logo
Вайнер ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры в преодолении конформного поведения детей

Игры-драматизации это театрализованные игры, которых младшие школьники разыгрывают сюжет итературного произведения (рассказа, сказки, басни, ютворения и др.). Игры-драматизации целесообраз­но использовать на заключительном этапе коррекци-онно-развивающей работы с конформными детьми. Предшествовать игре-драматизации должны образ­но-ролевые и психотехнические раскрепощающие иг­ры, в которых конформный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчи­вость, тревожность, трусость, а приобретает такие прежде отсутствующие личностные качества, как сме­лость, уверенность, инициативность.

Раскрепощающие психотехнические игры — это спе­циальные игровые упражнения, в которых содержит­ся явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительно­го, скованного ребенка с конформным поведением иг­ровые формулы-внушения могут быть такими: «Я сме­лый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не бо­юсь», «Я могу сам...», «Я уже научился...» и т.д.

Одновременно с психотехническими играми кон­формные дети вовлекаются и в образно-ролевые игры. Эти игры хороши для застенчивых, необщительных де­тей тем, что в них изначально нет сопряженных ролей и ролевых отношений, то есть, исполняя какую-либо роль ребенку нет необходимости вступать во взаимо­действия с другими играющими. Да и роль, которую принимает на себя ребенок, это не просто роль, а роль-образ. Ребенок может исполнить роль зайчика, но при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, слабого, трусливого, непослушного и др.

Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен, если ребенок воплощает два про­тивоположных образа какого-либо персонажа. Напри­мер, тот же зайчик: сначала трусливый, потом — смелый, или волк — сильный и слабый; Буратино — послушный и непослушный; Мальчик-с-пальчик — веселый и грустный. Два разных характера и стиля по­ведения одного героя символизируют две возможные противоположные позиции. Это позволяет ребенку осознавать и оценивать себя, свое поведение посред­ством нахождения у самого себя похожих черт с од­ним из образов. Именно проигрывание амбивалентного поведения роли-образа, из которых один тип поведе­ния и некоторые черты характера пока недоступны ребенку в жизни, позволяют ему, по словам Л.С.Вы­готского «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения», а также дает младшему школь­нику возможность «говорить с собой на разных язы­ках, по-разному кодируя свое «Я».

Важно еще и то, что в образно-ролевых играх все дети успешны: правильно все, что они делают, по-сво­ему разыгрывая тот или иной образ. При этом они чув­ствуют себя хозяевами своего поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение собой, что формиру­ет и поддерживает их положительную самооценку.