logo search
Безопасность жизнедеятельности (УП)

8.3.1 Правовые основы охраны окружающей среды

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья его населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Правовую основу охраны ок­ружающей среды состав­ляет Закон РФ «О санитарно-эпи­демиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответст­вии с которым введено санитар­ное законодательство, включаю­щее данный закон и нормативные ак­ты, устанавливающие критерии безопасности для человека факто­ров среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потре­бителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспе­чение экологической безопасно­сти, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Закон устанавливает сис­тему природоохранного законода­тельства, основные принципы и объекты охраны окружающей при­родной среды, порядок управле­ния ею. В законе зафиксиро­вано право граждан РФ на благо­приятную среду обитания. Важ­нейший раздел закона «Экономиче­ское регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использова­ния природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превыше­ны или нет установленные лими­ты природопользования, каковы были при этом масштабы загряз­нения окружающей среды.

Закон устанавливает также принципы нормирования качест­ва окружающей природной среды, порядок проведения государствен­ной экологической экспертизы, экологические требования к разме­щению, проектированию, рекон­струкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. От­дельные разделы закона посвяще­ны чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым тер­риториям и объектам; принципам экологического контроля; эколо­гическому воспитанию, образова­нию и научным исследованиям; разрешению споров в области ох­раны окружающей природной сре­ды; ответственности за экологиче­ские правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда. Из других законодательных ак­тов в области охраны окружаю­щей среды следует отмстить Вод­ный кодекс РФ (1995 г.), Земель­ный кодекс РФ (2001 г.), Феде­ральный закон "Об охране атмо­сферного воздуха" (1999 г.), Федеральный закон "Об экологи­ческой экспертизе" (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.).

Для создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, как отмечено в Экологической доктрине РФ (распоряжение Правительства РФ от 31.08.02 г. № 1225-Р), необходимы:

- устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Рос­сийской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;

- обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;

- правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;

- развитие системы государственных стандартов РФ в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических и стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм меж­дународного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;

- развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды;

= укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;

- совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правона­рушений и/или осуществление экологически опасных видов деятельности;

- обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности.