Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей
Как показывает практика, дети с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как конфликтность, нежелание или неумение детей договориться между собой приводят к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостатки возможно, если включить его в совместную дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит ребенка с протестным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия. В ряде исследований показано, что сутью совместной деятельности в игре является ориентация ребенка не на объект деятельности, а на координацию своих действий с другими играющими. Видение в сверстнике равноправного партнера, с которым можно достигнуть взаимопонимания, а также отношение к себе как к равному партнеру — вот то новое, что приобретает в коллективной дидактической игре ребенок с протест-ным поведением.
Однако коллективная дидактическая игра для детей с протестным поведением существенно отличается от обычной коллективной игры, которая рекомендована детям с импульсивным поведением, и от обычной дидактической игры.
Отличие коллективной игры для детей с протестным поведением заключается в том, что эта игра должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. Именно тот факт, что сюжетно-ролевая игра сразу требует от ребенка достаточно совершенных навыков взаимодействия, необходимых для проигрывания роли, сюжета, как раз и не позволяет считать ее адекватным средством по отработке пока дефицитных у конфликтных детей умений договариваться и сотрудничать.
От обычных дидактических игр, которые в работе со старшими дошкольниками чаще носят интеллектуально-развивающий характер и ориентированы прежде всего на овладение ими конкретными знаниями, общеучебными интеллектуальными умениями, коллективная дидактическая игра для детей с протестным поведением отличается тем, что в ней приоритетной задачей все-таки является развитие у играющих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов.
Второе отличие состоит в том, что в коллективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а основной целью игрового процесса. Например, игра «Собери кораблик». Дети играют парами (лучше, если в паре с конфликтным ребенком будет уравновешенный или застенчивый его сверстник). В качестве образца игрокам предлагается вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждому ребенку необходимо собрать такой же из выданного ему набора фрагментов — «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры сможет точно воспроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детей следует предупредить, что эта игра с секретом, который они должны разгадать сами и тогда у них все обязательно получится. То есть игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления деловых контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Поскольку в инструкции ничего не сказано об обязательном взаимодействии с партнером, то дети постепенно путем проб и ошибок приходят к пониманию того, что «мы должны с тобой поменяться «деталями» и тогда у нас все получится».
Участвуя в серии подобных игр, прежде упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Важно и то, что найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно значимой для ребенка и в дальнейшем.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В КОРРЕКЦИИ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Преимущество сюжетно-ролевых игр в коррекции демонстративного поведения (по сравнению с другими типами игр) прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте на первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.
Бывает так, что роль, которую ребенок с демонстративным поведением исполняет в сюжетно-ролевой игре соответствует его идеалу, а потому любые требования (к поведению, к личностным качествам персонажа), если они входят в структуру идеала, им принимаются. Например, любимая роль девочки с демонстративным поведением — Принцесса или Королева. В соответствии с сюжетом и к своему удовольствию девочка изображает Принцессу капризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персонаж чертами, характерными для нее самой. В дальнейшем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер, поведение Принцессы, и вместе с ней стать иной: скромной, покорной, доброй. В возможностях подобных метаморфоз и заключается корреютионно-развишюший потенциал сюжетно-ролевой игры, в частности для детей с демонстративным поведением.
Бывает и так, что предпочитаемый ребенком игровой персонаж с присущим ему поведением и личностными чертами, социально порицаем. В этом случае следует все-таки дать ребенку возможность сыграть роль «ложного» идеала, но в дальнейшем создать такие условия, в которых он смог бы воплотить в игре и образ положительного героя. Правомерность такого методического подхода подтверждают эксперименты С.Г.Якобсона. В них показана несостоятельность принятого в традиционной педагогике метода ссылки только на лучшие образцы, положительные примеры, так как в этом случае ребенку, по сути, навязывается для подражания пока чуждый ему идеал. Поэтому более целесообразно предоставить ребенку с демонстративным поведением возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения — положительным и отрицательным. В этом случае ребенку проще отделить свои негативные действия, черты характера в роли игрового персонажа от себя самого, сделать их определенной внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение, наконец, отказаться от них.
ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВОБОЖДАЮЩИЕ
ИГРЫ И РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» — это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.
Например, игра «Тир». В ней ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячики) по движущимся мишеням — другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за деструктивными эмоциями и поступками.
После игры-освобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?». Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».
Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.
В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для разрешения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.
В режиссерской игре ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. В этом случае режиссерская игра, выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию «спрятавшись» за куклу-персонаж), решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями»,— то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть, помимо «агрессора», ему приходится побывать и в роли «жертвы», прочувствовать, осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей.
НАРОДНАЯ ИГРА КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Несмотря на увлеченность современных дошкольников компьютерными играми, народная игра по-прежнему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы.
Одно из главных преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недосгатки и неблаговидные поступки легко осознаются. В целом, этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям исподволь, незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.
Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней началу игрового действия, как правило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Таким зачином может быть, например, «считалка». Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей, особенно с демонстративным и протестным поведением. Другая разновидность зачина — «жеребьевка». Например, дети испытывают друг друга в молчании, то есть «бросают жребий»: кто дольше всех промолчит, тому и водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных и недисциплинированных детей.
В народной игре некоторое усилие над собой приходится делать и агрессивному ребенку. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить свое поведение.
Народные игры эффективны и в работе с застенчивыми, робкими детьми, склонных к конформному поведению. Народная игра привлекает их тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи. В игре «Коршун и цыплята» Коршун, который нападает, ловит, безусловно, ведущий персонаж. Исполнение этой роли потребует от любого ребенка инициативы, определенной смелости, сноровки, творчества. Однако подобное поведение и такие качества вряд ли доступны ребенку с конформным поведением на начальном этапе коррекционно-развивающей работы. Для него эта роль в перспективе. Но и на первом этапе работы застенчивые дети не пассивны. Они также принимают участие в игре, но их ниша пока — роли «птенцов», которые спасаются от коршуна. Даже в этой роли есть масса возможностей для импровизации, творчества, самостоятельности, активности.
'Наряду с народными играми, подобная универсальность (эффективность в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения) свойственна сюжет-но-ролевым, режиссерским и образно-ролевым играм.
Если педагог знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может, например, таким образом расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для воспитанников с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных детей.
Если педагог чувствует оптимальный уровень, до которого на данном этапе коррекщюнно-развивающе-го процесса можно усложнять правила игры и соблюдает меру при введении ограничений, новых требований, то в играх с правилами, в играх-соревнованиях вместе с импульсивными и недисциплинированными детьми, с пользой для себя могут принимать участие дети с протестным поведением, а также застенчивые, робкие дети.
Используя игру в работе по коррекции неконструктивного поведения детей, взрослому необходимо соблюдать определенную логику, позволяющую эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс:
Предварительная диагностика в результате которой определяется присущий ребенку тип неконструктивного поведения, а также пробелы и сильные стороны его личностного развития.
Формулирование задач (построение «лестницы проблем») и продумывание логики коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком: будет это коррекция неконструктивного поведения или купирование отрицательных и развитие позитивных черт личности.
Выбор адекватной формы коррекционно-разви-вающего воздействия: заниматься с ребенком индивидуально, включить его в группу, вовлечь в парную или фронтальную работу или использовать целесообразное сочетание этих форм.
Конструирование игровой программы (системы игр), ее содержательное наполнение игровыми упражнениями и играми различных типов (сюжет-но-ролевыми, подвижными, народными и др.), ориентированных на решение обозначенных кор-рекционно-развивающих задач. В содержании программы необходимо предусмотреть участие каждого ребенка в нескольких играх, составленных по нарастающей сложности, так как участия в одной-двух, даже трех играх недостаточно для достижения желаемого эффекта; наличие активных ролей для всех участников игры, так как позиция «только болельщиков», «зрителей» мало удовлетворяет детей. Следует также учитывать, что источником для игр и игровых упражнений могут служить не только известные, уже зарекомендовавшие себя игры, но и реальные ситуации, любимые детские книги и мультфильмы, а также материалы из учебной программы.
Внесение в процессе коррекционно-развивающей работы в игровую программу в целом и в ее отдельные блоки уточнений, дополнений, изменений, поправок следующего характера:
01024^
адаптация некоторых игровых заданий к возможностям ребенка, замена одних игровых заданий — другими (более легкими или более трудными), чтобы не допустить эмоционального пресыщения и игровой усталости;усложнение предъявляемых игр. Например, от краткой образно-ролевой Игры в одиночестве до продолжительных сюжетнр-ролевьгх или режиссерских игр со множеством персонажей; от игры с подробными инструкциями до творческих, самостоятельных игр и т.д.;
«уплотнение» или «разряжение» интенсивности коррекционно -развивающего воздействия;
6. Выбор методов и приемов коррекционно-развиваю-щего воздействия, адекватных возможностям ребенка и соответствующих специфике игрового содержания. Например таких, как прерывание игры на самом интересном месте, игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение и др. Наряду с этим, продумывая методическую аранжировку коррекционно-развивающего процесса, целесообразно:
вводить в игровую деятельность детей штрафы, ограничения и поощрения. Все это является эффективным средством развития дисциплинированности, собранности, ответственности;
регулярно дробить пары, группы, команды игроков, как можно чаще смешивать их, чтобы не допускать болезненной привязанности некоторых детей к сверстникам;
в течение дня в детском саду желательно предоставлять детям возможность для самостоятельной свободной игры. Возникновение такой свободной игры, когда кому-то из детей захочется еще побыть полюбившимся персонажем, вновь сыграть какую-то роль, вернуться к понравившемуся игровому упражнению или продолжить использованный ранее игровой сюжет — показатель успеха коррекционно-развивающей работы.
Успех работы по коррекции неконструктивного поведения детей с использованием игры во многом зависит от того, насколько умело педагог организует игровой процесс и руководит им. Сбой в игровом коррекционно-развивающем процессе или даже его полное разрушение может произойти в тех случаях, если:
Педагог предоставляет участникам игры излишнюю необоснованную свободу, ограничиваясь позицией наблюдателя. Если дети, по разным причинам, не способны справиться с предоставленной им свободой, то взаимоотношения между участниками игры становятся неуправляемыми, и конфликты ь рамках игровых ролей перерастают в личную неприязнь.
Педагог излишне часто и излишне жестко вмешивается в ход игры. В этом случае вместо того чтобы инициировать процессы самоорганизации в детском игровом сообществе, он подавляет их, навязывая или предлагая в готовом виде участникам игры определенные взаимоотношения, поступки, варианты решения проблем.
67^54248
Для коррекции неконструктивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие на недостатки в поведении ребенка прямо (непосредственно). Неспецифические методы направляют коррекционное воздействие косвенно (опосредованно) на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.
Специфические методы коррекции неконструктивного поведения — это упражнение и наказание.
Упражнение.
В повседневной деятельности детей взрослые создают специальные воспитательные ситуации, участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т.е. произвольном, социально желательном поведении. Например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно, спокойно. Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание такого поведения, закрепляет его, превращает (с соблюдением допустимой меры автоматизации) в привычное.
Существенные условия эффективности упражнения — это сознательная направленность упражняющегося ребенка на преодоление недостатков поведения; понимание причин допущенных ошибок, неудач и способов их преодоления; учет и подкрепление достигнутых результатов взрослыми, сверстниками.
Грамотное и умелое применение упражнений способствует устранению недостатков и формированию относительно устойчивого произвольного поведения. Однако чрезмерное упование на упражнение может привести к нежелательным последствиям: к вспышкам непонятной агрессивности, к стремлению все делать наоборот.
Наказание.
Признавая наказание как способ предупреждения и ■ исправления неконструктивного поведения, АС.Мака-ренко советовал «помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».3 «Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний наносит вред ребенку, всей работе».4
П.П.Блонский сомневался в эффективности наказаний: «Не есть ли наказание, именно в силу своей культурной примитивности, наоборот, средство задержать дикость ребенка, помешать ему стать культурным? Наказание воспитывает грубого и насильничающего, циничного и лживого ребенка».5
В.АСухомлинский резко протестовал против применения наказания в воспитательной практике. «Наказание может унизить личность ребенка, сделать его податливым случайным воздействиям. Приученный с помощью наказаний к повиновению, ребенок не может оказать впоследствии действенного сопротивления злу и невежеству. Постоянное использование наказания формирует пассивность и покорность человека. Надо помнить: если ребенок познал потрясение, связанное с наказанием, в его душе ослабевают внутренние силы, самой человеческой природой предназначенные для самовоспитания. Чем больше наказаний и чем они жестче, тем меньше самовоспитания. Наказание, тем более если справедливость его сомни
тельна, ...огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает ее. Человек, испытавший наказания в детстве, в подростковом возрасте не боится ни детской комнаты милиции, ни суда, ни исправительно-трудовой колонии».1
В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку.
Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:
Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.
Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив.
Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.
Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.
Введение новых, дополнительных видов деятельности.
Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно. Например, художественно-творческая деятельность в различных жанрах искусства.
«Искусство,— отмечал С.Т.Шацкий,— гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменить его поведение».1
Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило название «арттерапия».
Участвуя в арттерапии — изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации,— ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности. Отсюда важный принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы, качества. Наиболее важен сам процесс творчества — особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов творчества; принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятель-ности, спонтанные речевые высказывания ребенка,
51006073
Наконец, в творческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция) необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и др., и заслужить внимание взрослых.
В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.
Музыка или музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку) эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М.Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.
Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекцион-ные занятия (например, рисование) для усиления их воздействия, повышения эффективности. Это достигается за счет побуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка.
Подбор музыкальных произведений и для слушания, и для исполнения осуществляется на основе двух основных параметров конкретного произведения — темпа и лада. Оттенки печали передаются медленной минорной музыкой, а гнев, волнение, тревога — быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия, а радость, веселье, торжество — быстрая мажорная мелодия.
Целесообразно использовать запись звуков природы
Литература или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.
Выбирая литературные произведения для библиотерапии (из детской литературы), необходимо учитывать следующее: доступность языка наложения; понятность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной ситуацией ребенка.
Небольшие по объему произведения читаются на уроке или на специальном коррекционном групповом занятии. Затем дети высказывают свое отношение к персонажам, к затронувшим его событиям, проблемам.
В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных произведений, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения; имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.
Рисование, рисуночная терапия.
Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересен не столько рисунок, его содержание и качество исполнения, сколько особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка
рисунка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования, особенности взаимодействия с соавторами рисунка.
Перед импульсивными детьми (им трудно концентрировать внимание, они часто отвлекаются, торопятся, быстро истощаются) ставятся следующие задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца; мысленно проследить и проговорить (перечислить) нарисованное; сосредоточить внимание на протяженных объектах (железнодорожные рельсы, дороги и т.п.); обязательно закончить начатое. С такими детьми полезно, например, рисовать «витражи»: взрослый изображает любимый ребенком сюжет, нанося черной гуашью «витражную перегородку»; ребенок должен как бы «вставить цветные стеклышки», закрашивая замкнутые контуром области изображения. Раскрашивая «витраж», ребенок сам выбирает цвет для каждой области, не выходя при это за «перегородки». Такая работа собирает, концентрирует внимание импульсивного ребенка, учит его аккуратности.
В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Например, ребенку предлагают: «Мы нарисуем все, что ты хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зеленой краской». Закрашенный определенной краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (например, созидательные, спокойные, умиротворенные), что, позволит изменить его первоначальные намерения. Если ребенок тяготеет к таким сюжетам, как аварии, преступники, милиционеры, можно постепенно перейти от темы аварии к рисованию просто разных марок автомобилей.
Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Перед ними ставятся следующие задачи: освоить все пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не боясь запачкать стол и руки), продолжить сюжет, придумать как можно больше новых-тем, пофантазировать (с опорой на события, произошедшие в реальной жизни).
Эффективна, например, и такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование, когда капризные, агрессивные, инертные, импульсивные дети — все вместе — создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоящий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Одновременно, рисуя и комментируя, дети взаимодействуют друг с другом: «У меня домик, в нем гномики живут». — «А у меня тоже домик. С трубой». — «А у меня красный гномик собирает грибы, а желтый учит буквы». Такая форма творческой деятельности особенно показана конформным детям, детям с нарушением общения, живущим каждый как бы в своем отдельном мире, испытывающим всевозможные страхи от соприкосновения с окружающей действительностью, часто почти не умеющих самостоятельно установить контакт и совместно делать что-либо с другими детьми.
Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни такого ребенка, его поведении.
Помимо собственно рисования в коррекционных целях целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, мелом. Необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним. Поэтому, грамотно подбирая изобразительный материал к каждому занятию, можно управлять активностью ребенка. Например, с импульсивными детьми не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, то есть материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры — материалы, задающие организованную, структурированную деятельность.
Напротив, детям «эмоционально зажатым», пассивным более полезны материалы, требующие в обращении широких, свободных движений, включающих все тело, а не только кисти рук и пальцы. Таким детям следует предлагать краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске.
К мет одам изменения деятельности относится также метод изменения содержания деятельности. В частности, литературной деятельности детей.
В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия).
В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными, а малообщительные, замкнутые — более открытыми и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции — в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.
Привлекательность сказки для коррекции неконструктивного поведения детей заключается в следующем:
в сказках отсутствуют прямые нравоучения и назидания;
в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;
главный герой сказки — образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится «участником» сказочных событий;
в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.6
Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношения к ребенку: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.
Личный пример взрослого и сверстника.
Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) — эталон, образец, объект подражания для ребенка. Помня, что «слово лишь карлик, а пример — великан», взрослые должны реализовывать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя. Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить, пресечь нежелательное поведение, например, капризы, перестать на них реагировать, «не замечать». В ответ на демонстративное поведение ребенка взрослый должен ответить на вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, что ничего не случится, кроме того, что ребенок лишится внимания взрослого, можно смело проигнорировать поведение. Через несколько попыток ребенок понимает, что с помощью каприза цель не достигается, и перестает вести себя подобным образом.
«Разрешение» на поведение.
Этот прием противоположен предыдущему. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксально: вместо того чтобы проигнорировать или пресечь неконструктивное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. Например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс, группу. Эффект этого приема заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенным и доступным другим детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
Изменения (повышение) статуса ребенка в коллективе.
Например, несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое — помочь учителю приготовить пособия к занятиям или постоянное — проводить физкультминутки на уроках. Изменение статуса закономерно вынуждает ребенка изменить свое поведение (в соотнесении с возложенными на него обязанностями и требованиями ситуации).
Педагогическая поддержка — это определенная реакция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение, за попытку преодолеть неконструктивное поведение. Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются на время от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения и неуспешных действий, поощряют инициативу и желание ребенка соблюдать правила поведения, сопереживают неудачам, в ясной и понятной не только этому ребенку, но и другим детям, форме выражают готовность прийти на помощь, сотрудничать с ним.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ | НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Процесс психолого-педагогической коррекции неконструктивного поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду или школе. Для этого в режиме дня необходимо грамотно определить место коррекционно-развивающей работы.
В связи с рациональной структуризацией режима дня старших дошкольников необходимо рассмотреть возможные формы коррекционно-развивающей работы. Среди них: фронтальная, индивидуальная, групповая и работа в парах.
Для фронтальной работы больше всего подходят физкультминутки. Их назначение согласно санитарно-гигиеническим нормам — дать детям возможность расслабиться, сбросить накопившуюся усталость, напряжение. Наиболее приемлемы в этих условиях психотехнические игры, объединенные в специальные пары. Первая игра в каждой паре — освобождающая или расслабляющая (например, «Зоопарк»), а вторая — мобилизующая (например, «Канон»).
В игре «Зоопарк» дети воображают себя животными — жителями зоопарка. По команде педагога дети с помощью мимики, пантомимики, жестов, интонации изображают того или иного животного. Команды можно повторять и давать с различным временным интервалом. Среди изображаемых животных, например:
Зайчики — дети прыгают
Лошадки — дети ударяют ногой об пол
- 1 Берн э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996. Причины и типы
- Импульсивное поведение
- Конформное поведение
- Демонстративное поведение
- Агрессивное поведение
- Симптоматическое поведение
- Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры
- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры в преодолении конформного поведения детей
- Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей
- 1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.
- 1. Игры с правилами (игры-соревнования)
- «Бюро находок»
- «Кругосветное путешествие»
- 3. Игра-драматизация «Король-Боровик»
- «Тишина»
- «Попугай»
- 4. Образно-ролевые игры «Интересная походка»
- «Разные лошадки»
- «Теремок»
- 5. Психотехнические раскрепощающие игры
- «Киска! Брысь под лавку»
- «Летел лебедь»
- «Атомы—молекулы»
- «Посидим в тишине»
- 6. Психотехнические освобождающие игры «Зеркало»
- «Ванька—Встанька»
- «Звонари»
- «Шалтай-Болтай»
- «Сто одежек»
- «Латаем ковер»
- «Неожиданные картинки»
- «Цепочки слов»
- 8. Сюжетно-ролевые игры «День рождения»
- «В поликлинике»
- 9. Русские народные игры «Цепи»
- «Горелки»