1.2. Общие основы оценки рисков
Оценка риска имеет ряд общих положений независимо от конкретной методики оценки и специфики решаемых задач:
Определение допустимого уровня риска.
Определение допустимого уровня риска происходит, как правило, в условиях недостаточной информации.
В ходе анализа в значительной мере приходится решать вероятностные задачи, что может привести к существенным расхождениям в получаемых результатах.
Оценка риска, во всех случаях, это процесс решения многокритериальной задачи, которая может изменяться в ходе оценки.
Процесс оценки риска может происходить в несколько этапов:
Использование данных анализа риска.
Составление перечня результатов анализа с целью их определения и классификации.
Оценка количественного и качественного аспектов конкретного риска с использованием различных методов.
Определение финансовой состоятельности проекта, определение экономической целесообразности (эффективности вложений финансовых средств).
Отбор и ранжирование возможных вариантов решений.
Установка допустимого уровня риска.
Оценка отдельных вариантов по выбранному уровню риска с учетом других проектов, выбор варианта действий.
Применение результатов оценки риска в принятии решения в ситуации риска и разработка мероприятий по нейтрализации возможных потерь.
Первый этап процесса оценки риска совпадает с конечным этапом процесса анализа риска, а его конечный этап совпадает с первым этапом процесса управления рисками. Данные процессы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, в реальности очень трудно отделить одно от другого.
Исходными данными для оценки риска предприятий служат:
информация (данные), полученная в результате анализа риска в виде количественных оценок каждого из предполагаемых вариантов решений;
экономические и другие данные, относящиеся к затратам на осуществление каждого варианта и величины предполагаемых выгод.
Сложность оценки конкретного вида риска предприятия обусловлена: неразработанностью методик; противоречивостью объективных и личностных оценок, количественных и качественных характеристик; множеством факторов внутренней и внешней среды предприятия, оказывающих влияние на возникновение и реализацию рисков; сложностью и многоаспектностью исследуемого предмета.
Одним из наиболее приемлемых подходов к оценке риска, который может использоваться на практике, является интегральная оценка риска, включающая два взаимосвязанных аспекта — количественный и качественный.
Количественная оценка риска (это численное определение размеров отдельных рисков и риска в целом) включает несколько аспектов.
Во-первых, решение, выбираемое в ситуации риска, должно оцениваться с позиций вероятности достижения предполагаемого результата, неуспеха и возможного отклонения от цели. Для этой операции можно использовать некоторые приемы из теории статистических решений, с помощью которых определяется, насколько выгодно и оптимально выбираемое решение.
Во-вторых, оптимальным будет решение, обеспечивающее для данных условий достижение нужного результата при минимальных затратах.
В-третьих, оптимальность выбираемого решения зависит от времени, затрачиваемого на выбор данной альтернативы.
Качественная оценка риска включает несколько аспектов.
Во-первых, необходимо сравнивать предполагаемые положительные результаты с возможными отрицательными (ближайшими и отдаленными) последствиями.
Во-вторых, необходимо выявлять вероятное воздействие анализируемых рисков на решения, которые будут приняты в будущем.
В-третьих, необходимо выявлять вероятное воздействие анализируемой альтернативы на интересы людей, которых они затрагивают, и выяснить, чьим интересам риск соответствует.
Эффективность экономической деятельности выявляется через оценочное отношение «польза — вред». Риск целесообразен тогда, когда он социально приемлем и приносит пользу не только в материальном плане, но и как временной фактор, как степень безопасности или надежности.
Таким образом, интегральная оценка риска позволяет из многих вариантов выбирать решения с обоснованным уровнем риска — это вариант, обеспечивающий для данных условий достижение нужного результата с меньшими совокупными затратами и учетом интересов всех участников рисковой деятельности, выбранный в оптимальные временные сроки, на основе сравнения предполагаемых практических выгод с возможными отрицательными последствиями, сопоставления полезности данной альтернативы с ожидаемым ущербом от ее реализации, учета вероятностного воздействия на интересы экономического, политического, социального характера. В интегральной модели применяется как бы двойной критерий оценки действий: экономический с точки зрения эффективности хозяйственных, управленческих усилий и качественный, связанный с выявлением творческого, интеллектуального потенциалов.
Необходимо отметить, что в результате установления наличия риска в выявленных альтернативах и оценки этого риска появляется возможность ранжирования имеющихся альтернатив по принципу приемлемости содержащегося в них риска. Например, риск приемлем полностью, риск приемлем частично, риск неприемлем вообще. Большое значение в определении приемлемости риска играет тот подход (субъективный или объективный), который был выбран.
- Алексеев а.А., Юртушкин в.И. Управление предприятием в Чрезвычайных ситуациях
- Оглавление
- Тема 1. Введение в курс "Управление предприятием в чс"
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- 2. Основы управления рисками в чс
- 3. Термины и определения основных понятий.
- Введение
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- Тема 1. Введение в курс «Управление предприятием в чс»
- Тема 2. Основы риск-менеджмента предприятия.
- Тема 3. Управление предприятием до возникновения риска.
- Тема 4.Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чс.
- 2. Основы системы управления рисками в чс
- 2.2. Основы Федеральной целевой программы (фцп)
- 3. Термины и определения основных понятий
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 "Основы риск - менеджмента предприятия" Занятие 2/1 "Виды и классификации рисков"
- 1. Источники, элементы и виды рисков.
- 2. Классификации рисков.
- Введение
- Источники, элементы и виды рисков
- Классификация рисков
- Заключение
- Рекомендуемая литература:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Анализ и оценка рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками
- Введение
- 1. Анализ и оценка рисков
- 1.1.Общие основы анализа рисков
- 1.2. Общие основы оценки рисков
- Субъективный и объективный подходы к оценке рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками на предприятии
- 2.1.Методы построения (способы поиска) поля решений:
- 2.2. Методы выявления наличия риска в альтернативах
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 2/3 "Расчет ущерба"
- 1. Понятие, виды и классификации ущерба.
- 2. Расчет экономического ущерба от чс.
- 3. Расчет ущерба в результате аварии на предприятии.
- Введение
- Понятие, виды и классификации ущерба
- Расчет экономического ущерба от чс
- Оценка ущерба в результате аварии на предприятии
- Потери предприятия от уничтожения (повреждения) аварией его основных фондов
- Расходы на расследование аварии (Пр)
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 «Управление предприятием до возникновения чс» Занятие 3/1 «Принципы, методы и стратегия управления рисками»
- 1. Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 3. Основы стратегии управления рисками
- Введение
- Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 2.1. Классификации и характеристика методов управления рисками
- 2.1.1. Характеристика методов минимизации ущерба
- Характеристика методов возмещения ущерба
- Метод передачи риска
- Метод принятия риска на себя
- 2.1.3. Другие классификации методов управления рисками
- 1. Методы контроля за рисками:
- 2.1.4. Выбор методов управления рисками
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 3/2 «Система управления рисками на предприятии»
- 1.Основы системы управления рисками на предприятии
- 2.Система управления гражданской защитой на предприятии
- Введение
- Основы системы управления рисками на предприятии
- Оценка эффективности функционирования риск-менеджмента
- Система управления гражданской защитой на предприятии
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Мероприятия по предупреждению рисков (аварий, катастроф).
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Введение
- Мероприятия по предупреждению рисков (аварий и катастроф)
- 1.1.Стадии развития чс
- 1.2. Предупредительные мероприятия
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Декларация безопасности промышленного объекта
- План ликвидации последствий чс
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4. Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций
- Учебные вопросы: Введение
- 1.Управление предприятием при угрозе возникновения чс.
- 2.Управление предприятием при возникновении чс.
- 3.Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс.
- Введение
- Управление предприятием при угрозе возникновения чс
- 2. Управление предприятием при возникновении чс
- 3. Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс
- 3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- 3.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зоне бедствия
- Меры безопасности при проведении асднр
- Вопросы для самоконтроля