logo
Безопасность жизнедеятельности (УП)

8.4.5 Локальные нормативные акты организации по управлению охраной труда и промышленной безопасностью

Нормативно-распорядительные документы по охране труда и промышленной безопасности можно разделить на три группы с учетом задач, на решение которых они направлены: документы, регулирующие трудовые отношения; документы, регулирующие статус, задачи, обязанности (функции), права и ответственность структурных подразделений и работников; документы, регламентирующие технологические процессы.

Основными документами системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации являются: положение о системе управления охраной труда и промышленной безопасностью; приказы о распределении обязанностей по охране труда и промышленной безопасности; положение о производственном контроле; положения о структурных подразделениях, комиссиях, комитетах; должностные инструкции для руководителей и специалистов; инструкции по охране труда для работников; комплексный план улучшения условий труда, охраны труда и промышленной безопасности; стандарты организации (положения, методические указания, руководства); технологические документы (регламенты, технологические карты); приказы, распоряжения администрации.

Приказ о распределении обязанностей по выполнению и контролю требований охраны труда и промышленной безопасности - один из основных докумен­тов делегирования. Данным приказом назначаются руководители (специалисты), ответственные: за пожарную безопасность в организации в целом и отдельных его подразделениях; за производственный контроль; за электрохозяйство; за безопасную эксплуатацию сосудов под давлением; за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин; за газовое хозяйство; за безопасную перевозку опасных грузов и т. д.

Правовой статус, задачи, функции, права и ответственность структурных подразделений, в том числе и в вопросах обеспечения охраны труда и промышленной безопасности, должны быть установлены положением о соответствующем подразделении, утвержденном руководителем организации. Рекомендуется следующая структура положения:

- общая часть – указываются структура подразделения, цель его деятельности, что содержит данное положение (задачи, функции и т.д.), кому подотчетно подразделение, чем руководствуется в своей деятельности, с какими подразделениями взаимодействует;

- задачи – указываются подцели деятельности, которые могут быть охарактеризованы определенными показателями (например, "обеспечение планово-предупредительного ремонта оборудования", "обеспечение предварительного обучения работников охране труда");

- функции – указываются конкретные действия (мероприятия), которые должно осуществлять подразделение для решения поставленных задач и достижения конечной цели деятельности;

- права (правомочия) - указываются права, которыми наделяется подразделение, необходимые для исполнения возложенных на него функций;

- координация деятельности с функциональными и смежными подразделениями указываются механизмы и процедуры согласования действий с другими подразделениями при решении общих задач или действий, требующих согласования специальных подразделений.

На практике в структуру положений о подразделениях включают раздел «Ответственность». Это допустимо, если подразделение является юридическим лицом. В противном случае за неисполнение задач, функций ответственность несут, в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководи­тель и другие должностные лица подразделения, а не подразделение.