logo
Безопасность жизнедеятельности (УП)

8.2.2 Подзаконные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты по ЧС включают в себя целый ряд Постановлений Правительства, Положений и Правил Госгортехнадзора, приказов МЧС и Госгортехнадзора, государственные стандарты РФ по безопасности в ЧС. В настоящее время в России принято и принимается большое количество нормативно-правовых актов по безопасности в условиях ЧС. Только во втором полугодии 1995 г. их было принято 282, а в 1996 г. – 540 («Проблемы безопасности при ЧС», В. 8, 1997 г., ВИНИТИ). Среди принятых нормативно-правовых актов необходимо отметить Постановления Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» (от 01.07.95 г. № 675), «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» (от 24.07.95 г. № 738), «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (от 5.11.95 г. № 1113), «О классификации ЧС природного и техногенного характера» (от 13.09.96 г. № 1094), «О создании Российского центра подготовки спасателей» (от 9.01.97 г. № 26), «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (от 17.07.98 г. №779), «Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (от 10.03.99 г. № 263), «Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 11.05.99 г. № 526), «Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России» (от 3.12.01 г. № 841), «Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» (от 14.10.02 г. № 731), а также Госгортехнадзора – «Положение о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра» (от 3.06.99 г. № 39), «Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах» (от 8.06.99 г. № 40), «Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов. ПБ 03-260-99» (25.01.99 г. № 10), «Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» (от 7.09.99 г. № 66), «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов. РД 03-418-01» (от 10.07.01 г. № 30) и др.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрез­вычайных ситуациях» (БЧС. ГОСТ Р 22.0.01-94). Основные цели комплекса: повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, мес­тном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных, военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС; эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса — установление: терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов; основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению защиты населения и его жизнедеятельности, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС; уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС; методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и лик­видации ЧС; способов обеспечения безопасности населения и объектов на­родного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Таблица 31 Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС

№ группы

Группа стандартов

Кодовое наименование

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10,11

Основополагающие стандарты

Стандарты в области мониторинга и прогнозирования

Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хо­зяйства

Стандарты в области обеспечения безопасности населения

Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пище­вого сырья и кормов

Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений

Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения

Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения

Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций

Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей

Резерв

Основные положения

Мониторинг и прогнозирование

Безопасность объектов народного хозяйства

Безопасность населения

Безопасность продовольствия

Безопасность животных и растений

Безопасность воды

Управление, связь, оповещение

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Аварийно-спасательные средства

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС—22), номера (шифр группы от 0 до 11), (табл.30), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта.

Стандарты группы 0 устанавливают: основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов; основные термины и определения в области обеспечения без­опасности в ЧС; классификацию ЧС; классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народ­ного хозяйства по степени их опасности; номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воз­действий источников ЧС; предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС; основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС.

Например: БЧС. Основные положения ГОСТ Р 22.0.01-94, БЧС. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.02-94; БЧС. Природные ЧС. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.03-95; БЧС. Биолого-социальные ЧС. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.04-95; БЧС. Техногенные ЧС. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.05-94. Содержание остальных групп стандартов определяется их кодовым наименованием ( табл.30).

8.2.3 Государственное управление в чрезвычайных ситуациях

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. Основными задачами РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (резервы финансов и материальных ресурсов);

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объекто­вый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предуп­реждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соот­ветствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования террито­риальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, ут­верждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами ис­полнительной власти для организации работы по защите населения и террито­рий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных под­систем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителя­ми соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласова­нию с МЧС.

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повсед-невного управления; силы и средства; системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций.

Органы управления по делам гражданской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС):

на федеральном уровне — МЧС России; на региональном — региональные центры; на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС); и местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС); на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения орга­низаций.

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют: силы и средства федеральных органов исполнительной власти; силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ; силы и средства органов местного самоуправления; силы и средства организаций. Все эти силы подразделяются на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации ЧС.