2.2. Методы выявления наличия риска в альтернативах
Существуют разнообразные методы выявления наличия риска в вариантах и альтернативе решения. Одни методы основаны на количественном подходе, другие — на качественном. Одни базируются на укрупненном анализе, т. е. более поверхностном, другие — на детальном анализе, т. е. с учетом всех особенностей и факторов риска. Целесообразно применение сразу нескольких методов, каждый из которых в той или иной степени помогает получить информацию, требуемую для дальнейшей оценки риска.
Определение наличия риска в имеющихся вариантах и альтернативе подразумевает выявление:
потенциальных (экономических, социальных, экологических и пр.) последствий, которые могут наступить в результате реализации данной альтернативы;
побочных эффектов, способных оказать негативное воздействие на конечную эффективность предпринимаемых действий.
Выявление потенциальных последствий и побочных эффектов базируется на анализе финансовых, управленческих и других отчетов предприятия или на проведении инспекции мест источников рисков предприятия.
Прежде всего необходимо прогнозировать последствия возможных решений, тем более, что потенциальные последствия не лежат на поверхности, и без применения специальных методик их обнаружить чрезвычайно трудно. Для точного и полного уяснения возможных последствий можно использовать следующие средства:
проблемно-ориентировочные таблицы (вопросы), составленные предварительно.
Различные методы прогнозирования.
Методы экспертного прогнозирования.
проблемно-ориентировочная таблица (пример):
1.Положительные результаты реализации решения (выигрыш): средства; время; уверенность; власть; удовольствие и т. д.?
2.Отрицательные результаты реализации решения (проигрыш): деньги; время; репутация и т. д.?
3. Какие новые задачи возникнут?
4.Какая новая ситуация возникнет?
5.Каких побочных (положительных, отрицательных) действий следует ожидать?
6.Принесет ли данное решение пользу или вред обществу и другим людям?
7. Возникнут ли в результате данного решения новые проблемы?
8. Потребуются ли новые решения?
Эти вопросы позволяют выявить широкий спектр потенциальных последствий того или иного решения. В некоторых вопросах можно сформулировать ответы и количественно.
Для выявления потенциальных последствий конкретных решений используются методы прогнозирования. Одним из таких методов является метод математической оценки тенденций, или метод математической экстраполяции. Суть его заключается в математическом описании закономерности конкретного процесса, наблюдаемого в прошлом, и распространении (экстраполяции) этой закономерности на будущее. Однако прогнозы будут правильными только в тех случаях, когда закономерности прошлого развития процесса сохранятся в будущем.
методы экспертного прогнозирования: сценарный метод и метод Дельфи.
Суть сценарного метода заключается в том, что один человек или специально подобранная группа из нескольких человек составляют сценарий будущего развития процессов, выявляя потенциальные последствия, которые при этом могут возникнуть. Для этого формулируются специально подготовленные и возникающие в ходе обсуждения вопросы, которые затем сводятся в общую таблицу. Это позволяет наглядно представить полученные результаты.
Цель метода Дельфи состоит в том, чтобы получить прогноз или перечень потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающие гораздо большей степенью надежности, чем анализ, проведенный лишь одним человеком.
Процедура опроса по методу Дельфи заключается в анкетировании экспертов с помощью специально составленных опросных листов в несколько туров, с обработкой результатов анкетирования в каждом туре и информированием экспертов об этих результатах. На практике обычно ограничиваются 3-4 турами.
Основные особенности метода Дельфи:
-полный отказ от личных контактов экспертов;
-обеспечение экспертов необходимой информацией, включая и обмен ею между ними после каждого тура опроса,
-сохранение анонимности оценок, аргументации и критики;
-обоснование ответов экспертов по запросу организаторов данного опроса.
В первом туре опроса эксперты дают свои ответы без аргументирования. Ответы обрабатываются с целью выделения среднего и крайних мнений. Экспертам сообщаются эти мнения и проводится второй тур опроса, в ходе которого они пересматривают и при желании изменяют ответы, данные в первом туре. Кроме того, эксперты должны объяснять, почему они изменили или не изменили ответы. Полученные после второго тура новые средние и крайние мнения, а также вся аргументация с сохранением анонимности сообщаются экспертам и проводится третий тур опроса, в ходе которого эксперты снова пересматривают ответы и аргументируют свое решение. Последующие туры аналогичны.
Обычно после третьего или четвертого туров опроса ответы экспертов перестают изменяться, это и является сигналом к прекращению опросов. Такая процедура позволяет экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегали или о которых не были осведомлены. По решению организатора опроса обоснование могут представлять лишь эксперты, ответы которых значительно отличаются от мнения большинства. Вопросы, которые предлагаются экспертам, должны быть сформулированы в виде, требующем четких количественных и качественных оценок.
Кроме того, в дополнение к основным методам выявления риска в альтернативах принимаемых решений используются следующие методы:
изучение документов;
опросные листы;
собеседование с ключевым персоналом;
составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия;
составление и анализ карт технологических потоков торгово-технологических процессов (или составление схемы последовательности технологических процессов);
инспекционные посещения подразделений предприятия (в том числе физические осмотры);
консультации экспертов, специалистов.
Изучение документов предполагает не только ознакомление с ежеквартальными и ежегодными бухгалтерскими балансами, отчетами о прибылях и убытках, но и изучение контрактов и соглашений, включая договоры об аренде здания, земли, аренде (лизинге) оборудования, страховые полисы и гарантийные соглашения и др.
Опросные листы очень похожи по форме и по содержанию на проблемно-ориентировочные таблицы. Опросные листы бывают двух видов: универсальные (стандартизированные), которые содержат данные общего характера и применимы для большинства предприятий, и специализированные, которые разрабатываются для конкретного предприятия и содержат более детализированный перечень вопросов. Стандартизированные опросные листы обычно используют международные ассоциации консультантов или страховщиков для унификации статистических данных.
Обычно стандартный опросный лист состоит из нескольких разделов, каждый из которых, в свою очередь, содержит большой перечень вопросов относительно исследуемых рисков, на которые следует ответить опрашиваемому. Такие опросные листы рассылаются во все подразделения (филиалы и пр.) предприятия. Преимуществом этого метода выявления риска является то, что компетентно составленный опросный лист с простыми и понятными вопросами способен извлечь информацию даже не от специалиста по идентификации рисков. Недостатком опросных листов является то, что они не стимулируют опрашиваемых выявлять характерные для их подразделений особенности рисков, выходящие за рамки поставленных в опросном листе вопросов.
Собеседование с ключевым персоналом позволяет в прямой беседе выявить риски, связанные с материально-техническим обеспечением подразделения, технологическим процессом. Этот метод позволяет оценить риски в динамике, включая прогноз на перспективу. Однако надо иметь в виду, что такого рода оценки являются чрезвычайно субъективными и зависят от индивидуального отношения человека к риску и его осознания.
Метод структурных диаграмм предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Конкретный тип структурных диаграмм зависит от вида управления, размера предприятия, организационно-правовой формы и принципов разделения полномочий и функциональных обязанностей; они могут быть различны для разных предприятий. Таким способом можно выявить в основном внутренние риски, связанные с качеством работы аппарата управления предприятия, с выполнением функций руководителей отдельных подразделений. Важным здесь является выявление дублирования тех или иных полномочий и обязанностей; зависимости подразделений друг от друга и налаженной (или слабой) связи между ними, а также концентрации риска на том или ином участке работы или подразделении. Если предприятие крупное, то целесообразно сначала составить базисную диаграмму для всего предприятия в целом, а затем строить диаграммы для следующего уровня предприятия, для подразделений предприятия, его отделов и служб.
Еще одним методом выявления риска является составление и анализ карт технологических потоков технологических процессов (рис.4). Сущность этого метода сводится к графическому изображению отдельных технологических процессов и их взаимосвязей. Процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности предприятия, все внутренние технологические процессы или отдельную технологическую цепочку. Карты потоков используют в основном для выявления рисков, возникающих при функционировании того или иного технологического процесса в целом или его элементов, называемых узловыми. Прежде всего выявляют эти узловые элементы, так как при сбое в одном из них происходит прерывание всего технологического процесса, что ведет к снижению эффективности работы предприятия в целом.
На рис.4 приведена карта потоков технологического процесса, осуществляемого на предприятии.
Схемы последовательности технологических процессов позволяют выявить узкие места на стыке различных стадий технологического процесса.
Иногда карты потоков помимо графического изображения технологического процесса могут включать еще и количественные значения размеров возможных убытков в случае сбоя в одном из узловых элементов.
Преимуществами карты потоков является то, что она позволяет выявить критические области технологического процесса, оценить масштабы того или иного сбоя его элементов и найти альтернативные решения возникших проблем. Кроме того, менеджер по риску благодаря карте потоков может выявить различные пути перераспределения рисков и ресурсов между элементами процесса, тем самым снижая риск и потенциальные убытки. Недостатком этого метода является то, что его нерационально использовать отдельно, следует его применять вместе с какими-то другими методами.
Инспекционные поездки являются методом получения более точной и конкретной информации о возможных рисках. Эффективность проводимой инспекции полностью зависит от квалификации, опыта и интуиции работников, которые осуществляют инспекцию. Инспекции могут быть плановые и неожиданные. При внезапной (неожиданной) инспекции существует возможность определить реальные отклонения в ту или иную сторону от планового течения технологического процесса и в применении комплекса мер по снижению рисков.
Поставщик |
| - | Склад запасов |
| — | склад продукции | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закупка сырья |
|
| Хранение |
|
| хранение | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортировка |
|
| Подготовка
|
|
| отправка потребителю | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Приемка сырья по кол-ву и качеству |
|
| производство, упаковка |
|
| Поставка тары и оборудования | |||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| Внутрицеховое перемещение |
|
Рис.4 Карта потоков технологического процесса
Физические осмотры помещений и наблюдения за процессами хозяйственной деятельности позволяют выявить факторы риска, связанные с пожароопасносностью, токсичностью, подверженностью предприятия естественным рискам и опасности утраты имущества вследствие противоправных действий третьих лиц. При этом важно оценить не только внутренний (для самого предприятия), но и внешний потенциал риска, обусловленный возможностью причинения ущерба ближайшему окружению и природной среде.
Преимущество этого метода состоит в том, что инспектирующие могут учесть те факторы и аспекты управления риском, которые не были замечены опрашиваемыми по опросным листам или при использовании других методов анализа риска.
Нередко для более тщательного анализа риска целесообразно приглашать экспертов в области анализа и оценки рисков.
Осуществляя деятельность по выявлению риска, необходимо помнить, что эта работа помогает идентифицировать риски в каждой из имеющихся альтернатив только на конкретный момент времени, и полученная информация уже в ближайшем будущем будет применима не в полном объеме, поскольку ситуация непрерывно меняется, постоянно возникают и исчезают те или иные виды рисков. Тем не менее на предприятии целесообразно создавать базы статистических данных, фиксирующие возможные варианты принятия решений и риска, а также осуществлять непрерывное документирование источников возникновения рисков и факторов, влияющих на их возникновение и развитие.
В условиях неопределенности главным становится не избежание риска, а его предвидение и своевременное обнаружение; и только после этого минимизация возможных негативных последствий до наименьшего уровня или, если это возможно, исключение полностью. Прежде всего необходимо идентифицировать риски, т. е. их проанализировать.
К анализу риска применимы взаимодополняющие качественный и количественный подходы.
После того как проведен анализ риска, необходимо переходить к оценке риска, содержащегося в каждой из имеющихся альтернатив.
Таким образом, определение оптимального варианта решения управления рисками сводится к:
-выработке нескольких вариантов решения на основе анализа и оценки рисков;
-выбору оптимальной альтернативы из нескольких вариантов решения различными процедурами (построением «поля решения» и методами поиска решения – «мозговой штурм», «635», «Дельфи», прогнозирование и др.).
- Алексеев а.А., Юртушкин в.И. Управление предприятием в Чрезвычайных ситуациях
- Оглавление
- Тема 1. Введение в курс "Управление предприятием в чс"
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- 2. Основы управления рисками в чс
- 3. Термины и определения основных понятий.
- Введение
- 1. Структура и порядок изучения дисциплины
- Тема 1. Введение в курс «Управление предприятием в чс»
- Тема 2. Основы риск-менеджмента предприятия.
- Тема 3. Управление предприятием до возникновения риска.
- Тема 4.Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чс.
- 2. Основы системы управления рисками в чс
- 2.2. Основы Федеральной целевой программы (фцп)
- 3. Термины и определения основных понятий
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 "Основы риск - менеджмента предприятия" Занятие 2/1 "Виды и классификации рисков"
- 1. Источники, элементы и виды рисков.
- 2. Классификации рисков.
- Введение
- Источники, элементы и виды рисков
- Классификация рисков
- Заключение
- Рекомендуемая литература:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Анализ и оценка рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками
- Введение
- 1. Анализ и оценка рисков
- 1.1.Общие основы анализа рисков
- 1.2. Общие основы оценки рисков
- Субъективный и объективный подходы к оценке рисков
- 2. Выбор варианта решения управления рисками на предприятии
- 2.1.Методы построения (способы поиска) поля решений:
- 2.2. Методы выявления наличия риска в альтернативах
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 2/3 "Расчет ущерба"
- 1. Понятие, виды и классификации ущерба.
- 2. Расчет экономического ущерба от чс.
- 3. Расчет ущерба в результате аварии на предприятии.
- Введение
- Понятие, виды и классификации ущерба
- Расчет экономического ущерба от чс
- Оценка ущерба в результате аварии на предприятии
- Потери предприятия от уничтожения (повреждения) аварией его основных фондов
- Расходы на расследование аварии (Пр)
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 «Управление предприятием до возникновения чс» Занятие 3/1 «Принципы, методы и стратегия управления рисками»
- 1. Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 3. Основы стратегии управления рисками
- Введение
- Основные принципы управления предприятием
- 2. Основные методы управления рисками
- 2.1. Классификации и характеристика методов управления рисками
- 2.1.1. Характеристика методов минимизации ущерба
- Характеристика методов возмещения ущерба
- Метод передачи риска
- Метод принятия риска на себя
- 2.1.3. Другие классификации методов управления рисками
- 1. Методы контроля за рисками:
- 2.1.4. Выбор методов управления рисками
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие 3/2 «Система управления рисками на предприятии»
- 1.Основы системы управления рисками на предприятии
- 2.Система управления гражданской защитой на предприятии
- Введение
- Основы системы управления рисками на предприятии
- Оценка эффективности функционирования риск-менеджмента
- Система управления гражданской защитой на предприятии
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Мероприятия по предупреждению рисков (аварий, катастроф).
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Введение
- Мероприятия по предупреждению рисков (аварий и катастроф)
- 1.1.Стадии развития чс
- 1.2. Предупредительные мероприятия
- Предупреждение чрезвычайных ситуаций
- 2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
- Декларация безопасности промышленного объекта
- План ликвидации последствий чс
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4. Управление предприятием в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций
- Учебные вопросы: Введение
- 1.Управление предприятием при угрозе возникновения чс.
- 2.Управление предприятием при возникновении чс.
- 3.Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс.
- Введение
- Управление предприятием при угрозе возникновения чс
- 2. Управление предприятием при возникновении чс
- 3. Основы управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий чс
- 3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- 3.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зоне бедствия
- Меры безопасности при проведении асднр
- Вопросы для самоконтроля