8.4.6 Техническое расследование аварий и инцидентов на опасном производственном объекте
Техническое расследование причин аварий для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов должно осуществляться в соответствии с «Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 8.06.99 г. № 40.
Аварии, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», расследуются как чрезвычайные ситуации.
Техническому расследованию подлежат причины аварий, приведших к: разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.
Причины инцидентов, повлекших за собой отказы или повреждения технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонения от режима технологических процессов, но не вызвавших разрушения сооружений и (или) технических устройств, устанавливаются и анализируются организацией, эксплуатирующий опасный производственный объект.
По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте организация обязана:
- незамедлительно сообщить об аварии по специальной форме (приложения 2 Постановления) в территориальный орган Госгортехнадзора России и в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов. При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, сообщает соответственно в территориальные органы МЧС России, Госкомэкологии России, Государственной противопожарной службы МВД России, МПС России;
- сохранить обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей;
- принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте и меры по устранению причин и недопущению подобных аварий;
- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- принимать меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды в случае аварии на опасном производственном объекте;
- руководитель организации несет ответственность за невыполнение вышеизложенных требований в соответствии с законодательством РФ.
Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Госгортехнадзора России. В состав комиссии включаются, по согласованию, представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) органа (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия назначается приказом по территориальному органу Госгортехнадзора России. В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) специальная комиссия может быть создана по решению Госгортехнадзора России во главе с его представителем.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлительно приступить к работе и в течение 10 дней составить акт расследования по специальной форме (приложение 1 Положения). Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию, в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.
Комиссия может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов-экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях. В ходе расследования комиссия: производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии; взаимодействует со спасательными подразделениями; опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц; выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения; выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования; выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности; проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям, проверяет качество принятых проектных решений; проверяет соответствие области применения оборудования; проверяет наличие и исправность средств защиты; проверяет квалификацию обслуживающего персонала; устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки; определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения; предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий; определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.
Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
Материалы расследования должны включать:
приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;
акт технического расследования аварии по форме приложения 1, к которому прилагаются: протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами; распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий; заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, с необходимыми расчетами, графическим материалом и т. п.; докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспасательных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие; протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности; справки об обученности и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала, справки о размере причиненного вреда; форму учета и анализа аварий согласно приложению 3 Положения; другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.
Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает материалы расследования аварии Госгортехнадзору России и его территориальному органу, производившему расследование, соответствующим органам (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объединению профсоюзов, органам прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ «Промышленная безопасность» Госгортехнадзора России.
По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности; представляет письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, представители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончании сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ведет учет аварий по форме приложения 5 Положения, анализирует причины их возникновения; один раз в полугодие представляет в территориальный орган Госгортехнадзора России информацию о количестве аварий, причинах их возникновения и принятых мерах. По мотивированным запросам органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, может предоставлять информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению. Территориальные органы Госгортехнадзора России в течение суток с момента происшедшей аварии передают в Госгортехнадзор России оперативные сведения об авариях на опасном производственном объекте.
Материалы по результатам расследования причин аварий и мерах по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварии и предлагаемых мер, рассматриваются на советах территориальных органов Госгортехнадзора России, коллегии Госгортехнадзора России, коллегиях (совещаниях) федеральных органов исполнительной власти с участием представителей Рострудинспекции (по согласованию с ними).
На основании анализа причин аварий, происшедших на опасных производственных объектах, Госгортехнадзор России и другие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять нормативное регулирование в области промышленной безопасности, при необходимости вносят соответствующие дополнения, изменения в нормативные акты, содержащие требования безопасного ведения работ на опасных производственных объектах, в пределах их компетенции.
Порядок проведения работ по установлению причин инцидентов определяется руководством организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России. Для установления причин инцидентов создается комиссия. Состав комиссии назначается приказом руководителя организации (установление причин инцидентов в химическом, нефтехимическом и нефтеперерабатывающем производстве производится с обязательным участием территориальных органов Госгортехнадзора России).
Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной предприятием. Акты расследования должны содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей природной среде, а также меры по устранению причин инцидента.
Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведется в специальном журнале, где регистрируется дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка о их выполнении.
Организация ведет анализ причин инцидентов и ежеквартально сообщает в территориальный орган Госгортехнадзора информацию о количестве инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. В случаях, если инциденты имеют негативные экологические последствия, ежеквартальная информация о них сообщается и в территориальный орган Госкомэкологии России.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Isbn-5-89289-152-6
- Isbn-5-89289-152-6
- Введение
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности
- Опасности, вредные и опасные (травмирующие) факторы
- 1.3 Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
- 1.4 Количественные характеристики опасности и безопасности
- Показатели негативности техносферы
- Критерии комфортности и безопасности техносферы
- Риск. Показатели риска
- 1.4.4 Профессиональные риски. Страхование рисков. Страховые выплаты
- Факторы риска в системе «Человек – производственная среда»
- 2. Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности
- Классификация основных форм деятельности человека
- Анатомо-физиологические механизмы защиты человека от опасностей
- Кровоток в коже
- Физиологические особенности человека – основа возникновения антропогенных опасностей
- 2.4 Функциональные состояния человека в процессе трудовой деятельности
- Взаимосвязь человека и технической системы
- Причины и виды ошибок человека
- Критерии оценки надежности человека
- 2.8 Пути повышения эффективности трудовой деятельности
- Эффективность трудоохранных мероприятий
- Взаимодействие человека со средой обитания и защита его от вредных и опасных производственных факторов
- Производственный микроклимат и его влияние на организм человека
- Действие вредных веществ на организм человека. Методы защиты
- Освещение и здоровье человека
- Оздоровление воздушной среды
- Методы очистки воздуха от газообразных примесей
- 3.4.2 Очистка воздуха от пыли
- Вентиляция, кондиционирование воздуха и отопление производственных помещений
- 3.4.4 Влияние аэроионизации на человека и производственную среду
- Влияние ультрафиолетового излучения на человека и производственную среду
- Акустические и механические колебания. Нормирование. Методы защиты.
- Шум слышимого диапазона и его влияние на человека
- Инфразвук и ультразвук
- Производственная вибрация и ее воздействие на человека
- Влияние на организм человека электромагнитных полей и
- Лазерного излучения
- Электромагнитное поле (эмп) – совокупность электрического и магнитного полей, распространяющаяся в пространстве в виде электромагнитных волн.
- 3.6.1 Электромагнитные поля радиочастот
- Электромагнитные поля токов промышленной частоты
- Статическое электричество
- Гелиогеофизические и постоянные магнитные поля
- 3.6.5 Инфракрасные излучения
- Лазерное излучение
- Основы радиационной безопасности
- Основные виды и источники ионизирующих излучений
- Единицы, характеризующие воздействие радиации
- Нормы радиационной безопасности
- Биологическое действие ионизирующих излучений
- Методы регистрации ионизирующих излучений и защиты от них
- Основы электробезопасности
- Действие электрического тока на организм человека
- Факторы, определяющие исход поражения человека электрическим током. Критерии электробезопасности.
- 3.8.3 Допустимые значения электрического тока, протекающего через тело человека
- Требования безопасности, предъявляемые к устройству и эксплуатации технических систем
- 4.1 Общие требования безопасности к организации производственных (технологических) процессов
- 4.2 Общие требования безопасности к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест
- 4.3 Общие требования безопасности к погрузочно-разгрузочным работам, способам хранения и транспортирования грузов
- 4.4 Технические способы и средства электробезопасности
- 4.5 Обеспечение безопасности при работе с компьютерами
- Общие требования безопасности к сосудам, работающим под давлением
- 4.7 Общие требования безопасности к эксплуатации холодильных установок
- Требования безопасности, предъявляемые к строящимся и реконструируемым промышленным предприятиям
- 5.1 Санитарно-гигиенические требования к генеральным планам
- Санитарно- гигиенические требования к производственным зданиям и помещениям
- 5.3 Санитарно- гигиенические требования к бытовым помещениям
- Требования пожарной безопасности к производственным объектам
- 6.1 Опасные факторы пожара
- 6.2 Показатели пожаро- и взрывоопасности веществ и материалов
- 6.3 Категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
- 6.4 Электрооборудование, применяемое во взрывоопасных и пожароопасных зонах
- Меры и средства предупреждения и предотвращения распространения пожара
- 6.6 Пожарная связь и сигнализация. Пожарная охрана
- 7 Обеспечение устойчивости работы предприятия в чрезвычайных ситуациях
- 7.1 Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация.
- Термины и определения
- 7.2 Устойчивость работы промышленных объектов
- 7.3 Декларация безопасности промышленного производства
- 7.4 Ликвидация чрезвычайных ситуаций
- 8 Управление безопасностью жизнедеятельности в современных условиях
- 8.1 Структура нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности
- 8.1.1 Законодательные основы охраны труда
- 8.1.2 Нормативные подзаконные акты по охране труда
- 8.1.3 Государственное управление охраной труда
- Управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 8.2.1 Основные законодательные акты
- 8.2.2 Подзаконные нормативные акты
- Управление охраной окружающей среды
- 8.3.1 Правовые основы охраны окружающей среды
- 8.3.2 Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды
- 8.3.3 Управление охраной окружающей среды
- Управление охраной труда и промышленной безопасностью в организациях
- Цель и задачи системы «Охрана труда и промышленная безопасность»
- 8.4.2 Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью
- 8.4.3 Основные принципы организации работ по охране труда и
- Промышленной безопасности
- 8.4.5 Локальные нормативные акты организации по управлению охраной труда и промышленной безопасностью
- 8.4.6 Техническое расследование аварий и инцидентов на опасном производственном объекте
- 8.4.7 Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- 8.4.8 Расследование и учет профессиональных заболеваний