logo
Курс лекций Упр ЧС

2. Основные методы управления рисками

Методы управления риском, включают административно-правовые, технические и экономические приемы и способы управления риском.

Административно-правовые – совокупность законодательных актов, нормативных документов и организационно-управленческих механизмов, позволяющих снижать риск в ЧС.

Технические – инженерно-технические средства мониторинга источников риска, предупреждения возникновения, развития и ликвидации ЧС.

Экономические – совокупность экономических механизмов для реализации методов и средств снижения риска и возмещения ущерба от ЧС.

Методы рискового управления: экспертные, экономико-математические, анали­тические и другие.

Воздействие субъекта на объект управления, т. е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркуляции определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления, незави­симо от его конкретного содержания, всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

Информационная система, созданная предприятием, должна быть эффективной, т. е. генерировать информацию ретроспективно и перспективно; функциони­ровать как единое целое, способствуя комплексному решению проблем; обес­печивать высокую надежность данных, их оптимальный объем, подлежащий сбору, хранению и обработке; обладать такой структурой, которая обеспечива­ла бы возможность развития системы в соответствии с развитием самого пред­приятия.

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиле­ние научного обоснования рисковых управленческих решений, учет отечествен­ного и зарубежного опыта в этой области.

Таким образом, формирование и реализация эффективного риск-менеджмен­та на предприятии представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адапта­ции к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы предприятия и внешней среды.

Проблемы риска на предприятии решаются либо специалистом (ме­неджером по риску, финансовым менеджером и др.), либо группой специалистов (отдел ГЗ). Как уже отмечалось выше, принятие управленческих решений тесно связано с уче­том всех видов рисков. Непредвиденные происшествия могут свести на нет самые точные прогнозы и квалифицированные управленче­ские решения. Менеджер по риску должен знать, как уменьшить уровень вероят­ного риска до оптимального размера и предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных событий.