logo search
Курс лекций Упр ЧС

2.1.4. Выбор методов управления рисками

На практике для выбора методов управления можно ис­пользовать схему, представленную в табл.1.

Таблица1

Выбор методов управления рисками

Размер возможных убытков

Вероятность риска

Методы управления

Большой

Высокая

уклонение от риска; предотвращение убытков; минимизация потерь; поиск информации; распределение риска; передача риска; передача контроля за риском.

низкая

передачи риска; распределение риска; предотвращение убытков

Небольшой

Высокая

предотвращение убытков; минимизация потерь; принятие риска на себя; поиск информации

низкая

предотвращение убытков; принятие риска на себя

Отдельное направление исследований связано с проблемами эффективности затрат на снижение риска и анализом «риск- выгоды», где риск иногда оценивается через косвенные потери (затраты) или «затраты- эффективность», где оцениваются расходы на достижение определенных контрольных показателей качества работы предприятия при снижении уровня риска. Существует необходимость соизмерять сегодняшние затраты на мероприятия по снижению степени риска с полезным эф­фектом, который будет получен в отдаленном будущем.

Минимизация величины и уровня риска — это не только выбор и использова­ние методов по управлению риском. Это еще и создание эффективной системы экономического и правового управления рисками (осуществление планирования (прогнозирования), организации, регулирования, координации, стимулирования и контроля), и привлечение к управлению предпринимательской деятельностью грамотных менеджеров, работа с компетентными консультантами, партнерами и компаньонами и глубокая предварительная проработка решаемых проблем.

Снижение уровня риска путем организации эффективной работы подразделений предприятия.

Снижение уровня риска путем организации эффективной ра­боты подразделений предприятия может происходить в двух направлениях. Во-пер­вых, в направлении повышения эффективности функционирования и исполнения непосредственных обязанностей, функций, задач, стоящих перед подразделе­нием. Во-вторых, в направлении выполнения подразделением (самостоятельно или совместно с другими специалистами, службами, менеджером по риску) функций по управлению тем риском, который возникает именно на его участке работы.

Одним из методов повышения эффективности является создание на предприятии эффективной системы качества.

Система качества обеспечивает: планирование; обеспечение; управление (улучшение) качества.

Современная система качества на предприятии охватывает: поиск и изучение рынка; материально-техническое снабжение; транспортировку, упаковку, фасовку и хранение. Кроме того, эта система включает управление персоналом с активным воздействием на все процессы, обратной связью и формированием четких целей и требований.

При наличии системы качества на предприятии сокращаются общие затраты на качество, улучшается оперативность управления, эффективнее удовлетворя­ются запросы заказчиков, следовательно, повышается объем реализации, а зна­чит, и размер прибыли, достигается финансовая устойчивость и конкуренто­способность предприятия. Более того, предприятия с высоким уровнем работ по управлению качеством являются более инвестиционно привлекательными.

Наиболее эффектив­ные методы управления качеством — методы самооценки. Методика самооценки позволяет оценить результаты деятельности предприятия по всем пока­зателям, установить его слабые и сильные стороны, определить рейтинг. Использо­вание этой методики может осуществляться как специалистами самого предприя­тия, так и привлекаемыми экспертами. Преимущество метода самооценки состоит в том, что при использовании данного метода дополнительно оцениваются такие факторы, как удовлетворенность персонала, воздействие предприятия на общество, финансово-экономическая деятельность.

Неотъемлемыми элементами управления качеством являются стандартиза­ция, метрология и сертификация. В соответствии с Концепцией национальной системы стандартизации ведется планомерная работа по гармони­зации отечественных стандартов с международными в целях обеспечения конкурентоспособности продукции и ее доступа на мировой рынок. Это очень важно для предприятий, осуществляющих свою деятельность за пределами страны.

Повышение качества, а следовательно, повышение конкурентоспособности предприятий и снижение рисков зависит от эффективной организации и коор­динации работ по сертификации (обязательной и добровольной) — признанному в мире способу независимого подтверждения соответствия продукции установлен­ным требованиям. В РФ введена сертификация продукции, работ и услуг, направ­ленная как на защиту интересов и прав потребителей, так и на развитие конкурен­тоспособности отечественных производителей и продавцов продукции.

Совершенно очевидно, что предприятия, занимающие на рынке устойчивое положение, имеют больше возможностей для реализации мероприятий по повы­шению качества, а следовательно, снижения риска.

Все методы управления рисками условно можно разделить на две большие группы:

дособытийные методы управления рисками, планируемые и осу­ществляемые заблаговременно и направленные на снижение ве­роятности наступления ущерба и уменьшение размера возмож­ного ущерба;

послесобытийные методы управления, осуществляемые после наступления ущерба и направленные на снижение размера уже наступившего ущерба и ликвидацию его последствий.

В соответствии с этой классификацией методов управления, все мероприятия, реализующие методы управления, также могут быть разделены на дособытийные и послесобытийные.

  1. Основы стратегии управления рискам

    Стратегия управления рисками, долгосрочная комплексная программа действий по обеспечению защиты населения и материальных ценностей от поражающих воздействия ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Является основой комплексного планирования деятельности предприятия в системе управления рисками.

Стратегия управления рисками вырабатывается на основе глубокого знания сущности и содержания процессов возникновения всех видов рисков, перерастающих в ЧС.

Выбор той или иной процедуры (метода) управления рисками определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков.

Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

-отказ от рисков;

-передача рисков.

Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:

-принятие рисков на себя;

-передача рисков.

Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставля­емых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает дру­гим субъектам.

Для более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рис­ками:

-отказ от рисков;

-принятие рисков на себя;

-передача рисков другим субъектам.

Количественным критерием выбора той или иной процедуры управ­ления рисками являются пороговые значения, установленные для показателей — вероятность появления убытка и размер возможного убытка по некоторым направлениям и аспектам деятельности предприятия (по недвижи­мости, по оборудованию, по ответственности предприятия перед обществом, перед работниками предприятия).

Стратегия управления рисками может быть разбита на семь последо­вательных этапов (рис. 1).

1.Подготовительный этап — совпадает с заключительной процедурой оценки риска. Каждая альтернатива оценивается с точки зрения величины содержа­щегося в ней риска. После этого осуществляется ранжирование всех выяв­ленных альтернатив решения данной проблемы по степени приемлемости, содержащегося в них риска и выявлению таких вариантов, величина риска в которых является социально приемлемой.

2.Разработка и принятие законов, нормативных актов, инструкций, поста­новлений, обеспечивающих реализацию выбранной рисковой альтернативы и предусматривающих меры по снижению риска и решению вопроса о праве и ответственности за риск.

3.Разработка конкретных мероприятий, ориентированных на нейтрализацию или минимизацию возможных отрицательных последствий риска. Выбор методов управления рисками и их осуществление. Для того чтобы из всех возможных методов управления выбрать наиболее соответствующий данной ситуации и решаемой проблеме, необходимо ввести определенные ограни­чения. На наш взгляд, такими ограничениями являются, прежде всего, ре­сурсные ограничения, ограничения по самостоятельности пред­приятия, условия устойчивости предприятия (финансовая устойчивость, возможности МТБ и пр.).

4.Разработка организационных и оперативных процедур предупредитель­ного характера. Эти процедуры должны содержать конкретные рекомендации для лиц, принимающих и реализующих рискованные решения при возник­новении неблагоприятных последствий в ходе осуществления конкретной задачи.

Разработка процедур очень важна, так как запоздалое реагирование на появляющиеся негативные последствия риска практически всегда ведет к возникновению новых труд­ностей, сложных проблем, дополнительных потерь.

5.Контроль за исполнением методов управления рисками и их корректи­ровка в процессе реализации. Необходим постоянный и тщательный конт­роль за реализацией методов управления в целях снижения ненужных потерь и, если возможно, изменение метода, который стал для использования нецеле­сообразным, на метод, способный нейтрализовать негативные последствия риска.

6.Оценка результатов применения методов и процедур управления рисками. Для точного анализа и оценки результатов управления риском необходима отлаженная система получения достоверной информации. Только в этом слу­чае можно с уверенностью осуществлять стандартные процедуры финансово-экономического анализа и сопоставления уровня полученного ущерба.

Использование данных оценки риска, выбор приемлемой альтернативы (подготовительный этап)

Разработка нормативной базы, обеспечивающей реализацию выбранной альтернативы

Ограничения по устойчивости

Выбор методов управления рисками и их осуществление

Ограничения по самостоятельности

Ресурсные ограничения

,

Разработка организационных и оперативных процедур

Контроль за исполнением и корректировка

Оценка результатов управленческого воздействия

Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска

Рис. 1 Этапы стратегии управления рисками.

7.Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска. Анализируется новая ситуация риска, в которой оказалось предприятие. Определяется, устранили ли выбранные методы и мероприятия по снижению риска основную проблему, стоящую перед предприятием в ситуа­ции риска. Анализируется, какие характеристики нового состояния предприятия требуют регулирования. Оценивается, какова длительность нейтрализации факторов, обусловливающих проблему.

Осуществляя менеджмент, особое внимание необходимо обращать на право­вой аспект управления, включающий разработку и принятие законов, минимизи­рующих или ограничивающих риск, различного рода законные и подзаконные акты (нормативные документы). В актах должен быть отражен вопрос, когда и при ка­ких условиях риск является оправданным, правомерным и целесообразным.

Эффективность менеджмента во многом зависит от степени вовлечения чело­века в события, и чем меньше он знает о последствиях своих решений, тем больше он склонен принимать решения с риском отрицательного результата.

Неодинаковая оценка людьми фактического риска отмечается многими иссле­дователями: вероятности одних и тех же событий одними людьми переоценива­ются, другими, наоборот, недооцениваются.

Один из наиболее ответственных этапов стратегии управления рисками включает в себя разработку организационных и оперативных процедур предупредительного характера. Адекватно (быстро, правильно) реагировать на отрицательные послед­ствия деятельности в ситуации риска позволяют составленные заранее ситуацион­ные планы.

ситуационный план содержит предписа­ния, что должно делать лицо, реализующее решения, в той или иной ситуации, и описание ожидаемых последствий. Основная цель разработки ситуационных планов на случай чрезвычай­ных происшествий — достичь того, чтобы оперативный и управленческий персонал имел четкое представление о том, что нужно делать в той или иной ситуации, какие последствия следует ожидать в результате, и как он мог бы действовать в стрессовых ситуациях. Преимущество такого планирования состоит в том, что лица, реализую­щие рискованные решения, получают возможность быстрее действовать в неблаго­приятных ситуациях и лучше подготовлены к эффективным действиям, поскольку они рассчитаны в условиях, когда времени для подготовки было достаточно.

Тем самым ситуационные планы являются средством уменьшения неопределен­ности и оказывают благоприятное воздействие на деятельность людей в ситуа­ции риска.

Процедура создания ситуационного плана включает в себя:

  1. выявление основных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на результаты деятельности в ситуациях риска;

  2. установление масштабов возможного воздействия на процесс реализации решения и вероятности появления воздействия именно этих факторов;

  3. выявление потенциальных проблем и возможностей, которые могут возник­нуть в ходе реализации рискованного решения, с количественной оценкой вероятности их появления и масштаба;

  4. определение наиболее вероятных причин основных потенциальных проблем и возможностей;

  5. выработка предупредительных и содействующих мероприятий;

  6. выработка подстраховывающих мероприятий;

  7. определение критериев (условий) для введения в действие подстраховывающих меро­приятий.

Разработка оперативных процедур должна включать в себя не просто перечень того, что следует делать, какие действия и когда предпринимать, но и учитывать психологические особенности действий людей под воздействием стресса. Без этого любые инст­рукции не обеспечат оптимального выполнения задач, стоящих перед персона­лом в чрезвычайной обстановке (критической ситуации). В процессе планирова­ния должны быть решены самые разнообразные вопросы, в том числе вопрос об организации рациональных потоков информации, которые могли бы сохранить свою жизнеспособность в самых критических ситуациях.

Чрезвычайной обстановкой или критической ситуацией для предприятия может быть стихийное бедствие, причинившее ему ущерб, и многое другое. Критическая ситуация на предприятии — это, как прави­ло, целая цепь разрозненных событий, возникающих в результате действия множе­ства факторов, взаимодействующих друг с другом. Среди них — ошибочные реше­ния или действия людей (человеческий фактор). Действия человека в процессе хозяйственной деятельности, социально-рисковые отношения, возника­ющие между людьми, могут существенным образом воздействовать на увеличение степени рисков.

Роль, содержание и характер функций руководителя (специалиста), принима­ющего решения, на современных предприятиях становятся важнейшими элементами общего процесса хозяйственной деятельности, при этом они непрерыв­но меняются. Контроль за ходом технологического процесса, принятие необходимых управленческих решений в условиях возникновения непредвиден­ной обстановки и дефицита времени ведет к тому, что ошибки специалистов в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей становятся практически неизбежными.

С оптимизацией процесса принятия решений самым непосредственным образом связаны исследования особенностей поведения человека и вероятности принятия им ошибочных решений. При разработке технологических процессов, админи­стративно-управленческих структур и операционных процедур на случай крити­ческой обстановки на предприятии следует учитывать психологические и другие особенности поведения людей, условия, в которых они работают и вероятности принятия им ошибочных решений. Постоянно должен идти поиск путей обеспече­ния оптимальных условий деятельности человека с точки зрения снижения риска. Кроме того, должны учитываться психологическое и индивидуальное восприятие людьми рискованных альтернатив, социально-рисковые отношения, возникающие в процессе осуществления ими рисковых действий, и отношение к принимаемым рис­ковым решениям общественного мнения при подготовке и выборе этих альтернатив.

Важный фактор снижения уровня риска предприятия и предупреж­дение его появления — создание и надежное функционирование эффективной системы коммуникаций. Необходимость принятия оперативных решений и мер требует бесперебойной циркуляции самой разнообразной информации (эконо­мической, статистической, коммерческой, финансовой и пр.) в первую очередь внутри предприятия, а также передачи информации в организации, имеющие от­ношение к происходящему. Большое значение имеет также правильная интерпре­тация передаваемой информации, а кроме того, надежность, достоверность, своевре­менность и скорость ее передачи. Задержка необходимой информации затрудняет выработку стратегий действий в чрезвычайной обстановке, что, в свою очередь, ведет к росту уровня риска и ущерба.

Специалист, принимающий и осуществляющий рисковое решение, обязан пре­дусмотреть различные меры, снижающие и устраняющие возможные негативные последствия. Для того чтобы минимизировать степень вероятного риска необходи­мо воспользоваться одним из методов управления рисками.