1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.
Раки*1 — дети пятятся спиной назад Птицы* — дети бегают, раскинув руки в стороны Аист — дети стоят на одной ноге, поджав другуюЛягушка* — дети скачут вприсядку
Курочки — дети ходят, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.
Игра «Зоопарк» оказывает релаксирующее воздействие. Дети с агрессивным, импульсивным и демонстративным поведением получают возможность проявить себя в активных и разнообразных действиях, реализовать в разумно заданных рамках накопившуюся энергию. Застенчивые дети, если сразу и не принимают непосредственного участия в игре, все равно не являются только пассивными созерцателями. Они испытывают те же положительные эмоции, что и игроки. Постепенно, заражаясь общим настроением, застенчивые дети активно включаются в общую игру.
Игра «Канон» в отличие от предыдущей игры — не столько освобождающая, сколько мобилизующая. Играющие стоят в колонне друг за другом и поочередно поднимают левую руку, потом правую руку, потом обе руки.7 Желательно, чтобы дети играли молча, в тишине. При соблюдении этого условия от каждого ребенка потребуется еще больше внимания и сосредоточенности. Важно не зазеваться и точно в нужный момент сделать соответствующее движение рукой. Канон нарушается, если кто-то из детей совершает движение рукой одновременно с предыдущим игроком или опережает его, или, наоборот, запаздывает. Детей, из-за которых чаще всего происходит сбой в каноне, целесообразно ставить в начале колонны.
Фронтальная работа по коррекции неконструктивного поведения детей возможна и непосредственно во время занятий. В этом случае игры моделируются на основе учебного материала.
Игра «Светофор» — иллюстрация к теме «О правилах дорожного поведения»1 и одновременно игровой тренинг таких качеств, как выдержка, сосредоточенность, самоконтроль, необходимых для становления произвольного поведения.
Для участия в этой игре дети делятся на две команды с равным количеством участников и выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от педагога. У него в руках — светофор — два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Взрослый напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах, где надпись «переход», сначала посмотреть налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Педагог читает стихи С.Михалкова. Недостающие слова дети подсказывают хором.
Если свет зажегся красный, значит двигаться ... (опасно). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь ... (открыт)». Желтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для... (движенья).
Правила игры таковы: когда взрослый показывает зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад (выбывает из игры).
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
Фронтальная работа может быть с успехом продолжена на прогулке, где, например, уместна коллективная народная игра «Бояре».
Играющие образуют две шеренги. Обе шеренги стоят лицом друг к другу на расстоянии 20—30 шагов. Дети каждой шеренги крепко держат своих соседей за руки, чтобы при Движении навстречу друг к другу шеренги не размыкались. В первой шеренге — бояре, желающие выбрать невесту из числа бояр второй шеренги, которые всячески этому выбору препятствуют. В результате между боярами разворачивается диалогическое игровое действие.
Бояре 1: — Бояре, а мы к вам пришли. (Дети первой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов навстречу второй шеренге, которая остается на месте.) Молодые, а мы к вам пришли. (Дети первой шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)
Бояре 2: — Бояре, а зачем пришли? (Дети второй шеренги произносят текст и в такт делают б шагов навстречу первой шеренге, которая остается на месте.) Молодые, а зачем пришли? (Дети второй шеренги произносят текст и в такт делают 6 шагов назад.)
Бояре 1: — Бояре, нам невеста нужна. (Шеренги поочередно продолжают эти движения.) Молодые, нам невеста нужна.
Бояре 2: — Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Бояре 1: — (Дети останавливаются, советуются, кого выбрать.) — Бояре, нам вот эта мила. (Дети, продолжая движение, указывают на ребенка, которого они выбрали.) Молодые, нам вот эта мила.
Бояре 2: — Бояре, у ней зубки болят.
Молодые, у ней зубки болят.
Бояре 1: — Бояре, мы ее к доктору сведем.
Молодые, мы ее к доктору сведем.
Бояре 2: — Бояре, она доктора боится.
Молодые, она доктора боится.
/0
Бояре 1: — Бояре, а мы ей пряничка дадим.
Молодые, а мы ей пряничка дадим. Бояре 2: — Бояре, она прянички не любит.
Молодые, она прянички не любит. Бояре 1: — Бояре.
Отдавайте нам невесту навсегда!
После этих слов все дети прекращают движение. Бояре первой шеренги еще крепче смыкаются, беря друг друга под руки. Выбранная «невеста» разбегается и пытается разорвать «цепь» первых бояр. Если ей это удается, то она возвращается к своим боярам, захватив с собой детей из команды соперников, между которыми разорвалась цепь. Если не удается, то «невеста» становится в шеренгу к первым боярам.
Эта игра оказывает коррекционное воздействие одновременно на всех участвующих в ней детей. Робкие и застенчивые в окружении активных и темпераментных сверстников начинают вместе с ними двигаться, произносить текст, веселиться. Импульсивные и недисциплинированные дети, соблюдая существующую в игре очередность, закрепляют опыт подчинения правилам, упражняют свои способности к сдерживанию и самоконтролю. Обилие структурированных телесных контактов со сверстниками чрезвычайно благотворно (успокаивающе) влияет на детей с агрессивными наклонностями.
Основное назначение парной и индивидуальной форм коррекционной работы заключается в том, чтобы максимально сосредоточить коррекционно-разви-вающее воздействие на резервных возможностях и специфических недостатках поведения конкретного ребенка. Кроме этого, индивидуальные занятия и занятия в паре, предваряющие участие некоторых детей с агрессивным или конформным поведением во фронтальной работе, хороший способ предупредить возможные неуспехи таких детей.
В зависимости от решаемых коррекционных задач, состав детей в парной и групповой работе может быть однородным, то есть объединять детей с аналогичны-
71
ми недостатками в поведении. В другом случае дети, участвующие в парных и групповых занятиях могут не иметь сходных проблем в поведении.
Обобщая сказанное, рассмотрим два варианта режима дня: для старших дошкольников и для младших школьников.
ВАРИАНТ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Утренняя атмосфера определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания детей в детском саду уместны игры тонизирующие, настраивающие на работу. Пока не собрались все дети, с теми, кто уже пришел, можно провести игру «Телевизор». Учитель предлагает каждому ребенку «настроить телевизор на любимую программу», т.е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стеклянную баночку предварительно наклеивается вырезанный из бумаги контур телевизионного экрана). Игра выполняет также и диагностическую функцию, т.к. выбранный ребенком цвет указывает на его актуальное эмоциональное состояние.
Завтрак.
Учебные занятия.
Занятие 1 — развитие речи. Используя метод библиотерапии, детям предлагают послушать и придумать продолжение к рассказу «Попугай» Н.Г.Гарина-Михайловского. При выполнении этого задания в центре внимания воспитателя дети с демонстративным поведением, упрямые и капризные. Анализируя литературную продукцию детей, важно выявить их отношение к главной героине — капризуле Нике, эмоциональную оценку поведения девочки, предложенные детьми варианты альтернативного поведения.
Занятие 2 — изобразительное искусство. Используя метод арттерапии — рисунок,— детям предлагают сделать иллюстрации к рассказу Н.Н.Гарина-Михайловского «Попугай». В этой работе следует обратить внимание на рисунки агрессивных детей: каков сюжет рисунка и в какой цветовой гамме он решен.
Прогулка. Во время прогулки приоритет следует отдать подвижным играм. Они не только удовлетворяют потребность детей в активном поведении, но и придают поведению через правила игры организованную целесообразность. Особенно детям нравятся игры с элементами соревновательности. Например, игра «Третий лишний».
Играющие становятся парами по кругу и поворачиваются лицом в центр крута так, чтобы один стоял за другим. Двое водящих находятся за кругом на некотором расстоянии друг от друга. По команде ведущего один из водящих убегает, другой его догоняет. Убегающий, почувствовав, что его догоняют, спасается, т.е. пристраивается впереди какой-либо пары. Как только он встал, сзади стоящий в этой паре оказывается третьим лишним и начинает догонять того, кто до этого ловил убегающего. Таким образом, ловивший превращается в убегающего и, спасаясь, также становится впереди какой-нибудь пары. И так игра продолжается. Догоняющему надо быть очень внимательным, т.к. в любой момент он может стать убегающим, спасаясь от нового ловящего.
Если догоняющий осалил убегающего пока тот не успел пристроиться к какой-либо паре, то водящие меняются ролями и начинают бег в противоположном направлении. Если кто-то из детей задерживается в роли водящего, и видно, что он уже устал, то его можно заменить ребенком прежде стоящим в паре и желающим побегать. Бегать разрешается внутри круга, по внешнему контуру круга, а также пересекая круг.
Обед.
Тихий час — сон под спокойную музыку (музыкоте-рапия). Можно использовать лирические фрагменты из произведения П.И.Чайковского, Э.Грига, Ф.Шопена, а также запись звуков природы.
Полдник.
Вторая половина дня. Некоторое время может быть отзедено для игры-драматизации по рассказу Н.Г.Гарина-Михайловского «Попугай», или отдано работе с изобразительным материалом. Например, дети коллективно создают аппликацию по сюжету одноименного рассказа или на любую другую тему. И в заключении.
Наряду с грамотно продуманной логикой коррек-ционно-развивающей работы не менее важен и стиль руководства ею взрослыми. Оптимально эффективный стиль характеризуется адекватностью, гибкостью и прогностичностью.
Адекватность — это способность взрослого видеть и понимать индивидуальные особенности каждого ребенка, своевременно замечать изменения, происходящие в развитии его личности и поведении.
Гибкость — это способность взрослого вовремя и по мере необходимости вносить изменения в содержание и методическую инструментовку коррекцион-но-развивающего процесса в соответствии с динамикой поведения детей.
Прогностичность — это способность взрослого создавать в коррекционно-развивающем процессе условия, которые предвосхищают появление положительных черт личности и конструктивных способов поведения дегей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- 1 Берн э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996. Причины и типы
- Импульсивное поведение
- Конформное поведение
- Демонстративное поведение
- Агрессивное поведение
- Симптоматическое поведение
- Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры
- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры в преодолении конформного поведения детей
- Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей
- 1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.
- 1. Игры с правилами (игры-соревнования)
- «Бюро находок»
- «Кругосветное путешествие»
- 3. Игра-драматизация «Король-Боровик»
- «Тишина»
- «Попугай»
- 4. Образно-ролевые игры «Интересная походка»
- «Разные лошадки»
- «Теремок»
- 5. Психотехнические раскрепощающие игры
- «Киска! Брысь под лавку»
- «Летел лебедь»
- «Атомы—молекулы»
- «Посидим в тишине»
- 6. Психотехнические освобождающие игры «Зеркало»
- «Ванька—Встанька»
- «Звонари»
- «Шалтай-Болтай»
- «Сто одежек»
- «Латаем ковер»
- «Неожиданные картинки»
- «Цепочки слов»
- 8. Сюжетно-ролевые игры «День рождения»
- «В поликлинике»
- 9. Русские народные игры «Цепи»
- «Горелки»