logo search
Безопасность жизнедеятельности (УП)

Промышленной безопасности

Стратегическим направлением политики в области охраны труда и промышленной безопасности, проводимой любым органом управления, будь то государство или предприятие, должно стать признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.

Для успешной реализации этой стратегии руководитель должен обеспечить соблюдение следующих основных принципов организации работы по охране труда и промышленной безопасности на предприятии:

- безопасность труда должна в обязательном порядке учитываться при принятии решений по всем вопросам производства и на всех его уровнях. Это значит, что на всех стадиях, начиная от проектирования, строительства и эксплуатации вплоть до выпуска продукции, должны соблюдаться и выполняться правила и нормы охраны труда и промышленной безопасности;

- обеспечение и организация безопасности труда и улучшение условий работы должно быть первоочередной заботой высшего руководящего звена предприятия. Оно обязано информировать о проводимой политике в этой области и принятых решениях всех работников предприятия. Общее руководство и координацию работы по охране труда и промышленной безопасности осуществляет работодатель (руководитель предприятия);

- каждый представитель высшего и среднего звена руководства предприятия, от работодателя до мастера, должен нести ответственность за безопасность труда на предприятии. Функциональные обязанности по вопросам охраны труда и промышленной безопасности, права и ответственность каждого руководителя (должностного лица) должны быть четко зафиксированы в должностных обязанностях либо иных документах (положениях, приказах и т.д.);

- службу охраны труда и производственного контроля следует считать основной, ключевой службой предприятия, подчиняющей­ся непосредственно руководству. Основной задачей службы является: повсеместное внедрение средств безопасности, анализ ситуа­ции и подготовка документации, информационное обеспечение и организация обучения по общим вопросам охраны труда и промышленной безопасности, выпол­нение консультативных функций, организация координации рабо­ты по охране труда и промышленной безопасности всех служб предприятия и проведение инспек­ционных проверок;

- основную часть своего времени служба охраны труда и производственного контроля должна уделять проведению инспекции на рабочих местах, обра­щая особое внимание на вопросы эргономики и технического обеспечения безопасности и гигиены труда. Эта служба должна принимать участие во всех вопросах организации безопасности и гигиены труда на предприятии;

- администрация должна всемерно содействовать развитию сотрудничества с рабочими и (или) их уполномоченными предста­вителями в выработке политики по вопросам безопасности и гиги­ены труда, планирования и проведения профилактических мероп­риятий по предупреждению несчастных случаев, профессиональ­ных заболеваний, инцидентов, аварий;

- все действия, принимаемые в области безопасности и гиги­ены труда на производстве, должны быть скоординированы как часть общей программы, которая охваты­вает следующие стадии: подготовка, применение, осуществление контроля за внедрением, оценка результатов, управление, утверж­дение и реализация результатов на практике;

- целесообразно разрабатывать программу безопасности труда, которая должна основываться не только на анализе несчас­тных случаев, имевших место в прошлом, но и на проведении глу­боких исследований риска и опасностей, имеющихся на рабочем месте, в производственных подразделениях;

- организация работы по охране труда и промышленной безопасности в первую очередь зависит от компетентности всех ее участников. Обучение безопасности труда всех работников, включая в первую очередь руководящий состав и специалистов, должно быть неотъемлемой частью профессионального обучения и повышения квалификации. Данные принципы следует рассматривать как программу-минимум в вопросах организации работы по охране труда и обеспечении безопасных условий трудовой деятельности.

- взаимодействие, партнерство работодателя с профсоюзами, государственными органами надзора и контроля, Органами по труду субъекта Федерации и муниципальными органами по труду.

      1. Контроль за состоянием охраны труда и промышленной

безопасности

Контроль за выполнением запланированных мероприятий и соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности – заключительный этап процесса управления. Цель контроля состоит в определении, насколько точно и своевременно выполнены (выполняются) мероприятия, требования на рабочих местах, на объектах, технологических процессах и организации в целом. Полученные в результате контроля данные (информация) являются предметом анализа, оценки, прогноза и выводов, то есть началом нового цикла управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации. Согласно законодательству установлено три уровня контроля за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности: государственный надзор и контроль, который осуществляют органы государственного управления и надзора; корпоративный (производственный) контроль, который обязана проводить сама организация; общественный контроль, который осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работниками органы.

Корпоративный (производственный) контроль. По задачам, которые ставятся при его осуществлении, различают три вида корпоративного контроля:

- приемочный контроль - контроль приобретенного оборудования, материалов и других изделий; приемка в эксплуатацию новых зданий, сооружений и других объектов, оборудования, установок, новых технологий;

- оперативный контроль - контроль в течение смены рабочих мест, хода выполнения работ, технологических процессов;

- превентивный контроль - профилактический контроль, проводимый, как правило, по плану (графику) за эксплуатируемыми зданиями, сооружениями, другими объектами, за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности в отношении, например, аттестации рабочих мест по условиям труда, инструктажей, медицинских осмотров работников и так далее.

Общественный контроль за охраной труда в организации. Согласно Постановлению Минтруда от 08.04.94 № 30 общественный контроль за охраной труда в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива подразделения сроком не менее двух лет. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации. Основные задачи уполномоченных: контроль за соблюдением трудового законодательства; представление интересов работников в государственных и общественных организациях; консультирование работников по вопросам охраны труда.

Основные функции уполномоченных: контроль за состоянием охраны труда, за соблюдением работодателями нормативных актов по охране труда, за соблюдением работниками норм, правил, инструкций по охране труда; участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий и сооружений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков; участие в расследовании несчастных случаев на производстве; информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

Права уполномоченных: получать информацию от руководителей и должностных лиц своих подразделений о состоянии условий и охраны труда; выдавать предписания руководителям подразделений об устранении выявленных нарушений; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда.