Основы системы управления рисками на предприятии
Риск-менеджмент — это система анализа, оценки, управления рисками и экономическими, социально-рисковыми отношениями, возникающими в процессе хозяйственной деятельности.
Риск-менеджмент как самостоятельное явление возник в 70-е гг. XX в. и к настоящему времени превратился в прикладную экономическую науку. За период своего существования риск-менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем: если при его зарождении он рассматривал в основном вопросы анализа технических рисков, а впоследствии — управление финансовыми инвестициями и проблемами банкротства, то в настоящее время он включает практически все направления и аспекты управления рисками предприятия: анализ, оценку, предупреждение и снижение всех видов возникающих рисков и возможных ближайших и отдаленных последствий его реализации.
Ряд проблем риск-менеджмента в последние годы получили свое углубленное развитие в относительно самостоятельных областях знаний — риск-анализ, социологии риска, антикризисное управление предприятием.
С помощью риск-менеджмента предприятия выявляют огромные резервы в совершенствовании финансирования и организации своей работы в ситуации риска. Он является эффективной формой управления, определяющей масштабы и приоритеты рисковой деятельности.
Необходимым условием для формирования эффективной, научно обоснованной системы управления рисками является создание концепции управления рисками — концепции риск-менеджмента, т. е. совокупности связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов о всей системе регулирования деятельности предприятия в ситуации неопределенности и риска.
Современная концепция риск-менеджмента представляет его:
как систему, состоящую из различных компонентов;
как процесс с отдельными элементами.
В этой связи риск-менеджмент должен рассматриваться как развивающаяся открытая система, для изучения которой необходимо использовать системно-синергетический подход.
В основе управления деятельностью любого предприятия лежит совокупность решений принимаемых руководителем, в том числе решений, реализуемых в ситуации риска. Процесс принятия решения в ситуации риска — это последовательность взаимосвязанных шагов. Руководитель, принимая решение в ситуации риска, заботится помимо самого решения обо всем связанном и проистекающем из него.
Основная цель риск-менеджмента заключается в максимизации рыночной стоимости предприятия в ситуации неопределенности и риска, в получении максимальной прибыли в текущем и перспективном периоде при оптимальном соотношении величины прибыли, ликвидности и риска. При этом для достижения целей социально-экономического развития предприятие должно максимизировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует проведения эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики.
Для достижения своей основной цели риск-менеджмент решает следующие основные задачи:
обнаружение областей потенциальных рисков;
идентификация внутренних и внешних рисков предприятия;
оценка степени (уровня) отдельных видов рисков и общего риска предприятия в целом;
разработка и осуществление предупредительных мероприятий по защите от потенциальных рисков;
применение методов оптимизации размеров возможного возмещения ущербов, возникших в результате рисков;
формирование системы эффективного мониторинга и репортинга рисков, присущих как отдельным операциям, так и хозяйственной деятельности в целом;
создание оптимальной структуры механизма функционирования риск-менеджмента;
обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.
Функционирование системы управления предприятием осуществляется в рамках действующего нормативного, правового, программного, информационного, материально-технического, кадрового обеспечения и организационной культуры. Неотъемлемой частью этой системы является риск-менеджмент, который состоит из двух подсистем:
управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).
Объектом управления в риск-менеджменте является риск.
Субъектом управления является специальная группа людей (менеджер по риску, финансовый менеджер и пр.), владеющая различными приемами и методами управленческого воздействия.
Через функции объекта и субъекта управления реализуются цели и задачи риск-менеджмента.
Функции объекта: регулирующая, стимулирующая, защитная, предупредительная, компенсационная и др. Рисковые отношения могут выполнять функции мотивации, адаптации, обучающую и пр. Рисковые инвестиции выполняют инновационную функцию.
Функции объекта риск-менеджмента реализуются через функции субъекта управления:
определение цели и разработка стратегии развития предприятия в ситуации риска;
определение рисковой политики предприятия;
обеспечение правовой законности и защищенности работников предприятия, участвующих в рисковой деятельности;
создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам хозяйственной деятельности предприятия в ситуации риска;
формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснованность альтернативных вариантов рисковых управленческих решений;
планирование рисковой деятельности;
исследование внешней и внутренней среды предприятия на предмет выявления вероятности возникновения тех или иных рисков;
анализ и прогнозирование состояний в ситуации неопределенности и риска;
регулирование и координирование всех звеньев системы управления рисками;
принятие оперативных решений по основным аспектам хозяйственной деятельности предприятия;
применение тех или иных методов анализа, оценки и управления рисками и оценка их эффективности;
мониторинг и репортинг уровня рисков на всех направлениях и этапах хозяйственной деятельности;
разработка действенной системы стимулирования и контроля за реализацией принятых управленческих решений в ситуации риска;
анализ результатов рисковой деятельности и нахождение резервов повышения ее эффективности.
Таким образом, при реализации функций управления рисками выявляется состав основных рисков на предприятии и проводится оценка их уровня с объемом возможных потерь, формируется система мероприятий по предупреждению и минимизации отдельных рисков.
По содержанию риск-менеджмент сводится к процессу выработки управляющих воздействий на уровень рисков, источники их возникновения, факторы, на них влияющие и экономические, социально-рисковые отношения с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Управленческое воздействие осуществляется специальным аппаратом. В зависимости от вида, размеров и характера деятельности предприятия организационная структура системы управления рисками предприятия (аппарат управления) и кадровый состав могут быть построены различными способами. Для крупных предприятий характерно образование специального подразделения (отдела, службы, дирекции) или даже нескольких подразделений, руководимых финансовым директором (финансовым менеджером, менеджером по риску).
Вне зависимости от организационной структуры предприятия менеджер по риску (бухгалтер) занимается предвидением рисков (краткосрочного и долгосрочного характера), анализом, оценкой рисков, выявлением проблем, возникающих перед предприятием в ситуации риска; выработкой рекомендаций по их устранению; принимает ряд управленческих решений.
меняющихся условиях внешней экономической среды, в условиях неопределенности и риска;
устранять относительно малые неполадки в рискованной хозяйственной ситуации непосредственно самими службами (подразделениями) предприятия.
Такие требования к механизму управления рисками предприятий объясняются тем, что, с одной стороны, регулирующий орган не в состоянии (и не должен) предвидеть все без исключения изменения в ходе хозяйственной деятельности, возникающие в процессе выполнения планов, а с другой стороны, в хозяйственной жизни имеется ряд стандартных ситуаций, для которых целесообразнее всего разработать типовые алгоритмы экономического поведения и заложить их в механизм функционирования предприятия.
Таким образом, процесс управления рисками предприятия должен базироваться на определенном механизме.
Механизм риск-менеджмента (или рисковой механизм) - это взаимосвязанная система элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в ситуации риска ( или - система методов, рычагов, форм организации рисковых отношений, посредством которых осуществляется анализ, оценка, управление рисками.)
Структура механизма риск-менеджмента, как и сам риск-менеджмент, зависят от вида и специфики предприятия, масштаба и характера его основной и вспомогательной деятельности и состава его контрагентов.
В структуру механизма риск-менеджмента входят три основные составляющие: ресурсная, организационная и системы обеспечения, которые, в свою очередь, включают в себя определенную совокупность элементов.
Ресурсная составляющая рискового механизма включает:
финансовые ресурсы;
материально-технические ресурсы;
кадровые ресурсы.
Организационная составляющая- методы анализа, оценки и управления рисками.
Методы анализа, оценки и управления рисками — это способы исследования многообразных рисков предприятий, аспектов их формирования и снижения.
Методы реализуются через приемы (рычаги) - набор показателей риска: уровни допустимого, критического и катастрофического риска, размер максимального, среднего и минимального ущерба, масштаб его возмещения и др.
Установка предельных величин показателей риска позволит предприятию определить условия приемлемости того или иного решения, оградит его от попадания в зону чрезмерного, неприемлемого риска. Третья составляющая механизма риск-менеджмента — системы обеспечения — включает в себя: нормативное, правовое, программное, информационное обеспечение и организационную культуру.
Правовое обеспечение включает законы, указы Президента, постановления правительства, законодательные акты, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления, лицензии.
Нормативное обеспечение образуют инструкции, нормативы, сертификаты, нормы, методические указания и разъяснения и т. п.
Информационное обеспечение состоит из разного рода и вида экономической, политической, социальной, технической, коммерческой, финансовой и прочей информации. Программное обеспечение (разнообразные функциональные пакеты прикладных программ) является самостоятельным и важным его элементом обеспечивающем использование компьютерных сетей, новые средства коммуникации, в том числе Интернет.
Организационная культура — это способ организации хозяйствующим субъектом своей производственной деятельности, позволяющий ему с наименьшими затратами времени и ресурсов обеспечить высокий имидж и рейтинг на рынке.
Рисковый механизм способен количественно и качественно влиять на эффективность деятельности предприятия. Количественное влияние характеризуется пропорциями отклоняемых, принимаемых, разделяемых и передаваемых рисков.
Можно выделить пять главных направлений воздействия рискового механизма на эффективность деятельности предприятия в ситуации риска;
планирование;
организация рисковой деятельности;
регулирование экономических и социальных процессов в ситуации риска;
стимулирование лучших результатов рисковой деятельности;
контроль за рисковой деятельностью.
Планирование деятельности в ситуации риска представляет собой процесс выработки плановых заданий, составление графика их выполнения, разработку планов, прогнозов и программ. Поэтому в плане любого предприятия должен быть проведен тщательный просчет рисков. Основная его задача — предусмотреть все виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие при осуществлении своей деятельности, источники и момент их возникновения. В плане разрабатываются также меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть. Эти меры могут быть организационного характера или другие меры снижения риска.
Таким образом, прежде всего необходимо прогнозировать вероятность возникновения внутренних и внешних рисков, степень (уровень) потенциальных рисков, размер возможных убытков, потенциальные источники их компенсации и альтернативные варианты действий в условиях риска.
Организация рисковой деятельности заключается в определении потребности и своевременном обеспечении предприятия, необходимыми для нормальной работы ресурсами, и информацией, что способствует принятию в ситуации риска обоснованных и своевременных решений.
Регулирование экономических и социальных процессов в ситуации риска связано с регламентированием рисковых отношений на предприятии. Кроме того, регулирование предполагает разумную координацию, представляющую собой согласованность работы всех звеньев системы управления рисками, субъекта управления, аппарата управления и специалистов и способствующую в конечном итоге минимизации всех рисков предприятия.
Стимулирование лучших результатов рисковой деятельности заключается в применении системы стимулов и санкций (экономического и административного характера), являющихся рычагами воздействия на деятельность предприятий в ситуации риска. Стимулирование направлено на увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с природоохранными действиями, с минимизацией рисков. Стимулирование специалистов, принимающих и осуществляющих рисковые решения. Санкции могут быть применены за нецелевое использование средств, несвоевременное принятие мер по выявлению и предотвращению рисков и пр.
Контроль за рисковой деятельностью предполагает объективную оценку обоснованности, оправданности и целесообразности рисковых действий с различных точек зрения (экономической, стратегической, социальной и др.).
- Алексеев а.А., Юртушкин в.И. Управление предприятием в Чрезвычайных ситуациях
- Оглавление
- Тема 1. Введение в курс "Управление предприятием в чс"
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- 2. Основы управления рисками в чс
- 3. Термины и определения основных понятий.
- Введение
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- Тема 1. Введение в курс «Управление предприятием в чс»
- Тема 2. Основы риск-менеджмента предприятия.
- Тема 3. Управление предприятием до возникновения риска.
- Тема 4.Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чс.
- 2. Основы системы управления рисками в чс
- 2.2. Основы Федеральной целевой программы (фцп)
- 3. Термины и определения основных понятий
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 "Основы риск - менеджмента предприятия" Занятие 2/1 "Виды и классификации рисков"
- 1. Источники, элементы и виды рисков.
- 2. Классификации рисков.
- Введение
- Источники, элементы и виды рисков
- Классификация рисков
- Заключение
- Рекомендуемая литература:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Анализ и оценка рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками
- Введение
- 1. Анализ и оценка рисков
- 1.1.Общие основы анализа рисков
- 1.2. Общие основы оценки рисков
- Субъективный и объективный подходы к оценке рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками на предприятии
- 2.1.Методы построения (способы поиска) поля решений:
- 2.2. Методы выявления наличия риска в альтернативах
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 2/3 "Расчет ущерба"
- 1. Понятие, виды и классификации ущерба.
- 2. Расчет экономического ущерба от чс.
- 3. Расчет ущерба в результате аварии на предприятии.
- Введение
- Понятие, виды и классификации ущерба
- Расчет экономического ущерба от чс
- Оценка ущерба в результате аварии на предприятии
- Потери предприятия от уничтожения (повреждения) аварией его основных фондов
- Расходы на расследование аварии (Пр)
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 «Управление предприятием до возникновения чс» Занятие 3/1 «Принципы, методы и стратегия управления рисками»
- 1. Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 3. Основы стратегии управления рисками
- Введение
- Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 2.1. Классификации и характеристика методов управления рисками
- 2.1.1. Характеристика методов минимизации ущерба
- Характеристика методов возмещения ущерба
- Метод передачи риска
- Метод принятия риска на себя
- 2.1.3. Другие классификации методов управления рисками
- 1. Методы контроля за рисками:
- 2.1.4. Выбор методов управления рисками
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 3/2 «Система управления рисками на предприятии»
- 1.Основы системы управления рисками на предприятии
- 2.Система управления гражданской защитой на предприятии
- Введение
- Основы системы управления рисками на предприятии
- Оценка эффективности функционирования риск-менеджмента
- Система управления гражданской защитой на предприятии
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Мероприятия по предупреждению рисков (аварий, катастроф).
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Введение
- Мероприятия по предупреждению рисков (аварий и катастроф)
- 1.1.Стадии развития чс
- 1.2. Предупредительные мероприятия
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Декларация безопасности промышленного объекта
- План ликвидации последствий чс
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4. Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций
- Учебные вопросы: Введение
- 1.Управление предприятием при угрозе возникновения чс.
- 2.Управление предприятием при возникновении чс.
- 3.Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс.
- Введение
- Управление предприятием при угрозе возникновения чс
- 2. Управление предприятием при возникновении чс
- 3. Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс
- 3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- 3.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зоне бедствия
- Меры безопасности при проведении асднр
- Вопросы для самоконтроля