, будет сказываться в лучшем случае на протяжении ближайших десятилетий начавшегося века.
Коридор возможностей развития страны, обеспечиваемый ее промышленностью, продолжает сокращаться. Поэтому возникает реальная возможность технологического кризиса уже в ближайшие годы. Кризисные явления в техносфере России, наметившиеся негативные тенденции имеют несколько взаимосвязанных аспектов.
факторы, обуславливающие возникновение чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.
Нарастающая степень физического и морального износа основных фондов в некоторых базовых отраслях, особенно в сельском хозяйстве, на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Возможные последствия - спад производства, причем не только в перечисленных, но и в сопряженных отраслях.
В крайне опасном состоянии находится инфраструктура технологический парк практически всех отраслей промышленности, трубопроводы, дороги, линии электропередачи, коммунальное хозяйство.
Реакцией на «веерные» отключения в Приморье в 1999-2001 годах стала кризисная ситуация, в результате которой сотни тысяч жителей остались в зимний период без работы, света и тепла. Ликвидация этого кризиса потребовала значительных средств. Это одно из проявлений растущей уязвимости техносферы, когда локальные чрезвычайные ситуации требуют принятия мер на общенациональном уровне. При сохранении нынешних тенденций можно ожидать роста масштабов таких «социально-техногенных бедствий» и усиления их влияния на ситуацию в стране в целом.
Усиление кризисных явлений в таком высокотехнологичном секторе экономики России как ВПК, связанных с проблемой перехода к гражданской и военной технике следующих поколений.
В настоящее время Россия использует технологические заделы созданные в советские времена. Однако, будучи вытесненной, с ряда мировых рынков высокотехнологичной продукции, она не имеет возможности инвестировать необходимые ресурсы в создание техники новых поколений. Последнее обстоятельство делает трудно осуществимой реализацию заявленного руководством России курса на переход к «инновационной экономике».
Отсутствие технологической стратегии приводит к парадоксальной ситуации - в то время как развитые страны концентрируют ресурсы на развитии отраслей, определяющих постиндустриальный технологический уклад, в России главные усилия уходят в поддержание индустриального уклада, в удерживание «аутсайдерских» технологических ниш. Информатика, телекоммуникации, биотехнология, микромеханика, другие отрасли «новой экономики» В России развиваются крайне медленно. То же относится к новым поколениям энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Это грозит кризисом и ростом рисков чрезвычайных ситуаций в среднесрочной перспективе и катастрофой в долгосрочной.
Растущая взаимозависимость технологической и социальных сфер,
смещение шкалы ценностей в массовом сознании,
деградации научных и образовательных систем.
Природно-экологическая сфера
В мире отмечается закономерный рост количества природных катастрофических явлений. В 1990-1994 гг. среднее ежегодное количество катастроф возросло по отношению к 1965-19б9 гг. почти в 3 раза. В последние годы (1995-1999 гг.) количество крупных природных катастроф сохранялось на высоком уровне. По данным Всемирной конференции по природным катастрофам (Иокогама, 1994 Г.), количество погибших возрастало ежегодно в среднем за период с 1962 по 1992 г. на 4,3%, пострадавших на 8,6%, а величина материальных потерь - на 6%. Количество погибших на Земле за 35 лет от семи видов катастрофических явлений составляет 3,8 млн. чел.
Ускоренный рост критических ситуаций, связанных с природными явлениями, обусловливается не только бесконтрольным увеличением человеческой популяции на Земле, но и ростом техногенных воздействий на окружающую природную среду.
Эпоха научно-технического прогресса и глобального техногенеза ознаменовалась началом климатических изменений, связанных с повышением температуры на Земле. Начиная примерно с 1860 г. - времени первых инструментальных замеров приземной температуры воздуха, вплоть до настоящего времени отмечается постепенный рост температуры на Земле.
Дальнейшее потепление климата может вызвать катастрофические процессы глобального характера. Одна из наиболее серьезных опасностей - повышение уровня мирового океана в связи с таянием ледовых покровов в Гренландии и высокогорных ледников. Даже реализация умеренного прогноза подъема уровня океана может привести к затоплению и подтоплению значительных площадей низменных прибрежных территорий, увеличению частоты развития наводнений, активизации развития береговой эрозии, разрушению сооружений береговой защиты, усилению волновых нагонов и т.д.
До недавнего времени усилия многих стран были направлены только на ликвидацию последствий катастроф, оказание помощи пострадавшим, организацию спасательных работ, предоставление материальных, технических и медицинских услуг, поставку продуктов питания и т.д. Однако необратимый рост числа катастрофических событий и связанного с ними ущерба делает эти усилия все менее эффективными и выдвигает в качестве приоритетной новую задачу: прогнозирование и предупреждение природных катастроф.
В основу новой концепции необходимо взять "глобальную культуру предупреждения", основанную на научном прогнозировании грядущих катастроф.
Согласно современным представлениям к экологическим катастрофам ведут следующие процессы:
• истощение природных ресурсов;
• генетическое вырождение населения в силу прямого или косвенного воздействия химического загрязнения;
• превышение экологической емкости региональных экосистем.
На территории Российской Федерации к районам с высокой экологической напряженностью относятся следующие:
Средне-Русский, Поволжский, Нижне-Донской, ЗападноУральский, Средне-Уральский, Южно-Уральский, Предсаянский, Норильский. Для этих районов характерна высокая степень загрязнения природной среды токсичными веществами, значительные механические нарушения почв и грунтов, истощение возобновляемых ресурсов, в первую очередь - водных, повышенная заболеваемость населения и т.д. К районам возможного наиболее частого повторения экологических катастроф природного происхождения относятся: Северо-Кавказский, Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Забайкальский, Западно-Сибирский, Центральный, Приволжский и т.д.
Современный период развития России характеризуется поддержкой любой ценой экономического и технологического прогресса, что порождает в начале 21 века риск возникновения экологических катастроф.
Социально-политическая сфера
Усиливающийся конфликт между окружающей средой и человеческой деятельностью по ее приспособлению к общественным нуждам приводит к природным, экологическим, технологическим, социальным катастрофам.
Кризисы и катастрофы приводят к нарушению нормального экономического, социального, политического, духовного развития общества или его части, сопровождаются большими людскими и материальными потерями, т. д.
Социальные катастрофы вызываются непродуманной или сознательной целенаправленной деятельностью по разрушению социальных общностей и государственных систем, изменению социально-политического строя, уничтожению народов, стран, политических союзов, цивилизаций. Этот тип катастроф ведет к значительным человеческим потерям, деградации демографической и социальной структур общества, разрушению духовных основ жизни и проявляется в войнах, конфронтационных противостояниях, бунтах, революциях, контрреволюционных переворотах и целиком определяется социальными (экономическими, политическими, психологическими и иными) факторами.
Таким образом, с одной стороны, технический прогресс резко усилил социальность, т.е. общественную обусловленность современных катастроф, а с другой, природные, экологические, техногенные катастрофы все чаще стали приводить к катастрофам социальным.
Растущее количество глобальных и локальных, природных и социальных, техногенных и экологических, военных и политических, экономических и финансовых катастроф поставило вопрос об их системном научном изучении для выявления структуры стихийных и управляемых факторов и причин, предупреждения потерь. По существу, речь идет о появлении новой сферы жизнедеятельности человеческого общества - научно управляемом обеспечении социальной безопасности.
Существует ряд социальных явлений, которые определяют сегодня интенсивное развитие негативных процессов в обществе:
• различного рода эксклюзии (социальные исключения) и депривации (лишения), главными из которых является безработица (исключение из системы трудовых отношений) и отсутствие жилища («крыши над головой»);
• формирование «социального дна», включающего группы населения из состава нищих, бомжей, беспризорных детей;
• интенсивное развитие наркомании, алкоголизма и криминального поведения, прежде всего характерного для молодежи;
• интенсивный рост количества людей страдающих болезнями социальной этиологии (туберкулез, педикулез, сифилис, ВИЧ-инфекции);
• расширения слоя населения, прошедшего через «машину» силовых органов, включая вышедших из заключения и их родственников;
• значительное количество бывших военных, участвовавших в локальных конфликтах (Афганистан, Чечня, Молдавия, Грузия) и нуждающихся в реабилитации;
• мощный слой вынужденных переселенцев, сформировавшихся под воздействием распада СССР и в результате «горячих точек», часто лишенных ряда конституционных прав.
Указанные группы населения отличаются различной степенью разрушения социально психологической структуры их личности; значительная часть из них находится на переломе: либо они получают возможность восстановиться, либо скатываются «вниз», выходя из сферы нормальных социальных отношений, и отличаются устойчивым асоциальным поведением.
Чтобы противостоять негативным социальным процессам общество, во-первых, должно знать масштабы этих «болезней», их распространение, динамику и воздействующие на них факторы, во-вторых, нужны эффективные методы борьбы с ними, основанные на использовании новых социальных технологий.
теоретические основы создания системы управления рисками чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная ситуация для любой рассматриваемой системы это выход одного или группы ее параметров за пределы допустимого уровня в результате внешнего или внутреннего воздействия. Причем уровень допустимости этих параметров определяется заранее, как правило, экспертным путем.
В настоящее время не существует строгой научной теории позволяющей классифицировать ту или иную ситуацию как чрезвычайную.
Выход параметров системы за пределы допустимого уровня обуславливается как объективными причинами, так и субъективными.
К объективным причинам относятся:
степень незнания тех или иных процессов (природных, технических, социальных и т.д.) обществом в целом и индивидуумом принимающем решение в частности.
По мере развития общества, накопления знаний этот фактор будет уменьшаться, но никогда не достигнет нулевого значения. Уменьшение данного фактора процесс длительный и требует значительного вложения финансовых средств, в первую очередь со стороны государства, в науку и образование.
Уровень наших знаний на современном этапе не позволяет оценить в полной мере влияние этих факторов на вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и получить достоверный прогноз по их реализации. Поэтому с точки зрения их прогноза и ликвидации мы еще долго будем работать в интервале крайних оценок выхода параметров системы за пределы допустимого уровня.
К субъективным причинам относятся: степень организованности и дисциплинированности общества и индивидуума в частности.
Ошибки при проектировании и эксплуатации системы ("человеческий фактор"). На этом направлении успех достигается значительно быстрее и меньшими финансовыми затратами.
Задачи предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, т.е. возвращение параметров системы в пределы допустимого уровня тесным образом связаны с вышеизложенными причинами, вызвавшими данную чрезвычайную ситуацию. Так понимание природы причин способных создать чрезвычайную ситуацию в данной системе позволяет выработать адекватные превентивные мероприятия, направленные на ее предупреждение и минимизировать время на ликвидацию последствий.
В течение многих лет в отечественной и зарубежной литературе бытовало представление о возможности безаварийной работы любой сколь угодно сложной технической системы или организационной структуры, если выполнены требования государственных стандартов и соблюдается надлежащая дисциплина.
Аварии на атомных станциях, самолетах, подводных лодках, крупные просчеты плановых органов показали, что речь идет не о досадных случайностях, а о некотором общем свойстве систем, которое начинает проявляться, если превышен некоторый критический уровень сложности.
Здесь есть аналогия с развитием экономики. До некоторого уровня может быть организовано эффективное централизованное управление. Однако когда уровень оказывается превышен, наиболее эффективно децентрализованное управление, курс на увеличение разнообразия, на быструю смену технологий, на внедрение инноваций, обеспечиваемых малыми фирмами.
В области безопасности и риска также существует своеобразный информационный барьер, достигая которого, мы должны обращаться к вероятностным характеристикам функционирования сложных технологических и организационных систем. Строгое обоснование необходимости перехода к статистическим характеристикам, к вероятностному описанию, даже в случае достаточно простых детерминированных систем (в которых будущее однозначно определяется прошлым), дает нелинейная динамика.
В теории риска на долгие годы общепринятым стал вероятностный подход.
Однако математические модели сейсмологии, метеорологии, экономики, опыт построения предсказывающих систем вновь заставляют изменить точку зрения. В сложных объектах, имеющих несколько уровней организации, есть место и для случайности, и для предопределенности. В некоторых состояниях случайные воздействия не приводят к кризисным явлениям, в других они могут вызвать лавину. В одних система может иметь высокую степень предсказуемости и большой горизонт прогноза, в других происходит сокращение горизонта прогноза. Если еще недавно экономическое развитие можно было планировать на пятилетнюю перспективу, то теперь ситуация меняется. Глобальные финансовые потрясения, которые не предсказывались и за неделю до их наступления, меняют уровень жизни населения огромных стран на многие годы вперед. Скорость, с которой микроорганизмы адаптируются к антибиотикам, оказывается гораздо выше, чем возможности науки их синтезировать.
Многие опасные «быстрые процессы» привели к сокращению горизонта прогноза и необходимости иметь дело со многими непредвиденными чрезвычайными ситуациями.
Это позволило известному немецкому эксперту У.Беку охарактеризовать наше время как «переход от индустриального общества к обществу риска». «Исчисление рисков», включая математическое моделирование, технологии принятия решений, анализ статистики он рассматривает как важнейшую область деятельности, являющуюся «связующим звеном между естественными, техническими и общественными науками».
Однако в настоящее время атомные, химические, генетические мега угрозы разрушают основания исчисления рисков.
Здесь имеется в виду, во-первых, глобальный, часто непоправимый ущерб, который уже нельзя ограничить; тем самым рушится концепция денежного возмещения (компенсации). Во-вторых, в случае смертельных глобальных угроз исключены действенные меры предосторожности на основе предвидения последствий «наихудшего мыслимого бедствия», это подрывает идею безопасности, обеспечиваемой «предупреждающим отслеживанием результатов». В-третьих, само понятие «бедствие» утрачивает границы во времени и в пространстве и тем самым смысл. Оно становится событием, имеющим начало и не имеющим конца. Но ведь это и подразумевает потерю меры нормальности, утрату процедур измерения и, следовательно, реальной основы для расчета опасностей. Иными словами, и в отношении рисков мы находимся в области параметров, с которыми ранее человечество не сталкивалось. Это делает математическое моделирование в теории риска особенно важным.
Современный период делает необходимым переход от вероятностного к детерминированно-вероятностному описанию многих опасных явлений.
Отметим принципиально важную тенденцию в современных технологиях.
В 60-е и 70-е годы происходил экстенсивный рост параметров многих технических систем - рост мощности единичных энергоблоков, скоростей авиалайнеров, грузоподъемности ракет-носителей, объемов добываемых минеральных ресурсов. И стратегический потенциал страны определялся валовыми показателями производства ряда видов продукции.
Однако уже в то время наметился переход, на который обращал внимание Н.Винер: "от техники сильных токов к технике слабых токов». Это означало, что стоимость оборудования, предназначенного для управления, бытовых нужд, вычислений, превысила стоимость всего оборудования, производимого для электроэнергетики, что
Качественные показатели стали важнее количественных. В настоящее время эта тенденция - ведущая. Лидерами технического прогресса стали микроэлектроника, малотоннажная химия, биотехнология.
Понижается энергоемкость и материалоемкость продукции, падают цены на невосполнимые ресурсы. Новые технологии переходят от макро к микро (клеточному, молекулярному, атомному) уровням. Это изменяет и методы управления: от грубых, простейших обратных связей к длинным, более сложным взаимодействиям, от организации к самоорганизации.
В настоящее время активно происходит процесс формирования теории риска чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности индивидуума и общества в целом. Большой интерес представляет направление, в основу которого положены принципы синергетики, теории нелинейной динамики и временных рядов.
Часто используется подход перемещение технологий, когда авторы используют наработанные и апробированные методы в одной области (в частности теории прочности и разрушений, теория автоматического управления и т.д.) для описания явлений в другой области. Но все существующие и разрабатываемые методы опираются на компьютерное моделирование рассматриваемых явлений. В качестве исследуемых, рассматриваются «классические», максимально упрощенные модели сложных явлений, которые часто далеки от реальных, что часто не позволяет использовать полученные результаты для практической деятельности Министерства.
Отраслевой подход к проблеме обеспечения безопасности, в рамках которого могут существовать отдельно «железнодорожная безопасность» или «нефтяная безопасность», часто оказывается не эффективным. Во многих случаях созданы или разрабатываются единые организационные, информационные, инженерные и научные подходы к обеспечению безопасности.
С одной стороны, оказалось, что во многих сложных системах, к которым относятся и те, в которых происходят редкие катастрофические события, существует небольшое количество переменных - параметров порядка, - изменение которых определяет динамику всех остальных процессов. При этом множество конкретных "отраслевых» деталей часто оказывается несущественно. Ситуация здесь такая же, как с законами физики, которые действуют независимо от ведомственной принадлежности исследуемого объекта.
С другой стороны, в природе и в обществе оказывается не так много единых универсальных сценариев опасного, катастрофического поведения. Например, явление самоорганизованной критичности, активно исследуемое сейчас нелинейной динамикой, характерно для землетрясений, биржевых крахов, наводнений, снежных лавин, биологической эволюции и еще десятка других областей.
Эти явления порождают одну и ту же статистику и оказываются связанными с одними и теми же механизмами. Аналогичным образом дело обстоит с прогнозом поведения сложных систем. Выявленные в последние годы принципиальные ограничения, касающиеся прогноза, оказываются одними и теми же независимо от природы объекта.
Кроме того, нелинейная динамика предлагает междисциплинарный набор понятий, концепций, образов. Поскольку сами опасности и риски стали "междисциплинарными», то потребность в этом языке в области обеспечения безопасности сейчас особенно велика.
Наконец, есть общая проблема, с которой современная наука справляется неудовлетворительно. За небольшим исключением она анализирует, отслеживает, предсказывает уже известные угрозы. Однако свойства мира меняются, появляются новые риски. Они-то и представляются особенно важными. Они требуют особого внимания и новых идей.
Одним из главных ресурсов, которым располагает наша цивилизация в управлении риском, являются новые информационные технологии. Их важнейшая часть - математические модели, использующие формализованное описание, отражающие наш опыт, знание законов природы. Поэтому совершенствование этих моделей - главный шанс научиться работать на опережение угроз и опасностей.
Для многих сложных социальных и организационных систем стало возможным не диктовать решения, направленные на защиту интересов отдельного человека, а создавать условия для естественного их возникновения.
Одна из основных задач Министерства определение рисков для индивидуума и для общества в целом, связанных с чрезвычайными ситуациями, вызванными авариями катастрофами и стихийными бедствиями, разработка и реализация мероприятий по их снижению.
Риски, связанные с чрезвычайными ситуациями, вызванными авариями катастрофами и стихийными бедствиями составляют часть полной группы событий характеризующих жизнь общества и индивидуума. В обществе в целом и в жизни каждого индивидуума в частности существует значительное количество рисков обусловленных другими факторами (болезни, войны, национальные конфликты, несчастные случаи и т.д.). Причем необходимо отметить, что, как правило, риски взаимозависимы, поэтому задача определения приближенной (реальной) нормы риска практически не разрешима, а речь может идти лишь об определении чистой нормы риска. Для того чтобы правильно понимать уровень рисков связанных с чрезвычайными ситуациями, вызванными авариями катастрофами и стихийными бедствиями необходима разработка методического аппарата для решения задачи анализа конкурирующих рисков в масштабе государства, что позволит объективно определить место и функции каждого элемента системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Многие аварии и природные катастрофы - от столкновения кометы Шумейкера-Леви с Юпитером до Чернобыльской аварии - демонстрируют целый ряд эффектов, явлений, механизмов, ранее неизвестных науке. Это, на первый взгляд, обесценивает исследования, ранее проводившиеся в этих областях, и ставит под вопрос саму ценность математического и иного моделирования.
Здесь существует принципиальный методический момент - для многих аварий и кризисных ситуаций полномасштабный натурный эксперимент принципиально невозможен.
К тому же экономика, социум, техносфера часто представляют собой уникальные, необратимо развивающиеся системы. Имея дело с ними, мы обречены на гораздо более фрагментарное и приблизительное знание, чем - то, которое доступно в случае более простых объектов, допускающих экспериментальное изучение.
Поэтому приходится исследовать отдельные механизмы и процессы, которые играют ключевую роль в катастрофах, на более простых модельных объектах (зачастую даже относящихся к другой области науки) и далее из этих фрагментов создавать целое.
Возможность поставить компьютерный эксперимент, провести достаточно подробное имитационное моделирование значительно расширили возможности исследователей.
Можно проследить десятки и сотни компьютерных катастроф, чтобы найти способы предотвращения реальных. Кроме того, существуют две важные взаимосвязи. Первая - компьютерные модели помогают создать обучающие программы, тренажеры, комплексы для обучения персонала, помогающие эффективно действовать в кризисных ситуациях. Вторая - они часто показывают, какую информацию и в каком объеме следует собирать.
Арсенал имеющихся математических моделей в России и в мире, как показали научные исследования в рамках ГНТП «Безопасность», явно недостаточен. Однако без таких моделей, которые находятся гораздо ближе к фундаментальной науке, чем к инженерным разработкам, риск принимаемых решений был бы гораздо больше реальные угрозы усугублялись бы нашим незнанием.
Коренные изменения в области обеспечения безопасности, происшедшие в последние десятилетия, делают сейчас актуальной проблему построения нового поколения моделей.
Решение любой практической задачи с помощью теории вероятностей, требует ее формулировки в вероятностных терминах. Но перевод в вероятностные термины сводится к построению математической модели этой задачи. Имеется много способов построения математических моделей таких задач, но в каждом случае требуется построить упрощенную модель объекта и сохранить ее адекватность реальному объекту, тем не менее, часто такая модель сама по себе настолько сложна, что возникают чисто математические трудности при получении требуемого решения.
В некоторых случаях адекватность модели может быть проверена эмпирическим путем, но, как правило, проверка такого рода практически невозможна и требуется работа широкого круга специалистов различного профиля, для того чтобы механизм, постулированный в модели, удовлетворительным образом соответствовал изучаемому явлению. Степень соответствия между математическим решением и характером явления зависит от адекватности модели, однако может не соответствовать самому явлению, что требует дальнейшей корректировки математической модели явления.
Без построения таких моделей невозможно решение задач изложенных выше.
С целью достижения максимально эффективного практического результата при разработке теории риска и безопасности, возможности сравнения и обсуждения результатов, полученных различными научными коллективами, требуется разработка единой системы исходных данных для формирования математических моделей чрезвычайных ситуаций и опасных природных явлений и выбора их приоритетов. Система исходных данных должна быть согласована со всеми заинтересованными ведомствами, что позволит избежать конфликтных ситуаций в дальнейшем. Создание такой системы исходных данных позволит значительно упростить и формализовать процесс управления рисками чрезвычайных ситуаций.
С другой стороны, если речь идет о крупных катастрофических событиях, то обычно они редки, и поэтому статистики для оценки вероятностей его наступления недостаточно, а в случае новых технологий ее просто нет. Основной подход здесь состоит в том, чтобы по результатам мониторинга по статистике малых событий той же природы, судить о вероятности катастроф.
Например, по данным о сейсмической активности, о «малых землетрясениях», приходится судить о частоте разрушительных землетрясений в данном регионе.
Кроме того, встает проблема, связанная с уникальностью ситуации или с тем, что принятые решения могут принципиально ее изменить. То есть и выигрыши, и вероятности, и условия принятия решений для второй попытки реализовать какой-либо проект могут оказаться совершенно не такими, как для первой.
Модели для управления риском чрезвычайных ситуаций можно разделить на следующие группы.
Глобальный уровень
Поскольку глобальные проблемы являются источниками многих природных и техногенных катастроф, то управление риском чрезвычайных ситуаций глобального масштаба во многом зависит от параметров биосферы и техносферы как единой глобальной системы.
Этот круг причинно-следственных связей отражают появившиеся в 60-х 70-х годах модели мировой динамики.
По-видимому, первая модель такого класса была предложена А.Сахаровым, позволяющая оценить влияние проведения ядерных взрывов в атмосфере на изменение смертности в мире,
а также модель Дж.Форрестера, в которой фигурировали такие переменные, как «производство», «загрязнение», «население» и др.., характеризующие мир в целом. Большое влияние на общество оказала книга Р.Медоуза «Пределы роста», где также рассматриваются возможные варианты развития цивилизации при различных выбранных стратегиях и управляющих воздействиях. Модели такого типа сыграли важную роль в осознании того, что предшествующая траектория расширенного воспроизводства, «все более полного удовлетворения растущих потребностей» зашла в тупик. Они широко обсуждались в различных экологических изданиях. Однако они могут сыграть важную роль и в теории управления, риском.
Продолжительность жизни, статистика смертности, социальные последствия бедствий и катастроф, вред, причиняемый техникой природе, развитых и в развивающихся странах существенно отличаются. Есть болезни богатых и болезни бедных государств. При одной стратегии развития мирового сообщества как целого эти различия будут сглаживаться при другой - нарастать (что и происходит сейчас). В настоящее врем большую популярность, получили идеи устойчивого развития. Одним из элементов этой стратегии является смягчение последствий возможных бедствий и катастроф. Исключительно важным представляется конкретный анализ всей предлагаемой стратегии устойчивого развития и блока, связанного с бедствиями. Очевидно, цена за изменение курса развития цивилизации будет велика. Но для того, чтобы всерьез говорить об этой концепции, важно оценить ее и понять, кто и какую долю расходов будет нести. Без этого подобные проекты останутся благими пожеланиями.
Другой класс моделей этого же уровня связан с влиянием отдельных катастроф на будущее человечества. Одним из наиболее ярких примеров таких моделей является глобальная модель атмосферы, океана, биосферы, построенная коллективом исследователей из Вычислительного центра Академии наук под руководством Н.Н.Моисеева. Эта модель позволила оценить климатические последствия полномасштабного обмена ядерными ударами. Математическая модель показала, что выброс значительного количества пыли и сажи в атмосферу может привести к «ядерной ночи» или даже к «ядерной зиме», что может на долгий срок изменить глобальную циркуляцию атмосферы и погубить биосферу. Эта модель позволила также дать прогноз климатических изменений, обусловленных ростом содержания углекислого газа в атмосфере.
Модели такого типа стали широко использоваться в связи с проблемой трансграничного переноса - оценкой того, какие страны и какой вклад вносят в загрязнение воздуха или воды на данной территории и какие издержки на них можно возложить последствия гигантских извержений вулканов, падения больших астероидов на Землю также анализировались в рамках подобных описаний.
Ряд воздействий, которые носят иной характер, также имеют глобальное значение. В частности, набор первоочередных проблем, которые приходится решать мировому сообществу, кардинально зависит от численности населения планеты. Поэтому глобальные демографические модели также оказываются непосредственно связаны с риском и безопасностью. По-видимому, управляющими воздействиями здесь могут служить меры, направленные на внедрение более эффективных технологий, на повышение уровня образования и изменение стереотипов массового сознания.
Следует подчеркнуть, что научное сообщество в настоящее время не представляет себе всех окон уязвимости нашей цивилизации. Малые воздействия способны сейчас менять многие системные свойства нашего мира. Например, радикально изменились возможности и уровень защиты глобальных компьютерных сетей с появлением компьютерных вирусов. По мере того как роль информационной инфраструктуры будет возрастать, данный класс рисков может стать еще более важным. Этот классический пример показывает, что опасности и риски могут исходить от человека, не порождаясь какой-либо технологической необходимостью.
Глобальные системы телекоммуникаций открывают принципиальные возможности для тотального контроля. Естественно предположить, что активно будут создаваться и средства противодействия. Это означает появление новых рисков. Ряд экспертов полагает, что одной из главных арен противостояния в следующем веке станет информационная сфера, область смыслов и ценностей. Последние становятся гораздо более важным объектом, чем информация сама по себе. Несмотря на отдельные модели, адекватного описания этих важнейших процессов пока нет.
Многие современные опасные технологии и связанные с ними риски были вызваны к жизни военным, идеологическим, этническим, геополитическим противостоянием стран и регионов. Число жертв такого противостояния даже в наше время несравнимо с числом погибших в результате аварий и стихийных бедствий.
Поэтому ряд моделей стратегической стабильности, безусловно, может быть отнесен к моделям управления риском глобального уровня.
Государственный уровень
До недавнего времени ключевыми инструментами для прогнозирования развития страны и планирования на различные сроки служили макроэкономические модели.
В таких моделях последствия бедствий и катастроф игнорировались, либо учитывались как малые поправки. Однако в последние годы ситуация изменилась и, вероятно, факторы, учитывающие риск и неопределенность, станут неотъемлемым атрибутом этих моделей. Причин для этого несколько.
Чем меньше валовой внутренний продукт (ВВП), тем большая его доля, как показывает статистика, идет на ликвидацию последствий катастроф и стихийных бедствий. Если в развитых странах эта доля составляет 3-5%, то известное землетрясение в Никарагуа в 1972 г. нанесло ущерб, превышающий весь ВВП страны.
Как известно, ВВП России в последнее десятилетие значительно сократился. Если в 80-х годах страна занимала второе место в мире по этому показателю, то сегодня она находится на 15-й позиции и на 109-м месте по ВВП на душу населения. Сейчас возможна такая ситуация, что существенное сокращение числа аварий и смягчение последствий катастроф может дать эффект существенного увеличения бюджетной составляющей расходуемой на развитие и социальные нужды. Рост масштабов катастроф делает их все более заметным фактором экономической жизни. Достаточно напомнить об объеме затрат Советского Союза на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии.
Устойчивость общества по отношению к бедствиям непосредственно зависит от состояния экономики. Она же, в случае слабой экономики, непосредственно зависит от мировой конъюнктуры. Ее изменение может быть сравнимо с последствиями крупной войны.
Глобальные климатические изменения привели к тому, что урожаи во многих районах рискованного земледелия стали гораздо менее стабильными (засухи в одних местах, ливни и наводнения в других, подъем уровня водоемов и Т.Д.).
Три последних фактора приводят к тому, что традиционные для макроэкономики переменные (стоимость основных фондов, доходы бюджета и др.) становятся случайными величинами. Это приводит к необходимости разработки своеобразной «макроэкономики риска».
Другой класс моделей связан с технологической политикой национального уровня, с изменением структурной политики. Характерный пример - стратегия развития топливно-энергетического комплекса. Здесь есть широкий спектр альтернатив. От полного отказа от атомной энергетики и рисков, связанных с ней (по этому пути сейчас идут в Швеции), до ее форсированного развития (во Франции атомные электростанции дают более 70% энергии). Каждый из способов промышленного получения энергии имеет свои недостатки и несет свои опасности (загрязнение окружающей среды кислотными дождями и потребление невосполнимых ресурсов для тепловых станций, затопление больших территорий, сложные и дорогие технологии поддержания в рабочем состоянии плотин для ГЭС). Решения в этой сфере должны основываться на моделях типа «управление ресурсами». При этом управлять приходится не только финансовыми потоками и материальными ресурсами, но и связанными с ними рисками.
Еще один класс моделей связан со структурой государственного управления. Многие крупные государства имеют федеративное устройство. Встает вопрос о взаимодействии субъектов федерации в области риска и безопасности. Типичный пример - неурожай или стихийные бедствия, поразившие ряд регионов. Очевидная идея состоит в страховании территорий, в трансфертных платежах, которые направляют благополучные субъекты пострадавшим. Математическое моделирование в этой важной области только начато. Вместе с тем надо отдавать себе отчет, что региональное страхование и трансферты будут эффективны, если бедствий такого масштаба достаточно мало, а благополучных субъектов много.
Длинные цепи причинно-следственных связей, упоминавшиеся выше, могут быть исключительно важны на характерных временах в десятки лет. К таким связям относятся социальные, связанные с пенсионным обеспечением, с помощью пострадавшим во время бедствий. Здесь нужны модели, которые бы учитывали психологические и социально-психологические факторы. В самом деле, должно ли государство только накормить и обогреть пострадавшего и оказать ему медицинскую помощь или также взять на себя заботу по его дальнейшему трудоустройству или обеспечению жильем? В разных странах политика различна. Она определяется не только уровнем жизни общества, но и традициями, социально-психологическими факторами, ролью государства в жизни человека. Управляя уровнем социальных гарантий, мы управляем отношением большой прослойки людей к системообразующим ценностям.
Большой класс математических моделей можно назвать моделями мониторинга федерального уровня. Эти модели лежат в основе всех систем сбора и анализа информации, систем прогноза, на основе которого и должны приниматься решения.
Системы космического наблюдения, сеть сейсмостанций и метеостанций и др. определяются тем, какая информация и в каком объеме нам нужна. Это диктуется теми представлениями о стихийных бедствиях и катастрофах, которыми мы располагаем. А они, в свою очередь, опираются на математические модели. В моделировании ряда стихийных бедствий получен определенный прогресс, который, вероятно, приведет к успехам и в предсказании опасностей.
Регионально-отраслевой уровень
Модели этого уровня представляются особенно важными, поскольку основная тяжесть работ по предупреждению угроз и наибольшие возможности для смягчения последствий бедствий относится именно к нему. Система защиты населения и территорий в Российской Федерации обеспечивается распределенной системой сил, средств, органов управления, информационных центров. Модели управления риском предназначены для этих структур.
К ним относятся, прежде всего, экономические модели управления риском для территориально-производственных комплексов, которыми располагают субъекты федерации. Цель этих моделей - оценить опасности существующих объектов, меры по предупреждению аварий и катастроф и построить систему приоритетов. При этом модели должны давать и оценки возможного ущерба, если те или иные меры не будут приняты. Работа над проектом обсуждаемой ФЦП показала неудовлетворительное положение дел в части, касающейся приоритетов. Общая сумма заявленных субъектами мероприятий превысила 10% государственного бюджета. Это означает, что срочные, первоочередные проекты оказались не отделены от второстепенных. Модели и системы поддержки принятия решений здесь были бы очень полезны.
В рамках отрасли эти модели условно можно отнести к классу моделей «оптимальный режим обновления оборудования». Обычные модели этого типа ориентированы только на экономическую эффективность. Для управления риском этого недостаточно. Эти модели должны отражать состояние промышленных объектов и инфраструктуры в данной отрасли, давать прогноз ожидаемого числа рисков и аварий и позволять оценивать экономический эффект от различных стратегий повышения устойчивости работы отрасли. Традиционная задача здесь состоит в определении того, какую долю оборудования и инфраструктуры следует обновить при данном уровне инвестиций, оптимизируя и экономическую эффективность, и уровень безопасности.
Кроме того, на региональном уровне обычно есть свои системы мониторинга, свои источники опасности: загрязнение окружающей среды различными опасными химическими веществами, опасности характерных для региона наводнений или эпидемий и т.д. Здесь существует большой набор уже построенных и апробированных моделей, и задача часто сводится к их разумному выбору и привязке к реалиям региона.
Сценарно-объектовый уровень
Каждый опасный объект, как правило, имеет свои особенности, свой набор проектных и запроектных аварий и катастроф. Современные средства математического моделирования для большинства из них (взрывы, разливы сильнодействующих ядовитых веществ и т.д.) позволяют выяснить типовой сценарий аварии, характерную картину ее разных стадий. На этой основе обычно легче планировать спасательные работы. Модели позволяют, как правило, выяснить "окна уязвимости» предприятий или территорий.
Управление любым процессом или объектом предполагает полную информированность о его состоянии. Решение проблемы эффективного управления рисками чрезвычайных ситуаций требует эффективного мониторинга всех факторов, так или иначе способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг должен обеспечивать систему управления рисками чрезвычайных ситуаций показателями позволяющими осуществлять долгосрочное (стратегическое), среднесрочное (тактическое) и краткосрочное (оперативное) прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
При наличии мониторинга процесса или объекта, в критической ситуации имеется возможность прекратить его эксплуатацию, если велика вероятность прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций. В различных областях современной технологии используются такие принципы мониторинга и прогнозирования либо их комбинации. Тем не менее, следует обратить внимание еще на одну особенность - возможное изменение со временем свойств процесса или объекта, а соответственно и необходимость изменения методов прогнозирования, а соответственно и принципов управления.
Внедрение информационного управления
Важнейшая функция системы управления рисками чрезвычайных ситуаций снабжение населения и лиц, принимающих решения, адекватной информацией, позволяющей разумно и эффективно действовать в условиях бедствия и осознанно принимать необходимые решения. Система образования и возросшие возможности телекоммуникаций позволяют реализовать этот тип управления достаточно быстро, дешево и эффективно.
Цель информационного управления - приблизить субъективные оценки вероятности и оценки риска к их объективным показателям.
Здесь есть еще один важный аспект, касающийся научных исследований, связанных с риском. Человечество вошло в фазу своего развития, непосредственно связанную с риском. Поэтому каждое бедствие, катастрофа или крупная авария должны учить, они должны детально осмысливаться исследователями и руководителями. При этом катастрофу не следует рассматривать изолированно, и для того, чтобы найти выход из чрезвычайной ситуации, обычно очень полезно, оказывается, проанализировать, как же в нее вошли.
Для принятия адекватных складывающейся ситуации решений наличия одной информации недостаточно. Масштаб и острота проблем, связанных с риском, настолько велики, что следует ставить вопрос о выработке культуры безопасности.
При этом принципиально важно, чтобы способность строить, сохранять, поддерживать общество ценило гораздо выше, чем умение разрушать окружающую среду, инфраструктуры, социальные институты, смыслы и ценности.
Внедрение принципа децентрализации
Если проанализировать статистические данные о количестве и масштабности чрезвычайных ситуациях последних лет, то можно видеть что соотношение между количеством чрезвычайных ситуаций федерального, регионального, территориального, местного и локального уровней соответственно составляет 1:2: 120:240:480. Откуда ясно, что в силу необходимости адекватно и оперативно реагировать на большой спектр возможных чрезвычайных ситуаций, не привлекая слишком большие ресурсы, такая система должна быть распределенной.
Кроме того, необходим набор эффективных экономических мер, требующих вложения финансовых средств, в первую очередь, со стороны субъектов Российской Федерации, направленных на предупреждение бедствий и катастроф. Особенно большое значение это имеет для Российской Федерации в силу ее обширных территорий и слабой инфраструктуры.
основные задачи, которые необходимо решать при создании системы управления рисками:
• выявление опасностей и оценка риска чрезвычайных ситуаций;
• повышение уровня осведомленности населения о риске катастроф и мерах по защите от них;
• создание экономических механизмов регулирования деятельности в области снижения рисков. Эти механизмы должны включать систему льгот для поощрения организаций, эффективно обеспечивающее безопасность; страхование рисков; создание систем резервов Финансовых и материальных ресурсов;
• государственное регулирование в области обеспечения природно-техногенной безопасности (экспертиза, контроль, надзор, декларирование, лицензирование и т.д.);
• разработка механизма комплексного управления безопасностью территорий;
• создание системы нормативно-методических документов управления рисками чрезвычайных ситуаций;
• дальнейшее развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, создание единой государственной системы комплексного мониторинга;
• переход к нормированию приемлемого риска для населения и территорий;
• зонирование территории страны по уровням комплексного риска, надзор за соблюдением допустимых уровней риска, развитие страхования населения и территорий;
• разработка и внедрение новых технологий, при создании спасательных средств.
Практические шаги на 2002 год
В 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в чс (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.
Основными достижениями РСЧС в области предупреждения чрезвычайных ситуаций за прошедшие годы стало создание таких элементов системы государственного управления рисками как:
• экспертиза проектов потенциально опасных объектов;
• декларирование безопасности промышленных объектов;
• лицензирование эксплуатационной деятельности объектов;
• государственный надзор технической безопасности предприятий и объектов на всех этапах создания, эксплуатации и ликвидации.
Деятельность в этой области характеризуется работой по внедрению принятых в настоящее важных правовых актов, которые призваны закрепить понимание на всех уровнях исполнительной власти того, что их реализация позволит уменьшить количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
К таким актам относятся Федеральные законы:
• О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
• 0 радиационной безопасности населения»
•0 безопасности гидротехнических сооружений» и «Временный порядок экспертизы деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, гидравлических и тепловых электростанций», который принят к практической реализации.
Государственная экспертиза проектов потенциально опасных объектов осуществляется Государственной экспертизой проектов МЧС России и сетью внештатных экспертных комиссий, созданных при региональных центрах и органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов российской Федерации.
Ведется работа по нормативному обеспечению деятельности экспертных органов. Приказом МЧС России утвержден и введен в систему нормативных документов в строительстве
Свод правил по проектированию и строительству «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» (СП 11-107-98).
федеральная целевая программа (ФЦП) "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года",
Основная задача Программы - разработка в Российской Федерации практических механизмов направленных на значительное снижение для ее населения природных и техногенных рисков на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях. Причем решение этой задачи должно иметь важнейшее значение не только для федерального центра (как это происходит в некоторых субъектах Российской Федерации сейчас), но и для структур власти, на всех уровнях начиная с объектового.
В Программе имеется шесть разделов:
1. Разработка нормативно правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.
11. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
111. Разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций.
IV. Развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях.
V. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
VI. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основные задачи Программы:
• создание и развитие научно методических основ управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
• формирование нормативно правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
• разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
• создание и развитие систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
• развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
• совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
• разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
И если сравнить основные разделы Программы и ее задачи с основными задачами, решение которых необходимо для создания системы управления рисками то можно увидеть их практически полную идентичность.
Таким образом, если бы нам удалось решить все задачи поставленные Программой, то можно было бы говорить о создании в Российской Федерации эффективной системы управления рисками чрезвычайных ситуаций.
Программа формально имеет два уровня: федеральный и субъектовый, однако ее эффективность повысится, если ввести и региональный (федеральные округа) уровень программно-целевого планирования. Программа имеет комплексный характер и затрагивает деятельность 15 федеральных министерств и ведомств и всех субъектов Российской Федерации. В рамках проводимой Министерством координационной работы в 22 субъектах Российской Федерации осуществляется реализация региональных целевых про грамм "Снижение рисков и смягчение последствий ЧС при родного И техногенного характера», а так же разработаны и находятся в стадии согласования целевые программы еще в 27 субъектах Российской Федерации.
Важнейшая задача - обучить все население страны действиям в чрезвычайных ситуациях, последовательно формировать массовую культуру безопасности.
Для успешного решения этого вопроса необходима определенная перестройка психологии человека. Составной частью менталитета каждого человека должно стать осознание крайней важности вопросов безопасности, постоянная забота о личной безопасности, безопасности близких и членов трудового коллектива, понимание необходимости участвовать в работе по противодействию угрозам.
Одним из предполагаемых результатов реализации ФЦП станет создание государственного механизма, обеспечивающего на основе широкого мониторинга рисков и системного прогноза динамики кризисов полноценное социально-экономическое планирование развития государства, общества, региона и достижение гарантированного уровня безопасности человека
- Алексеев а.А., Юртушкин в.И. Управление предприятием в Чрезвычайных ситуациях
- Оглавление
- Тема 1. Введение в курс "Управление предприятием в чс"
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- 2. Основы управления рисками в чс
- 3. Термины и определения основных понятий.
- Введение
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- Тема 1. Введение в курс «Управление предприятием в чс»
- Тема 2. Основы риск-менеджмента предприятия.
- Тема 3. Управление предприятием до возникновения риска.
- Тема 4.Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чс.
- 2. Основы системы управления рисками в чс
- 2.2. Основы Федеральной целевой программы (фцп)
- 3. Термины и определения основных понятий
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 "Основы риск - менеджмента предприятия" Занятие 2/1 "Виды и классификации рисков"
- 1. Источники, элементы и виды рисков.
- 2. Классификации рисков.
- Введение
- Источники, элементы и виды рисков
- Классификация рисков
- Заключение
- Рекомендуемая литература:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Анализ и оценка рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками
- Введение
- 1. Анализ и оценка рисков
- 1.1.Общие основы анализа рисков
- 1.2. Общие основы оценки рисков
- Субъективный и объективный подходы к оценке рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками на предприятии
- 2.1.Методы построения (способы поиска) поля решений:
- 2.2. Методы выявления наличия риска в альтернативах
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 2/3 "Расчет ущерба"
- 1. Понятие, виды и классификации ущерба.
- 2. Расчет экономического ущерба от чс.
- 3. Расчет ущерба в результате аварии на предприятии.
- Введение
- Понятие, виды и классификации ущерба
- Расчет экономического ущерба от чс
- Оценка ущерба в результате аварии на предприятии
- Потери предприятия от уничтожения (повреждения) аварией его основных фондов
- Расходы на расследование аварии (Пр)
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 «Управление предприятием до возникновения чс» Занятие 3/1 «Принципы, методы и стратегия управления рисками»
- 1. Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 3. Основы стратегии управления рисками
- Введение
- Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 2.1. Классификации и характеристика методов управления рисками
- 2.1.1. Характеристика методов минимизации ущерба
- Характеристика методов возмещения ущерба
- Метод передачи риска
- Метод принятия риска на себя
- 2.1.3. Другие классификации методов управления рисками
- 1. Методы контроля за рисками:
- 2.1.4. Выбор методов управления рисками
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 3/2 «Система управления рисками на предприятии»
- 1.Основы системы управления рисками на предприятии
- 2.Система управления гражданской защитой на предприятии
- Введение
- Основы системы управления рисками на предприятии
- Оценка эффективности функционирования риск-менеджмента
- Система управления гражданской защитой на предприятии
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Мероприятия по предупреждению рисков (аварий, катастроф).
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Введение
- Мероприятия по предупреждению рисков (аварий и катастроф)
- 1.1.Стадии развития чс
- 1.2. Предупредительные мероприятия
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Декларация безопасности промышленного объекта
- План ликвидации последствий чс
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4. Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций
- Учебные вопросы: Введение
- 1.Управление предприятием при угрозе возникновения чс.
- 2.Управление предприятием при возникновении чс.
- 3.Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс.
- Введение
- Управление предприятием при угрозе возникновения чс
- 2. Управление предприятием при возникновении чс
- 3. Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс
- 3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- 3.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зоне бедствия
- Меры безопасности при проведении асднр
- Вопросы для самоконтроля