logo search
БЖД лекции

3.3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс

Ввиду важности и актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности населения России в чрезвычайных ситуациях Президентом и правительством РФ издан ряд указов и постановлений, регламентирующих создание и функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

К основным из них относятся:

Рассмотрим назначение и элементы системы безопасности в ЧС. Система РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, уменьшения ущерба, наносимого экономике РФ ЧС. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, общественные организации, их силы и средства для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в ЧС. В целом РСЧС построена по территориально-производственному принципу на всей территории РФ, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (см. рис. 3.3.1).

Рис. 3.3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РЦ ГОЧС – региональные центры ГОЧС,

КЧС – комиссии по делам ЧС,

ПУ – пункты управления,

ЦУ КС РЦ ГОЧС – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров ГОЧС,

ЦУ КС МЧС России – центр управления в кризисных ситуациях МЧС России,

ИЦ РЦ – информационные центры региональных центров,

ИЦ ОУ – информационные центры органов управления,

ИЦ организаций – информационные центры организаций,

ИЦ федер. ОУ ИВ – информационный центр федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности этих подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается правительством РФ.

Каждый уровень имеет координирующие органы. Координирующими органами РСЧС являются:

Основными задачами объектовой комиссии по ЧС являются:

Рабочим органом объектовой комиссии по ЧС является отдел, сектор, специальные лица ГО ЧС.

Органами управления по делам ГОЧС являются:

В состав комиссии по ЧС (КЧС) входят:

В состав сил и средств РСЧС входят:

Другие войска и воинские формирования привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел привлекаются для ликвидации ЧС в соответствии с нормативно правовыми актами РФ. На базе специализированных организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

РСЧС функционирует в трех режимах:

  1. повседневной деятельности;

  2. повышенной готовности;

  3. чрезвычайной ситуации.