Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это сразу же замечают другие игроки, что создает наи-
лучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, желанием быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в установке выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.
Популярная настольная игра «Лото» — это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. У каждого играющего ребенка карточка с цифрами. Ведущий достает из мешочка фишки и сообщает обозначенное на ней число. Играющие проверяют свои карточки. У кого есть названная цифра, тот закрывает соответствующее поле фишкой. Выигрывает ребенок, первым заполнивший карточку. Эта элементарная на первый взгляд игра чрезвычайно полезна для детей с импульсивным поведением. От ребенка в ней потребуется: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша и т.д.
На примере этой игры можно также показать универсальные способы усложнения игр с правилами. Будучи усложненной игра с успехом используется на последующих этапах коррекционно-развивающей работы с импульсивными детьми. Для усложнения игр с правилами целесообразно:
подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности, наблюдательности (например, прежде чем закрыть фишкой каждое нечетное число, теперь необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик; или заполнять одновременно не одну, а две карточки);
внести в игру дополнительные запреты (два-три), и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запрещается переспрашивать ведущего какую цифру он назвал; о наличии у себя на карточке названной цифры сообщать молча, т.е. поднятием руки, а не выкрикивать: «У меня! Мне!»);
ввести в игру новые формы организации ее участников (например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил);
ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности, то есть, усложнить игру новыми правилами, придуманных самими детьми.
Вместе с детьми с импульсивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать и их недисциплинированных сверстников. В заданных игрой обстоятельствах, под воздействием игровых правил, прежде свойственные недисциплинированным детям безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируются, а их место занимают новые, желательные качества: выдержка, организованность, ответственность.
- 1 Берн э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996. Причины и типы
- Импульсивное поведение
- Конформное поведение
- Демонстративное поведение
- Агрессивное поведение
- Симптоматическое поведение
- Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры
- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры в преодолении конформного поведения детей
- Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей
- 1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.
- 1. Игры с правилами (игры-соревнования)
- «Бюро находок»
- «Кругосветное путешествие»
- 3. Игра-драматизация «Король-Боровик»
- «Тишина»
- «Попугай»
- 4. Образно-ролевые игры «Интересная походка»
- «Разные лошадки»
- «Теремок»
- 5. Психотехнические раскрепощающие игры
- «Киска! Брысь под лавку»
- «Летел лебедь»
- «Атомы—молекулы»
- «Посидим в тишине»
- 6. Психотехнические освобождающие игры «Зеркало»
- «Ванька—Встанька»
- «Звонари»
- «Шалтай-Болтай»
- «Сто одежек»
- «Латаем ковер»
- «Неожиданные картинки»
- «Цепочки слов»
- 8. Сюжетно-ролевые игры «День рождения»
- «В поликлинике»
- 9. Русские народные игры «Цепи»
- «Горелки»