logo
Безопасность жизнедеятельности (УП)

8.1 Структура нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности

Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. Выполнение данной задачи обеспечивается следующими системами: безопасность (охрана) труда; защита в чрезвычайных ситуациях; охрана окружающей среды; система безопасности страны, национальная безопасность. Каждая из этих систем имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Характерной особенностью данных систем является то, что все они в законодательном плане включают в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов, а именно: Федеральные законы, принимаемые Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Федерации. Для реализации законов разрабатываются и принимаются подзаконные акты, определяющие порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления БЖД.

Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими и утверждающими тот или иной документ в области безопасности жизнедеятельности в России, являются, например, Минтруд, Госстандарт, Минздрав, Госгортехнадзор, Госстрой, МЧС, Минюст. С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Закон коренным образом меняет практически всю систему нормативно-технического обеспечения в России, а также вносит существенные коррективы в продолжающуюся в настоящее время работу по пересмотру действующей и разработке новой научно-технической документации. Закон устанавливает три основных вида технической документации:

1. Технический регламент – документ, принятый международным договором РФ и федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и подразумевающий обязательное выполнение. Согласно Федеральному закону, в Российской Федерации действуют: общие и специальные технические регламенты. Технические регламенты – принимаемые в установленном порядке законы и постановления Правительства, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам:

Специальные технические регламенты принимаются в тех случаях, когда требования, предъявляемые к технологическим и иным особенностям отдельных видов продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

2. Национальный стандарт – документ, подразумевающий добровольное исполнение, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Международные и национальные стандарты служит основой для разработки технических регламентов. Другой важной функцией национальных стандартов является их использование для соблюдения требований технических регламентов.

3. Стандарт организации – документ, подразумевающий добровольное выполнение только организацией, принявшего его. Технические регламенты носят обязательный характер, а стандарты являются добровольными. С момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» до введения в действие технических регламентов (они должны быть созданы в течение семи лет) действуют только нормативные акты, утвержденные федеральными органами власти, и только в части:

Законом «О техническом регулировании» не предусмотрены отраслевые стандарты, поскольку отрасли, как таковые, практически исчезли. Действующие в настоящее время законы и подзаконные акты объединяются понятием нормативных правовых актов.