Система управления гражданской защитой на предприятии
Система управления ГЗ включает:
-органы управления;
-пункты управления;
-систему связи и оповещения;
-систему гражданской защиты.
Постоянно действующим и органами управления РСЧС являются:
-на федеральном уровне – Министерство РФ по делам ГЗ и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
-на региональном уровне – региональные центры по делам ГЗ;
-на территориальном и местном уровне – органы управления по делам ГЗ, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;
-на бытовом уровне – отделы (штабы) по делам ГЗ, комиссии по ЧС и эвакуации, а также НГЗ и начальники штабов структурных подразделений.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
-стационарные пункты управления, подвижные ПУ, оперативно-диспетчерские службы органов управления ГЗ всех уровней;
-дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Органы управления предприятия.
Начальник гражданской защиты (руководитель) предприятия, как правило, является председателем комиссии по ЧС, он отвечает за организацию и осуществление мероприятий ГЗ, организацию работы КЧС, постоянную готовность органов управления, сил и средств предприятия к выполнению задач мирного и военного времени, осуществление контроля за реализацией мер по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения – за снижение ущерба от них и ликвидацию их последствий.
Общие обязанности начальников гражданской обороны организаций:
-немедленное введение в действие планов гражданской обороны при угрозе или возникновении аварии, катастрофы, стихийного бедствия, очага поражения с последующим докладом вышестоящим органам управления гражданской обороны;
-издание приказов, отдача распоряжений и указаний в пределах своей компетенции по вопросам гражданской обороны, а также привлечение в установленном порядке лиц, зачисленных в гражданские организации гражданской обороны, для выполнения мероприятий гражданской обороны;
-осуществление обучения своих работников способам защиты от опаснотей, возникающих при ведении военных действий или вследствие эти х действий;
-создание или поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальной системы оповещения;
-проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов в военное время;
-создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
-создание гражданских организаций гражданской обороны и поддержание их в постоянной готовности;
-обучение и укомплектование гражданских организаций гражданской обороны личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами (для организаций, имеющих опасные производственные объекты, а также важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время).
Начальник ГЗ предприятия своим приказом назначает:
-заместителей по: общим вопросам (он может быть штатным), рассредоточению и эвакуации персонала, инженерно-технической части, материально-техническому снабжению и др.;
-начальника штаба (отдела) по делам. Он является заместителем НГО и имеет право от его имени отдавать приказания (распоряжения) по вопросам ГО;
-председателей комиссий по ЧС и эвакуации, а также членов этих комиссий;
- начальников ГЗ и начальников штабов структурных подразделений;
-командиров НАСФ.
Этим же приказом создаются НАСФ, определяются их задачи и организационно-штабная структура.
Общие обязанности начальников служб гражданской обороны:
-планирование и организация мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением служб;
-создание и подготовка гражданских организаций гражданской обороны;
-организация управления силами и средствами службы при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
-руководство рассредоточением сил и средств, а также предприятий, учреждений, на базе которых созданы службы;
-разработка предложений начальнику гражданской обороны для принятия решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
-организация взаимодействия с другими службами гражданской обороны.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС).
Основными задачами КЧС являются:
-планирование и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера и уменьшению ущерба от возможных последствий, обеспечению устойчивого функционирования объекта при возникновении ЧС;
-организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, выполнение на потенциал опасных участках производства работ по снижению их опасности, прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;
-организация дежурной службы объекта, и создание локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте;
-создание фондов финансовых и материально-технических ресурсов для проведения профилактических мероприятий, оснащения формирований ГО и обеспечения средствами защиты персонала, ликвидации последствий ЧС и оказания помощи пострадавшим;
-создание, оснащение и обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и служб на объекте;
-организация взаимодействия с КЧС соседних объектов района и территориальным органом управления по делам ГОЧС;
-организация подготовки органов управления, сил, рабочих и служащих объекта к действиям в условиях угрозы и при возникновении ЧС;
-руководство действиями органов управления, формированиями и структурными подразделениями при угрозе и возникновении ЧС.
КЧС имеет право:
-в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения руководящим органом, структурными подразделениями и службами объекта;
-осуществлять контроль за деятельностью структурных подразделений, органов управления сил и средств объекта по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
-привлекать силы и средства объекта для ликвидации последствий ЧС;
-устанавливать на объекте в соответствии со сложившейся обстановкой особый режим функционирования объектового звена территориальной подсистемы РСЧС с докладом в вышестоящую КЧС;
-приостанавливать функционирование отдельных участков и объекта в целом при непосредственной угрозе возникновения ЧС;
-привлекать специалистов к проведению экспертиз потенциально опасных участков производства и контролю за их функционированием.
Текущая работа комиссии по ЧС (КЧС) и отдела по делам ГОЧС организуется на основе приказов и распоряжений руководителя объекта и в соответствии с годовыми планами работ КЧС и отдела по делам ГОЧС.
Комиссия эвакуационная.
Основными задачами эвакуационной комиссии в режиме повседневной деятельности являются:
-разработка совместно со штабом ГЗ предприятия, службами ГЗ, органами управления ГОЧС и ежегодное уточнение плана эвакуации сотрудников и обучающихся и членов их семей, и обеспечение эвакомероприятий в ЧС природного и техногенного характера;
-разработка и осуществление мероприятий по освоению района эвакуации в безопасном районе (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС), подготовка схемы размещения сотрудников и обучающихся и членов их семей;
-подготовка предложений начальнику ГЗ предприятия составе администрации СЭП, назначении начальника эвакуационного эшелона, старших по автомобильным и пешим колоннам. Организация подготовки личного состава включенного в состав администрации СЭП, начальников (старших) эвакуационных эшелона и колонн к практической работе по предназначению.
В режиме повышенной готовности (при переводе ГЗ с мирного на военное положение):
-уточнение плана эвакуации на военное время мероприятий по его обеспечению, а также списков эвакуируемых сотрудников, обучающихся и членов их семей;
-подготовка к развертыванию СЭП, приведение в готовность имеющихся защитных сооружений;
-уточнение с эвакоприемной комиссией в загородной зоне порядка приема, размещения и обеспечения сотрудников и обучающихся и членов их семей.
С получением распоряжения на проведение эвакуации академии:
-оповещение сотрудников и обучающихся о начале эвакуации, времени прибытия их и членов их семей на СЭП;
-постановка задачи начальнику эшелона, старшим по автомобильным и пешим колоннам, вручение им списков эвакуируемых, вошедших в состав колонны (эшелона);
-поддержание взаимодействия с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза сотрудников и обучающихся и членов их семей в загородную зону;
-ведение учета и доклад начальнику гражданской обороны академии и эвакокомиссии Минобразования сведений о количестве вывезенных в загородную зону сотрудников, обучающихся и членов их семей;
-обеспечение защиты сотрудников, обучающихся и членов их семей на СЭП, пунктах посадки, на ППЭ при выдвижении и на ПЭП;
-поддержание взаимодействия с эвакоприемной комиссией в загородной зоне путем высылки туда своих представителей.
Штаб (отдел) по ГЗ предприятия.
Начальник штаба по делам ГЗ предприятия является основным организатором работы на объекте по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Он подчиняется начальнику ГЗ – председателю КЧС объекта и является его заместителем, а также заместителем председателя КЧС. Он имеет право от имени начальника ГЗ, председателя КЧС объекта отдавать распоряжения (приказания) по вопросам ГЗ, Ему подчиняются личный состав штаба.
Начальник штаба отвечает за разработку и своевременную корректировку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и плана ГЗ, плана эвакуации, обеспечение готовности НАСФ к действиям по предназначению, организацию согласованной работы КЧС, штаба по делам ГЗ, служб ГЗ, эвакуационной комиссии объекта по выполнению мероприятий в установленные сроки.
Штаб по делам ГЗ объекта как постоянно действующий орган управления в звене территориальной подсистемы РСЧС субъекта федерации предназначен для организации и непосредственным руководством мероприятиями по защите персонала и материальных ценностей объекта (организации) от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного времени, при ведении военных действий или вследствие этих действий.
На крупных объектах в состав штаба ГЗ входят штатные работники структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и должностные лица, не освобождаемые от их основных обязанностей.
Численность штатных работников штаба определяется руководителем ведомства, в подчинении которого находится объект, в соответствии с постановлением Правительства от 10 июля 1999 г. №782 (раздел 1,2,8).
Штаб по делам ГЗ объекта от лица начальника ГЗ (руководителя) объекта (организации) решает следующие задачи в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
-планирование и осуществление мероприятий по защите рабочих и служащих основных производственных фондов, сырья и других материальных и техногенного характера, воздействия различных средств поражения;
-разработка планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, гражданской обороны;
-проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования производства в мирное и военное время;
-создание, оснащение и поддержание в готовности сил и средств звена территориальной подсистемы РСЧС, гражданских организаций гражданской обороны, организация подготовки личного состава;
-организация накопления, хранения и подержания в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны;
-осуществление обучения по гражданской обороне рабочих и служащих, а также населения, проживающего в ведомственных домах;
-организация и поддержание в постоянной готовности локальных и объектовых систем оповещения;
-создание необходимых условий персоналу объекта для выполнения обязанностей по гражданской обороне.
Система связи и оповещения включает:
-средства связи;
-дежурно-диспетчерскую связь;
-оповещения (внутриобъектовую, локальную);
-автоматизированную связь.
Пункты управления (ЦУ в кризисных ситуациях) оснащаются современными средствами передвижения, техническими средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации.
Пункты управления (как правило, функционируют при возникновении ЧС) – основной и запасной.
Связь является основным средством, обеспечивающим непрерывное управление рисками на предприятии.
Основными задачами связи являются:
-оповещение руководящего состава, штаба и начальников служб гражданской защиты персонала объекта и населения о рисках (авариях);
-обеспечение своевременного доведения приказов (приказаний) распоряжений до сил и средств объекта в различных режимах его функционирования;
-доведение информации и распоряжений до персонала и населения о порядке их действий при возникновении аварий на объекте;
-обеспечение своевременности докладов в вышестоящие инстанции о ходе ликвидации аварии.
Для выполнения этих задач на предприятиях используется производственная связь и дополнительно создается система гражданской защиты. Кроме того, создаются локальные системы оповещения для предупреждения рабочих, служащих объектов и населения, проживающего в максимально возможной зоне действия поражающих факторов источника аварии, с целью обеспечения своевременного проведения комплекса мероприятий по их защите.
Локальные системы оповещения обычно создаются путем использования технических средств территориальных и объектовых систем оповещения. На рабочем месте дежурного диспетчера и на пункте управления объекта устанавливаются по два пульта: один – местного оповещения; второй – для оповещения вблизи расположенных к объекту населенных пунктов и доведения сигналов до вышестоящих органов.
Локальные системы оповещения
Чтобы оперативно оповещать население авариях на АЭС, химически опасных предприятий, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность аварий и катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения.
С их помощью миожно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.
Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.
Приходится констатировать, что Постановление Правительства «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» выполняется неудовлетворительно. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Главное преимущество локальных систем – их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.
Локальная система должна включаться очень быстро, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.
Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения – вот главное требование к тем, сто несет дежурство на диспетчерском пункте.
Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов народного хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья).
Во всех населенных пунктах и объектах, включенных в локальную систему оповещения, устанавливаются электросирены типа «С-40», обеспечивающие надежное излучение в радиусе 300-700 м. В производственных помещениях с повышенной шумностью устанавливаются электросирены «С-28».
- Алексеев а.А., Юртушкин в.И. Управление предприятием в Чрезвычайных ситуациях
- Оглавление
- Тема 1. Введение в курс "Управление предприятием в чс"
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- 2. Основы управления рисками в чс
- 3. Термины и определения основных понятий.
- Введение
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- Тема 1. Введение в курс «Управление предприятием в чс»
- Тема 2. Основы риск-менеджмента предприятия.
- Тема 3. Управление предприятием до возникновения риска.
- Тема 4.Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чс.
- 2. Основы системы управления рисками в чс
- 2.2. Основы Федеральной целевой программы (фцп)
- 3. Термины и определения основных понятий
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 "Основы риск - менеджмента предприятия" Занятие 2/1 "Виды и классификации рисков"
- 1. Источники, элементы и виды рисков.
- 2. Классификации рисков.
- Введение
- Источники, элементы и виды рисков
- Классификация рисков
- Заключение
- Рекомендуемая литература:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Анализ и оценка рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками
- Введение
- 1. Анализ и оценка рисков
- 1.1.Общие основы анализа рисков
- 1.2. Общие основы оценки рисков
- Субъективный и объективный подходы к оценке рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками на предприятии
- 2.1.Методы построения (способы поиска) поля решений:
- 2.2. Методы выявления наличия риска в альтернативах
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 2/3 "Расчет ущерба"
- 1. Понятие, виды и классификации ущерба.
- 2. Расчет экономического ущерба от чс.
- 3. Расчет ущерба в результате аварии на предприятии.
- Введение
- Понятие, виды и классификации ущерба
- Расчет экономического ущерба от чс
- Оценка ущерба в результате аварии на предприятии
- Потери предприятия от уничтожения (повреждения) аварией его основных фондов
- Расходы на расследование аварии (Пр)
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 «Управление предприятием до возникновения чс» Занятие 3/1 «Принципы, методы и стратегия управления рисками»
- 1. Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 3. Основы стратегии управления рисками
- Введение
- Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 2.1. Классификации и характеристика методов управления рисками
- 2.1.1. Характеристика методов минимизации ущерба
- Характеристика методов возмещения ущерба
- Метод передачи риска
- Метод принятия риска на себя
- 2.1.3. Другие классификации методов управления рисками
- 1. Методы контроля за рисками:
- 2.1.4. Выбор методов управления рисками
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 3/2 «Система управления рисками на предприятии»
- 1.Основы системы управления рисками на предприятии
- 2.Система управления гражданской защитой на предприятии
- Введение
- Основы системы управления рисками на предприятии
- Оценка эффективности функционирования риск-менеджмента
- Система управления гражданской защитой на предприятии
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Мероприятия по предупреждению рисков (аварий, катастроф).
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Введение
- Мероприятия по предупреждению рисков (аварий и катастроф)
- 1.1.Стадии развития чс
- 1.2. Предупредительные мероприятия
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Декларация безопасности промышленного объекта
- План ликвидации последствий чс
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4. Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций
- Учебные вопросы: Введение
- 1.Управление предприятием при угрозе возникновения чс.
- 2.Управление предприятием при возникновении чс.
- 3.Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс.
- Введение
- Управление предприятием при угрозе возникновения чс
- 2. Управление предприятием при возникновении чс
- 3. Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс
- 3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- 3.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зоне бедствия
- Меры безопасности при проведении асднр
- Вопросы для самоконтроля