logo
БЖД лекции

1.6.1.5. Последовательность проектирования системы убжд

Системы “человек – среда”, “человек – производство” и другие являются сложными многоуровневыми, многокомпонентными. При проектировании систем УБЖД с целью идентификации опасностей эти системы подвергают декомпозиции.

Декомпозиция – это разбиение системы на элементы, для которых известны их опасные свойства (опасности).

Проектирование систем УБЖД является достаточно сложным процессом, требующим соответствующей подготовки инженеров-системотехников и материальных затрат.

Примерная последовательность проектирования системы УБЖД приведена в таблице 1.6.1.

Таблица 1.6.1

п/п

Последовательность действий

Результат действий

1.

Декомпозиция системы на элементы

1. Предметы труда.

2. Средства труда.

3. Продукты труда, полуфабрикаты.

4. Виды энергии (пневматическая и др.)

5. Операции техпроцесса

6. Природно-климатические факторы

7. Растения, животные.

8. Персонал.

9. Рабочие места.

2.

Идентификация опасностей, создаваемых каждым элементом п.1

Перечень опасностей.

3.

Построение дерева “причин и опасностей”

Опасности и причины, вероятности их возникновения

4.

Качественная и количественная оценка опасностей

Определение головных опасностей, их качественная и количественная оценка

5.

Анализ возможных альтернатив обеспечения или повышения безопасности

Выбор приемлемого варианта системы УБЖД

6.

Анализ приемлемых методов реализации альтернативы

Выбор методов и средств

7.

Оценка экономической эффективности и др.

Показатели технического, социального, экономического эффектов