logo
Безопасность жизнедеятельности (УП)

8.1.1 Законодательные основы охраны труда

Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда. Направленность и основное содержание законодательных актов о труде исходят из соответствующих статей Конституции Российской Федерации.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраня­ются труд и здоровье людей (ст. 7.2). В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, от­вечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Консти­туцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и празд­ничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5). В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспи­тания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспе­чение (ст. 39.1). В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и меди­цинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и об­стоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3). Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружаю­щую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возме­щение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Законодательство о труде и охране труда является основой управления охраной труда. Оно включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г) и Трудовой кодекс РФ (2002 г). Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях (организациях) всех форм собственности, указаны основные направления государственной политики в области охраны труда, а именно:

-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работни­ков;

-принятие и реализация федеральных законов и иных норматив­ных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нор­мативных правовых актов субъектов Российской Федерации об ох­ране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

-государственное управление охраной труда;

-государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

-содействие общественному контролю за соблюдением прав и за­конных интересов работников в области охраны труда;

-расследование несчастных случаев на производстве и професси­ональных заболеваний;

-защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вред­ными или опасными условиями труда, неустранимыми при совре­менном техническом уровне производства и организации труда;

-координация деятельности в области охраны труда, деятельнос­ти в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

-участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

-подготовка и повышение квалификации специалистов по охра­не труда;

-организация государственной статистической отчетности об ус­ловиях труда, о производственном травматизме, профессиональ­ной заболеваемости и об их материальных последствиях;

-обеспечение функционирования единой информационной сис­темы охраны труда;

-проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безо­пасных техники и технологий, производство средств индивидуаль­ной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами ин­дивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Согласно Федеральному закону, каждый работник имеет право на:

- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, т.е. рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

- на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

- получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности;

- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.

Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствую­щих требованиям охраны труда, запрещает использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц с медицинс­кими противопоказаниями на тяжелых работах и работах с вредны­ми или опасными условиями труда.

Рассмотрены обязанности работодателей по обеспечению здо­ровых и безопасных условий труда. Изложен порядок финансиро­вания мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также указано, что работники не должны финансировать такие мероприя­тия. Названы органы государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, указанных в коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах, или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за со­блюдением требований охраны труда, а также общественного конт­роля.

Государственная политика в области охраны труда базируется на нормах международного права и в первую очередь конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Федеральным законом от 11.04.98 г. № 58-ФЗ были ратифицированы следующие конвенции, принятые Генеральной конференцией МОТ:

- Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция 81) и Протокол 1995 года к этой Конвенции;

- Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция 150);

- Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция 155).

Права работников на охрану труда детализированы в трудовом кодексе РФ. Это, в частности, касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц, моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных и (или) опасных работах, организационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов Трудового кодекса, таких как «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

Законодательное регулирование условий и охраны труда закреплено отдельными статьями Гражданского кодекса РФ от 26.01.96 г. № 14-ФЗ в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью работников, при исполнении ими трудовых обязанностей, Кодексом об административных правонарушениях РФ от 30.12.01 г. № 195-ФЗ (ст. 5.27, 23.12), Уголовным кодексом РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (ст. 143, 215-219) в части ответственности за нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда, Федеральными законами «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. № 125-ФЗ, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. № 52-ФЗ, законом РФ от 11.03.92 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» и другими законодательными актами.

Законодательство РФ об охране труда включает в себя нормативные правовые акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Необходимо иметь в виду, что нормативные требования по охране труда и соответствующие гарантии для работников, предусмотренные федеральным законодательством, являются приоритетными перед требованиями, устанавливаемыми субъектами РФ.