logo search
Безопасность жизнедеятельности (УП)

4.3 Общие требования безопасности к погрузочно-разгрузочным работам, способам хранения и транспортирования грузов

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы с сырьем, вспомогательными материалами, готовой продукцией следует выполнять в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, СНиП 12-03-2001 и иных действующих нормативных документов. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, прошедшего обучение и проверку знаний в установленном порядке. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оборудованы знаками безопасности. Для обеспечения безопасного движения транспортных средств в местах производства работ должны быть установлены соответствующие дорожные знаки. Устройство, эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов, грузозахватных органов должны соответствовать требованиям ПБ 10-382-00. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны периодически осматриваться в следующие сроки: траверсы, клещи, и другие захваты и тара - каждый месяц; стропы (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней; редко используемые съемные грузозахватные приспособления - перед выдачей их в работу. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. Во избежание перемещения или падения груза при движении транспорта груз должен быть размещен и закреплен на транспортном средстве в соответствии с техническими условиями погрузки и крепления груза.

Перевозку аммиачной воды, серной и олеиновой кислоты и других агрессивных материалов следует производить в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, (зарегистрированы Минюстом Российской Федерации 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997).

Хранить в складах (помещениях) вещества и материалы необходимо с учетом их пожароопасных физико-химических свойств (способность к окислению, самонагреванию и воспламенению при попадании влаги, соприкосновении с воздухом и т.п.), признаков совместимости и однородности огнетушащих веществ. Складирование сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции необходимо производить в соответствии с нормами технологического проектирования, с техническими условиями на продукцию.

Способы укладки грузов должны обеспечивать: устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них; механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования; безопасность работающих на штабеле или около него; возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники.

Вертикальные емкости (силоса, бункера) для хранения сыпучих продуктов должны иметь не менее двух люков (для очистки, осмотра и ремонта). Один люк должен быть в нижней боковой части, а другой - в верхней части емкости у противоположной боковой поверхности. Люки бункеров должны иметь открывающиеся крышки, оборудованные запирающимися устройствами с блокировкой. Заглубленные емкости для хранения полуфабрикатов должны быть оборудованы двумя люками у противоположных сторон.

Грузы в ящиках при погрузке в вагоны и склады укладываются в устойчивые штабеля. Высота штабеля не должна превышать 3 м при ручной погрузке, а при использовании механизмов - 6 м. (СНиП 12-03-2001). Укладывать ящики в закрытых складах разрешается так, чтобы ширина главного прохода была не менее 3 м. Мешки с сырьем и продукцией для хранения на складе должны укладываться на специальные стеллажи; при складировании необходимо соблюдать порядок увязки мешков и вертикальность штабеля. Зашивка мешков должна быть расположена внутрь штабеля.

Разборку штабеля следует производить последовательно сверху вниз горизонтальными рядами, предупреждая возможность его развала. При подъеме и перемещении груза вручную необходимо соблюдать установленные допустимые уровни трудовой нагрузки. Штабеля ящиков и бочек должны быть ограждены. Расстояние от ограждения до штабеля должно обеспечивать безопасность работающих.

Перемещение грузов в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Штучные грузы должны укладываться в габаритах грузовых площадок тележек. Мелкие штучные грузы следует перевозить в таре, контейнерах. Укладывать грузы на вилочные захваты авто- и электропогрузчика следует так, чтобы исключалась возможность падения груза во время захвата груза, его подъема, транспортирования и выгрузки. Для непрерывного транспортирования штучных грузов должны быть использованы конвейеры. В соответствии со СНиП 12-03-2001:

При применении винтовых и наклонных спусков для перемещения различных пылевидных, сыпучих, штучных и вязких грузов в таре и без тары необходимо выполнять следующие требования безопасности:

а) наклонные и винтовые спуски должны быть надежно закреплены к перекрытиям или стенам и к приемным столам;

б) спуски должны иметь борта высотой, исключающей возможность выпадения грузов;

в) приемные отверстия в перекрытиях и стенах перед спусками должны быть снабжены специальными крышками или клапанами, открывающимися только на время подачи или прохождения груза. Приемные отверстия и места прохождения спусков должны быть ограждены перилами и сплошной бортовой обшивкой по низу в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке;

г) приемные столы наклонных и винтовых спусков должны быть снабжены устройствами, предупреждающими падение грузов;

д) спуски для перемещения мешков с мукой и других штучных грузов должны обеспечивать плавное, без ударов, продвижение перемещаемого груза;

е) уклон спусков, ширина рабочей поверхности спуска, высота бортов для предохранения грузов от падения должны обеспечивать необходимые требования безопасности и соответствовать нормативным документам, утвержденным в установленном порядке;

ж) при превышении скорости движения груза по наклонным спускам свыше установленной требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, необходимо устанавливать поглотители скорости (амортизаторы, встречные уклоны и т.п.).