Агрессивное поведение
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх и др.).
Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.2
Агрессивное поведение может быть непосредственным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку; т.е. брата не бьет, но мучает кошку. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя — так называемая аутоагрес-сия — самоунижение, самообвинение и т.п.
Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, спровоцировано каким-то драматическим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.
Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за причиненные ему ранее обиды.
В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей из-за разнообразных учебных трудностей. Другая существенная детерминанта агрессивного поведения — воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систе-матический просмотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроизведений со сценами жестокости, насилия, мести приводит к тому, что агрессивные акты с телеэкранов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоциональная чувствительность детей к насилию и, наоборот, повышается вероятность формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности — чувств, провоцирующих агрессивное поведение.
30
Еще одна причина агрессивного поведения — дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания, применяемые взрослыми, нередко есть модель агрессивного поведения ребенка.
Основанием для заключения об агрессивности ребенка является частота и количество агрессивных проявлений, а также значительная интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражителям. Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций во многом зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.
Очевидно, что агрессия как форма неконструктивного поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного поведения. Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, негативную реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает типичная ситуация порочного круга.
Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотренных. Тем не менее оно вызывает многочисленные нарекания у воспитателей и родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисциплинированное.
Вообще дисциплина — качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям какой-либо организации (например, школы). А дисциплинированность — это качество личности, в котором интегрированы выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, правилам, нормам). Соответственно, недисциплинированное поведение — это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки.
Недисциплинированное поведение детей, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведения, может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет се
бя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.
Однако чаще недисциплинированные дети прекрасно осведомлены о правилах поведения. Все дело в том, что знание и даже понимание правил не всегда обеспечивают его выполнение. Словесное воспроизведение ребенком правила также не гарантирует руководства им в практической деятельности. В своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а поступать вопреки им. Этот факт доказывает, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила. И хотя очевидно, что знание правила является необходимым условием его выполнения, столь же очевидно, что это условие не является достаточным, и что между знанием правила и действием по правилу может существовать определенный разрыв. Не оправдывает себя и непосредственный перенос правила или образца поведения в практическое действие. Навязывание образца или его внушение, которое происходит помимо сознания ребенка, приводит к тому, что он не различает правильное и неправильное действие. Навязанное, неосознанное действие, несмотря на его внешнюю правилосообразность, является вынужденным, автоматическим и не имеющим собственного смысла.
Достаточно часто нарушают дисциплину, допускают ошибки и те дети, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неудачи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, заключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях. Психоаналитик Селма Фрейберг считает, что обучение дисциплине как раз и заключается в развитии у ребенка самоконтроля. По ее мнению, ребенок изначально не имеет ни собственного желания быть дисциплинированным, ни стремления контролировать свои инстинктивные потребности. С раннего детства эти побуждения ребенок получает от родителей, других взрослых, и только спустя несколько лет он начинает называть их своими собственными побуждениями. «Хорошее сознание,— считает С.Фрейберг,— которое призвано контролировать и регулировать первичные человеческие побуждения согласно требованиям общества, строится, а не передается по наследству. Ему учатся».
Нередко причиной недисциплинированного поведения может быть неадекватная самооценка ребенка. В этом случае поведение противоречит правилам не потому что ребенок «не знал как...», а просто он «думал, что...». То есть, самоконтроль поведения есть, но основания его — ложные. Подобные искажения — результат недооценки или переоценки детьми своих личностных качеств, своих возможностей.
Дисциплинированность не является самоцелью личностного развития, скорее она — необходимое условие и предпосылка формирования у детей самодисциплины, то есть, сознательной дисциплины свободного человека. Самодисциплина это еще и субъективная способность личности к самоорганизации с целью реализовать принятые намерения, достичь собственные цели исторически выработанными, общекультурными способами.
Как правило детям с недисциплинированным поведением свойственны безответственность, развязность, ленность, неряшливость, эгоизм. Организуя коррекци-онную работу с недисциплинированными детьми, взрослым следует помнить, что количество дисциплинарных норм и правил допустимо лишь в той мере, при которой не получилось бы ущерба для развития свободной и самостоятельной личности учащихся. Тем не менее, выбор и правильное использование эффективных воспитательных и коррекционно-развивающих мер воздействия на детей нарушающих дисциплину по-прежнему вызывают трудности у взрослых. Поскольку большинство дисциплинарных нарушений не носит злонамеренного характера и связано с естественной детской активностью, с недостаточно развитым навыком самоорганизации, с дефицитом чувства ответственности и с типичным для детей аффективным конфликтом между «хочется» и «нельзя», то взрослым не следует действовать по стереотипу «нарушение — наказание». Наказание как крайняя мера не должна быть следствием педагогического бессилия взрослых. Оно допустимо, если вызывает у ребенка раскаяние, затрагивает нравственные чувства, не ущемляя при этом его достоинства.
Другой проверенный способ формирования дисциплинированного поведения детей — программа «модификации поведения», разработанная Б.Скиннером. Для создания желаемого репертуара поведения лучшим средством Б.Скиннер считает режим контроля, осуществляемый подкреплением. Он предлагает несколько вариантов подкрепления. Первое — положительное подкрепление: слова одобрения, приветливая мимика, приближение ребенка или к ребенку (прикосновение, объятия), привилегии (коллективные и индивидуальные), вещи (символы, игрушки, что-то съестное) и т.д. Второе — лишение положительного подкрепления, например, лишение детей обещанных ранее удовольствий. Третье — отрицательное подкрепление: осуждение, выговор и др. Логическим обоснованием программы модификации поведения является положение о том, что всякому поведению научаются. Чтобы работа по этой программе не стала формальной, механической, а была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия:
Осваиваемый способ поведения должен передаваться ребенку по заранее намеченному плану, соответствующему уровню его достижений.
Осваиваемый способ поведения должен быть представлен в логической последовательности. При этом необходимо обеспечить адекватную обратную связь, касающуюся правильных и неправильных реакций.
3. Верные поведенческие акты подкрепляются наградой.
Чрезвычайно важно, считает автор программы модификации поведения, чтобы ребенок обязательно добивался успеха и получал награды. Взрослый должен не упустить момент, когда ребенок поступает хорошо, правильно, и дать подкрепление его поведению.
Естественно, для каждого возрастного периода существуют и другие адекватные средства дисциплинарного воздействия. Со старшими дошкольниками, например, можно обсудить их поведение и доступно объяснить его положительные и отрицательные стороны.
- 1 Берн э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996. Причины и типы
- Импульсивное поведение
- Конформное поведение
- Демонстративное поведение
- Агрессивное поведение
- Симптоматическое поведение
- Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры
- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры в преодолении конформного поведения детей
- Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей
- 1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.
- 1. Игры с правилами (игры-соревнования)
- «Бюро находок»
- «Кругосветное путешествие»
- 3. Игра-драматизация «Король-Боровик»
- «Тишина»
- «Попугай»
- 4. Образно-ролевые игры «Интересная походка»
- «Разные лошадки»
- «Теремок»
- 5. Психотехнические раскрепощающие игры
- «Киска! Брысь под лавку»
- «Летел лебедь»
- «Атомы—молекулы»
- «Посидим в тишине»
- 6. Психотехнические освобождающие игры «Зеркало»
- «Ванька—Встанька»
- «Звонари»
- «Шалтай-Болтай»
- «Сто одежек»
- «Латаем ковер»
- «Неожиданные картинки»
- «Цепочки слов»
- 8. Сюжетно-ролевые игры «День рождения»
- «В поликлинике»
- 9. Русские народные игры «Цепи»
- «Горелки»