logo
Вайнер ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.

Раки*1 — дети пятятся спиной назад Птицы* — дети бегают, раскинув руки в стороны Аист — дети стоят на одной ноге, поджав другую

Лягушка* — дети скачут вприсядку

Курочки — дети ходят, высоко поднимая согну­тые в коленях ноги.

Игра «Зоопарк» оказывает релаксирующее воздей­ствие. Дети с агрессивным, импульсивным и демонст­ративным поведением получают возможность про­явить себя в активных и разнообразных действиях, реализовать в разумно заданных рамках накопившую­ся энергию. Застенчивые дети, если сразу и не прини­мают непосредственного участия в игре, все равно не являются только пассивными созерцателями. Они ис­пытывают те же положительные эмоции, что и игро­ки. Постепенно, заражаясь общим настроением, за­стенчивые дети активно включаются в общую игру.

Игра «Канон» в отличие от предыдущей игры — не столько освобождающая, сколько мобилизующая. Иг­рающие стоят в колонне друг за другом и поочередно поднимают левую руку, потом правую руку, потом обе руки.7 Желательно, чтобы дети играли молча, в тишине. При соблюдении этого условия от каждого ребенка потребуется еще больше внимания и сосредо­точенности. Важно не зазеваться и точно в нужный момент сделать соответствующее движение рукой. Ка­нон нарушается, если кто-то из детей совершает дви­жение рукой одновременно с предыдущим игроком или опережает его, или, наоборот, запаздывает. Де­тей, из-за которых чаще всего происходит сбой в ка­ноне, целесообразно ставить в начале колонны.

Фронтальная работа по коррекции неконструктив­ного поведения детей возможна и непосредственно во время занятий. В этом случае игры моделируются на основе учебного материала.

Игра «Светофор» иллюстрация к теме «О прави­лах дорожного поведения»1 и одновременно игровой тренинг таких качеств, как выдержка, сосредоточен­ность, самоконтроль, необходимых для становления произвольного поведения.

Для участия в этой игре дети делятся на две коман­ды с равным количеством участников и выстраивают­ся полукругом, одна слева, другая справа от педагога. У него в руках — светофор — два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Взрослый напо­минает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установ­ленных местах, где надпись «переход», сначала по­смотреть налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен свето­фор, внимательно следить за ним. Педагог читает сти­хи С.Михалкова. Недостающие слова дети подсказы­вают хором.

Если свет зажегся красный, значит двигаться ... (опасно). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь ... (открыт)». Желтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для... (движенья).

Правила игры таковы: когда взрослый показывает зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад (выбывает из игры).

Сигналы должны меняться неожиданно, через раз­ные промежутки времени. Выигрывает команда, у ко­торой к концу игры останется на месте больше участ­ников.

Фронтальная работа может быть с успехом продол­жена на прогулке, где, например, уместна коллектив­ная народная игра «Бояре».

Играющие образуют две шеренги. Обе шеренги стоят лицом друг к другу на расстоянии 20—30 шагов. Дети каждой шеренги крепко держат своих соседей за руки, чтобы при Движении навстречу друг к другу шеренги не размыкались. В первой шеренге — бояре, желающие выбрать невесту из числа бояр второй ше­ренги, которые всячески этому выбору препятствуют. В результате между боярами разворачивается диалоги­ческое игровое действие.

Бояре 1: — Бояре, а мы к вам пришли. (Дети пер­вой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов навстречу второй ше­ренге, которая остается на месте.) Молодые, а мы к вам пришли. (Дети первой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)

Бояре 2: — Бояре, а зачем пришли? (Дети второй шеренги произносят текст и в такт де­лают б шагов навстречу первой шеренге, которая остается на месте.) Молодые, а зачем пришли? (Дети вто­рой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)

Бояре 1: — Бояре, нам невеста нужна. (Шеренги поочередно продолжают эти движения.) Молодые, нам невеста нужна.

Бояре 2: — Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре 1: (Дети останавливаются, советуются, кого выбрать.) — Бояре, нам вот эта мила. (Дети, продол­жая движение, указывают на ребенка, которого они выбрали.) Молодые, нам вот эта мила.

Бояре 2: — Бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

Бояре 1: — Бояре, мы ее к доктору сведем.

Молодые, мы ее к доктору сведем.

Бояре 2: — Бояре, она доктора боится.

Молодые, она доктора боится.

/0

Бояре 1: — Бояре, а мы ей пряничка дадим.

Молодые, а мы ей пряничка дадим. Бояре 2: — Бояре, она прянички не любит.

Молодые, она прянички не любит. Бояре 1: — Бояре.

Отдавайте нам невесту навсегда!

После этих слов все дети прекращают движение. Бояре первой шеренги еще крепче смыкаются, беря друг друга под руки. Выбранная «невеста» разбегается и пытается разорвать «цепь» первых бояр. Если ей это удается, то она возвращается к своим боярам, захва­тив с собой детей из команды соперников, между ко­торыми разорвалась цепь. Если не удается, то «невес­та» становится в шеренгу к первым боярам.

Эта игра оказывает коррекционное воздействие од­новременно на всех участвующих в ней детей. Робкие и застенчивые в окружении активных и темперамент­ных сверстников начинают вместе с ними двигаться, произносить текст, веселиться. Импульсивные и не­дисциплинированные дети, соблюдая существующую в игре очередность, закрепляют опыт подчинения пра­вилам, упражняют свои способности к сдерживанию и самоконтролю. Обилие структурированных телесных контактов со сверстниками чрезвычайно благотворно (успокаивающе) влияет на детей с агрессивными на­клонностями.

Основное назначение парной и индивидуальной форм коррекционной работы заключается в том, что­бы максимально сосредоточить коррекционно-разви-вающее воздействие на резервных возможностях и специфических недостатках поведения конкретного ребенка. Кроме этого, индивидуальные занятия и за­нятия в паре, предваряющие участие некоторых детей с агрессивным или конформным поведением во фронтальной работе, хороший способ предупредить возможные неуспехи таких детей.

В зависимости от решаемых коррекционных задач, состав детей в парной и групповой работе может быть однородным, то есть объединять детей с аналогичны-

71

ми недостатками в поведении. В другом случае дети, участвующие в парных и групповых занятиях могут не иметь сходных проблем в поведении.

Обобщая сказанное, рассмотрим два варианта ре­жима дня: для старших дошкольников и для младших школьников.

ВАРИАНТ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Утренняя атмосфера определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания детей в детском саду уместны игры тонизирующие, настраи­вающие на работу. Пока не собрались все дети, с те­ми, кто уже пришел, можно провести игру «Телеви­зор». Учитель предлагает каждому ребенку «настроить телевизор на любимую программу», т.е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стек­лянную баночку предварительно наклеивается выре­занный из бумаги контур телевизионного экрана). Иг­ра выполняет также и диагностическую функцию, т.к. выбранный ребенком цвет указывает на его актуаль­ное эмоциональное состояние.

Завтрак.

Учебные занятия.

Занятие 1 развитие речи. Используя метод биб­лиотерапии, детям предлагают послушать и придумать продолжение к рассказу «Попугай» Н.Г.Гарина-Ми­хайловского. При выполнении этого задания в центре внимания воспитателя дети с демонстративным пове­дением, упрямые и капризные. Анализируя литератур­ную продукцию детей, важно выявить их отношение к главной героине — капризуле Нике, эмоциональную оценку поведения девочки, предложенные детьми ва­рианты альтернативного поведения.

Занятие 2 изобразительное искусство. Используя метод арттерапии — рисунок,— детям предлагают сде­лать иллюстрации к рассказу Н.Н.Гарина-Михайлов­ского «Попугай». В этой работе следует обратить вни­мание на рисунки агрессивных детей: каков сюжет рисунка и в какой цветовой гамме он решен.

Прогулка. Во время прогулки приоритет следует от­дать подвижным играм. Они не только удовлетворяют потребность детей в активном поведении, но и при­дают поведению через правила игры организованную целесообразность. Особенно детям нравятся игры с элементами соревновательности. Например, игра «Третий лишний».

Играющие становятся парами по кругу и повора­чиваются лицом в центр крута так, чтобы один стоял за другим. Двое водящих находятся за кругом на неко­тором расстоянии друг от друга. По команде ведущего один из водящих убегает, другой его догоняет. Убе­гающий, почувствовав, что его догоняют, спасается, т.е. пристраивается впереди какой-либо пары. Как только он встал, сзади стоящий в этой паре оказыва­ется третьим лишним и начинает догонять того, кто до этого ловил убегающего. Таким образом, ловив­ший превращается в убегающего и, спасаясь, также становится впереди какой-нибудь пары. И так игра продолжается. Догоняющему надо быть очень внима­тельным, т.к. в любой момент он может стать убегаю­щим, спасаясь от нового ловящего.

Если догоняющий осалил убегающего пока тот не успел пристроиться к какой-либо паре, то водящие меняются ролями и начинают бег в противоположном направлении. Если кто-то из детей задерживается в ро­ли водящего, и видно, что он уже устал, то его можно заменить ребенком прежде стоящим в паре и желаю­щим побегать. Бегать разрешается внутри круга, по внешнему контуру круга, а также пересекая круг.

Обед.

Тихий час сон под спокойную музыку (музыкоте-рапия). Можно использовать лирические фрагменты из произведения П.И.Чайковского, Э.Грига, Ф.Шо­пена, а также запись звуков природы.

Полдник.

Вторая половина дня. Некоторое время может быть отзедено для игры-драматизации по рассказу Н.Г.Га­рина-Михайловского «Попугай», или отдано работе с изобразительным материалом. Например, дети кол­лективно создают аппликацию по сюжету одноимен­ного рассказа или на любую другую тему. И в заключении.

Наряду с грамотно продуманной логикой коррек-ционно-развивающей работы не менее важен и стиль руководства ею взрослыми. Оптимально эффективный стиль характеризуется адекватностью, гибкостью и прогностичностью.

Адекватность — это способность взрослого видеть и понимать индивидуальные особенности каждого ре­бенка, своевременно замечать изменения, происходя­щие в развитии его личности и поведении.

Гибкость — это способность взрослого вовремя и по мере необходимости вносить изменения в содер­жание и методическую инструментовку коррекцион-но-развивающего процесса в соответствии с динами­кой поведения детей.

Прогностичность — это способность взрослого соз­давать в коррекционно-развивающем процессе усло­вия, которые предвосхищают появление положительных черт личности и конструктивных способов поведения дегей.

ПРИЛОЖЕНИЕ