2.1.4. Выбор методов управления рисками
На практике для выбора методов управления можно использовать схему, представленную в табл.1.
Таблица1
Выбор методов управления рисками
Размер возможных убытков | Вероятность риска | Методы управления |
Большой | Высокая | уклонение от риска; предотвращение убытков; минимизация потерь; поиск информации; распределение риска; передача риска; передача контроля за риском. |
| низкая | передачи риска; распределение риска; предотвращение убытков |
Небольшой | Высокая | предотвращение убытков; минимизация потерь; принятие риска на себя; поиск информации |
| низкая | предотвращение убытков; принятие риска на себя |
Отдельное направление исследований связано с проблемами эффективности затрат на снижение риска и анализом «риск- выгоды», где риск иногда оценивается через косвенные потери (затраты) или «затраты- эффективность», где оцениваются расходы на достижение определенных контрольных показателей качества работы предприятия при снижении уровня риска. Существует необходимость соизмерять сегодняшние затраты на мероприятия по снижению степени риска с полезным эффектом, который будет получен в отдаленном будущем.
Минимизация величины и уровня риска — это не только выбор и использование методов по управлению риском. Это еще и создание эффективной системы экономического и правового управления рисками (осуществление планирования (прогнозирования), организации, регулирования, координации, стимулирования и контроля), и привлечение к управлению предпринимательской деятельностью грамотных менеджеров, работа с компетентными консультантами, партнерами и компаньонами и глубокая предварительная проработка решаемых проблем.
Снижение уровня риска путем организации эффективной работы подразделений предприятия.
Снижение уровня риска путем организации эффективной работы подразделений предприятия может происходить в двух направлениях. Во-первых, в направлении повышения эффективности функционирования и исполнения непосредственных обязанностей, функций, задач, стоящих перед подразделением. Во-вторых, в направлении выполнения подразделением (самостоятельно или совместно с другими специалистами, службами, менеджером по риску) функций по управлению тем риском, который возникает именно на его участке работы.
Одним из методов повышения эффективности является создание на предприятии эффективной системы качества.
Система качества обеспечивает: планирование; обеспечение; управление (улучшение) качества.
Современная система качества на предприятии охватывает: поиск и изучение рынка; материально-техническое снабжение; транспортировку, упаковку, фасовку и хранение. Кроме того, эта система включает управление персоналом с активным воздействием на все процессы, обратной связью и формированием четких целей и требований.
При наличии системы качества на предприятии сокращаются общие затраты на качество, улучшается оперативность управления, эффективнее удовлетворяются запросы заказчиков, следовательно, повышается объем реализации, а значит, и размер прибыли, достигается финансовая устойчивость и конкурентоспособность предприятия. Более того, предприятия с высоким уровнем работ по управлению качеством являются более инвестиционно привлекательными.
Наиболее эффективные методы управления качеством — методы самооценки. Методика самооценки позволяет оценить результаты деятельности предприятия по всем показателям, установить его слабые и сильные стороны, определить рейтинг. Использование этой методики может осуществляться как специалистами самого предприятия, так и привлекаемыми экспертами. Преимущество метода самооценки состоит в том, что при использовании данного метода дополнительно оцениваются такие факторы, как удовлетворенность персонала, воздействие предприятия на общество, финансово-экономическая деятельность.
Неотъемлемыми элементами управления качеством являются стандартизация, метрология и сертификация. В соответствии с Концепцией национальной системы стандартизации ведется планомерная работа по гармонизации отечественных стандартов с международными в целях обеспечения конкурентоспособности продукции и ее доступа на мировой рынок. Это очень важно для предприятий, осуществляющих свою деятельность за пределами страны.
Повышение качества, а следовательно, повышение конкурентоспособности предприятий и снижение рисков зависит от эффективной организации и координации работ по сертификации (обязательной и добровольной) — признанному в мире способу независимого подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. В РФ введена сертификация продукции, работ и услуг, направленная как на защиту интересов и прав потребителей, так и на развитие конкурентоспособности отечественных производителей и продавцов продукции.
Совершенно очевидно, что предприятия, занимающие на рынке устойчивое положение, имеют больше возможностей для реализации мероприятий по повышению качества, а следовательно, снижения риска.
Все методы управления рисками условно можно разделить на две большие группы:
дособытийные методы управления рисками, планируемые и осуществляемые заблаговременно и направленные на снижение вероятности наступления ущерба и уменьшение размера возможного ущерба;
послесобытийные методы управления, осуществляемые после наступления ущерба и направленные на снижение размера уже наступившего ущерба и ликвидацию его последствий.
В соответствии с этой классификацией методов управления, все мероприятия, реализующие методы управления, также могут быть разделены на дособытийные и послесобытийные.
Основы стратегии управления рискам
Стратегия управления рисками, долгосрочная комплексная программа действий по обеспечению защиты населения и материальных ценностей от поражающих воздействия ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Является основой комплексного планирования деятельности предприятия в системе управления рисками.
Стратегия управления рисками вырабатывается на основе глубокого знания сущности и содержания процессов возникновения всех видов рисков, перерастающих в ЧС.
Выбор той или иной процедуры (метода) управления рисками определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков.
Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:
-отказ от рисков;
-передача рисков.
Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:
-принятие рисков на себя;
-передача рисков.
Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.
Для более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками:
-отказ от рисков;
-принятие рисков на себя;
-передача рисков другим субъектам.
Количественным критерием выбора той или иной процедуры управления рисками являются пороговые значения, установленные для показателей — вероятность появления убытка и размер возможного убытка по некоторым направлениям и аспектам деятельности предприятия (по недвижимости, по оборудованию, по ответственности предприятия перед обществом, перед работниками предприятия).
Стратегия управления рисками может быть разбита на семь последовательных этапов (рис. 1).
1.Подготовительный этап — совпадает с заключительной процедурой оценки риска. Каждая альтернатива оценивается с точки зрения величины содержащегося в ней риска. После этого осуществляется ранжирование всех выявленных альтернатив решения данной проблемы по степени приемлемости, содержащегося в них риска и выявлению таких вариантов, величина риска в которых является социально приемлемой.
2.Разработка и принятие законов, нормативных актов, инструкций, постановлений, обеспечивающих реализацию выбранной рисковой альтернативы и предусматривающих меры по снижению риска и решению вопроса о праве и ответственности за риск.
3.Разработка конкретных мероприятий, ориентированных на нейтрализацию или минимизацию возможных отрицательных последствий риска. Выбор методов управления рисками и их осуществление. Для того чтобы из всех возможных методов управления выбрать наиболее соответствующий данной ситуации и решаемой проблеме, необходимо ввести определенные ограничения. На наш взгляд, такими ограничениями являются, прежде всего, ресурсные ограничения, ограничения по самостоятельности предприятия, условия устойчивости предприятия (финансовая устойчивость, возможности МТБ и пр.).
4.Разработка организационных и оперативных процедур предупредительного характера. Эти процедуры должны содержать конкретные рекомендации для лиц, принимающих и реализующих рискованные решения при возникновении неблагоприятных последствий в ходе осуществления конкретной задачи.
Разработка процедур очень важна, так как запоздалое реагирование на появляющиеся негативные последствия риска практически всегда ведет к возникновению новых трудностей, сложных проблем, дополнительных потерь.
5.Контроль за исполнением методов управления рисками и их корректировка в процессе реализации. Необходим постоянный и тщательный контроль за реализацией методов управления в целях снижения ненужных потерь и, если возможно, изменение метода, который стал для использования нецелесообразным, на метод, способный нейтрализовать негативные последствия риска.
6.Оценка результатов применения методов и процедур управления рисками. Для точного анализа и оценки результатов управления риском необходима отлаженная система получения достоверной информации. Только в этом случае можно с уверенностью осуществлять стандартные процедуры финансово-экономического анализа и сопоставления уровня полученного ущерба.
| Использование данных оценки риска, выбор приемлемой альтернативы (подготовительный этап)
|
| ||||||
|
|
|
| |||||
| Разработка нормативной базы, обеспечивающей реализацию выбранной альтернативы |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ограничения по устойчивости |
| Выбор методов управления рисками и их осуществление
|
| Ограничения по самостоятельности | ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||||
|
|
| Ресурсные ограничения | |||||
| , |
|
|
| ||||
| Разработка организационных и оперативных процедур |
| ||||||
|
|
|
|
|
| |||
| Контроль за исполнением и корректировка |
| ||||||
|
|
|
| |||||
| Оценка результатов управленческого воздействия |
| ||||||
|
|
|
| |||||
| Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска |
|
Рис. 1 Этапы стратегии управления рисками.
7.Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска. Анализируется новая ситуация риска, в которой оказалось предприятие. Определяется, устранили ли выбранные методы и мероприятия по снижению риска основную проблему, стоящую перед предприятием в ситуации риска. Анализируется, какие характеристики нового состояния предприятия требуют регулирования. Оценивается, какова длительность нейтрализации факторов, обусловливающих проблему.
Осуществляя менеджмент, особое внимание необходимо обращать на правовой аспект управления, включающий разработку и принятие законов, минимизирующих или ограничивающих риск, различного рода законные и подзаконные акты (нормативные документы). В актах должен быть отражен вопрос, когда и при каких условиях риск является оправданным, правомерным и целесообразным.
Эффективность менеджмента во многом зависит от степени вовлечения человека в события, и чем меньше он знает о последствиях своих решений, тем больше он склонен принимать решения с риском отрицательного результата.
Неодинаковая оценка людьми фактического риска отмечается многими исследователями: вероятности одних и тех же событий одними людьми переоцениваются, другими, наоборот, недооцениваются.
Один из наиболее ответственных этапов стратегии управления рисками включает в себя разработку организационных и оперативных процедур предупредительного характера. Адекватно (быстро, правильно) реагировать на отрицательные последствия деятельности в ситуации риска позволяют составленные заранее ситуационные планы.
ситуационный план содержит предписания, что должно делать лицо, реализующее решения, в той или иной ситуации, и описание ожидаемых последствий. Основная цель разработки ситуационных планов на случай чрезвычайных происшествий — достичь того, чтобы оперативный и управленческий персонал имел четкое представление о том, что нужно делать в той или иной ситуации, какие последствия следует ожидать в результате, и как он мог бы действовать в стрессовых ситуациях. Преимущество такого планирования состоит в том, что лица, реализующие рискованные решения, получают возможность быстрее действовать в неблагоприятных ситуациях и лучше подготовлены к эффективным действиям, поскольку они рассчитаны в условиях, когда времени для подготовки было достаточно.
Тем самым ситуационные планы являются средством уменьшения неопределенности и оказывают благоприятное воздействие на деятельность людей в ситуации риска.
Процедура создания ситуационного плана включает в себя:
выявление основных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на результаты деятельности в ситуациях риска;
установление масштабов возможного воздействия на процесс реализации решения и вероятности появления воздействия именно этих факторов;
выявление потенциальных проблем и возможностей, которые могут возникнуть в ходе реализации рискованного решения, с количественной оценкой вероятности их появления и масштаба;
определение наиболее вероятных причин основных потенциальных проблем и возможностей;
выработка предупредительных и содействующих мероприятий;
выработка подстраховывающих мероприятий;
определение критериев (условий) для введения в действие подстраховывающих мероприятий.
Разработка оперативных процедур должна включать в себя не просто перечень того, что следует делать, какие действия и когда предпринимать, но и учитывать психологические особенности действий людей под воздействием стресса. Без этого любые инструкции не обеспечат оптимального выполнения задач, стоящих перед персоналом в чрезвычайной обстановке (критической ситуации). В процессе планирования должны быть решены самые разнообразные вопросы, в том числе вопрос об организации рациональных потоков информации, которые могли бы сохранить свою жизнеспособность в самых критических ситуациях.
Чрезвычайной обстановкой или критической ситуацией для предприятия может быть стихийное бедствие, причинившее ему ущерб, и многое другое. Критическая ситуация на предприятии — это, как правило, целая цепь разрозненных событий, возникающих в результате действия множества факторов, взаимодействующих друг с другом. Среди них — ошибочные решения или действия людей (человеческий фактор). Действия человека в процессе хозяйственной деятельности, социально-рисковые отношения, возникающие между людьми, могут существенным образом воздействовать на увеличение степени рисков.
Роль, содержание и характер функций руководителя (специалиста), принимающего решения, на современных предприятиях становятся важнейшими элементами общего процесса хозяйственной деятельности, при этом они непрерывно меняются. Контроль за ходом технологического процесса, принятие необходимых управленческих решений в условиях возникновения непредвиденной обстановки и дефицита времени ведет к тому, что ошибки специалистов в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей становятся практически неизбежными.
С оптимизацией процесса принятия решений самым непосредственным образом связаны исследования особенностей поведения человека и вероятности принятия им ошибочных решений. При разработке технологических процессов, административно-управленческих структур и операционных процедур на случай критической обстановки на предприятии следует учитывать психологические и другие особенности поведения людей, условия, в которых они работают и вероятности принятия им ошибочных решений. Постоянно должен идти поиск путей обеспечения оптимальных условий деятельности человека с точки зрения снижения риска. Кроме того, должны учитываться психологическое и индивидуальное восприятие людьми рискованных альтернатив, социально-рисковые отношения, возникающие в процессе осуществления ими рисковых действий, и отношение к принимаемым рисковым решениям общественного мнения при подготовке и выборе этих альтернатив.
Важный фактор снижения уровня риска предприятия и предупреждение его появления — создание и надежное функционирование эффективной системы коммуникаций. Необходимость принятия оперативных решений и мер требует бесперебойной циркуляции самой разнообразной информации (экономической, статистической, коммерческой, финансовой и пр.) в первую очередь внутри предприятия, а также передачи информации в организации, имеющие отношение к происходящему. Большое значение имеет также правильная интерпретация передаваемой информации, а кроме того, надежность, достоверность, своевременность и скорость ее передачи. Задержка необходимой информации затрудняет выработку стратегий действий в чрезвычайной обстановке, что, в свою очередь, ведет к росту уровня риска и ущерба.
Специалист, принимающий и осуществляющий рисковое решение, обязан предусмотреть различные меры, снижающие и устраняющие возможные негативные последствия. Для того чтобы минимизировать степень вероятного риска необходимо воспользоваться одним из методов управления рисками.
- Алексеев а.А., Юртушкин в.И. Управление предприятием в Чрезвычайных ситуациях
- Оглавление
- Тема 1. Введение в курс "Управление предприятием в чс"
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- 2. Основы управления рисками в чс
- 3. Термины и определения основных понятий.
- Введение
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- Тема 1. Введение в курс «Управление предприятием в чс»
- Тема 2. Основы риск-менеджмента предприятия.
- Тема 3. Управление предприятием до возникновения риска.
- Тема 4.Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чс.
- 2. Основы системы управления рисками в чс
- 2.2. Основы Федеральной целевой программы (фцп)
- 3. Термины и определения основных понятий
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 "Основы риск - менеджмента предприятия" Занятие 2/1 "Виды и классификации рисков"
- 1. Источники, элементы и виды рисков.
- 2. Классификации рисков.
- Введение
- Источники, элементы и виды рисков
- Классификация рисков
- Заключение
- Рекомендуемая литература:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Анализ и оценка рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками
- Введение
- 1. Анализ и оценка рисков
- 1.1.Общие основы анализа рисков
- 1.2. Общие основы оценки рисков
- Субъективный и объективный подходы к оценке рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками на предприятии
- 2.1.Методы построения (способы поиска) поля решений:
- 2.2. Методы выявления наличия риска в альтернативах
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 2/3 "Расчет ущерба"
- 1. Понятие, виды и классификации ущерба.
- 2. Расчет экономического ущерба от чс.
- 3. Расчет ущерба в результате аварии на предприятии.
- Введение
- Понятие, виды и классификации ущерба
- Расчет экономического ущерба от чс
- Оценка ущерба в результате аварии на предприятии
- Потери предприятия от уничтожения (повреждения) аварией его основных фондов
- Расходы на расследование аварии (Пр)
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 «Управление предприятием до возникновения чс» Занятие 3/1 «Принципы, методы и стратегия управления рисками»
- 1. Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 3. Основы стратегии управления рисками
- Введение
- Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 2.1. Классификации и характеристика методов управления рисками
- 2.1.1. Характеристика методов минимизации ущерба
- Характеристика методов возмещения ущерба
- Метод передачи риска
- Метод принятия риска на себя
- 2.1.3. Другие классификации методов управления рисками
- 1. Методы контроля за рисками:
- 2.1.4. Выбор методов управления рисками
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 3/2 «Система управления рисками на предприятии»
- 1.Основы системы управления рисками на предприятии
- 2.Система управления гражданской защитой на предприятии
- Введение
- Основы системы управления рисками на предприятии
- Оценка эффективности функционирования риск-менеджмента
- Система управления гражданской защитой на предприятии
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Мероприятия по предупреждению рисков (аварий, катастроф).
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Введение
- Мероприятия по предупреждению рисков (аварий и катастроф)
- 1.1.Стадии развития чс
- 1.2. Предупредительные мероприятия
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Декларация безопасности промышленного объекта
- План ликвидации последствий чс
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4. Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций
- Учебные вопросы: Введение
- 1.Управление предприятием при угрозе возникновения чс.
- 2.Управление предприятием при возникновении чс.
- 3.Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс.
- Введение
- Управление предприятием при угрозе возникновения чс
- 2. Управление предприятием при возникновении чс
- 3. Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс
- 3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- 3.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зоне бедствия
- Меры безопасности при проведении асднр
- Вопросы для самоконтроля