«Горелки»
Играющие образуют круг и движутся по часовой стрелке. Водящий, ударяя в бубен, движется внутри круга против часовой стрелки. Все дети хором произносят слова:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три, Беги!
На слово «три» все останавливаются, водящий протягивает бубен между двумя соседними игроками. Они поворачиваются спиной друг к другу и на слово «беги» бегут в противоположные стороны, огибая круг. Выигрывает тот из детей, кто первым вернулся к водящему и ударил в бубен. Теперь этот ребенок_ водящий, а его проигравший соперник и бывший водящий становятся в общий круг. Игра продолжается.
«Разорви круг» Играющие, держась за руки, образуюх Круг и начинают двигаться по кругу вправо или в^ево По сигналу ведущего они останавливаются и, дерГая друг друга то вперед, то назад, стараются разорвать круг, но не расцепляясь с соседом. Те, кто разнимает руки, выходят из игры. Круг сужается. Затем по сигналу все повторяется. Игра продолжается до тех пор, Пока не останется один игрок, он и побеждает. Если кто-то сам оторвет свою руку от соседа, то из игры выходят оба, поэтому надо держать руки соседей очень крепко.
«Поймай последнего»
Все играющие становятся в колонну по одному, обхватив друг друга за пояс. По сцГНалу ведущего,
01
стоящий впереди старается поймать последнего в колонне. Вся колонна извивается змейкой, пытаясь не допустить этого. Во время увертывания играющие не имеют права расцепляться. Отцепившийся игрок выходит из игры.
По договоренности впереди стоящий может ловить не только последнего игрока, но и других, стоящих в конце колонны. Если, например, он поймал третьего игрока от конца, то в этом случае все стоящие за ним выбывают из игры.
ЛИТЕРАТУРА
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск. 1994.
Бардиер Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1996.
Божович Л.И. Проблема формирования личности // Избр. пси-хол. труды. М., 1995.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности Формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 19^0-
Вайнер М.Э. Дети. Эмоции. Школа. Обнинск, 2001 •
Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.
Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. Вып.1. М., 1998.
Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб., 1996.
Ивочкина Н.В. Коррекцйонньге возможности народной игры // Начальная школа, 1998, № 11—12, с. 25—32.
Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинчснко- м-, 1991.
Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.
Кравченко A.C. Мотивация демонстративно1"0 поведения. М., 2001.
Медведева И., Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997. Михайленко Л.Я. Организация сюжетной иГРы в детском саду. М., 2000.
Михайленко Л.Я., Короткова H.A. Игры с правилами в дошкольном возрасте. М., 2000.
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.
Никольская И.М., Грановская Р.М Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
Прутченков A.C. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика, 1993, № 3, с. 121—126. М ,^200]ЮВ А ^ оправленная игротерапия агрессивности у детей.
Романов A.A. С чего начинается поведенческая игротерапия? М., 1993.
Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1998. Спиваковская A.C. Психотерапия- игра детство, семья. В 2 т. Т. 1. М., 2000.
ББК 74.3 В14
Вайнер М.Э.
Игровые технологии коррекции поведения дош-В14 кольников. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с. ISBN 5-93134-239-7
Пособие адресовано родителям, воспитателям, учителям начальных классов, детским психологам, студентам,— всем тем, кого интересуют теоретические и прикладные аспекты решения проблемы профилактики, диагностики и коррекции нарушений поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
ББК 74.3
ISBN 5-93134-239-7
© Вайнер М.Э., 2004
© Педагогическое общество России, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Неконструктивное поведение детей как психоло- го-педагогическая проблема 6
Диагностика и критерии оценки неконструктив- ного поведения детей 33
Игровые технологии коррекции неконструктив- ного поведения детей 41
Специфические и неспецифические методы коррекции неконструктивного поведения детей 56
Методические рекомендации к работе по кор- рекции неконструктивного поведения детей 67
Приложения
Игры с правилами (игры-соревнования) 75
Длительные совместные игры 78
Игры — драматизации 79
Образно-ролевые игры 82
Психотехнические раскрепощающие игры 83
Психотехнические освобождающие игры 85
Коллективные дидактические игры 87
Сюжетно-ролевые игры 92
Русские народные игры 90
Литература 95
1 Рубинштейн СЛ. Основы обшей психологии. М., 1986.
2 Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение. /В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помоши. М., 1998, вып.1.
3 Макаренко А.С. Пел, соч.: Е 8 т. М., 1986. Т. 5.
4 Там же.
5 Блонский П.П. О наказании // На путях к новой школе, 1924, № 1.
6 Известно, что чем больше у ребенка арсенал возможных эмо-иональных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован в кружаюшем мире.
7 В дальнейшем цепочку движений целесообразно дополнить и усложнить. Например, так: левую руку в сторону, правую руку в сторону, обе руки в стороны, левую руку за голову и т.д.
6
- 1 Берн э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996. Причины и типы
- Импульсивное поведение
- Конформное поведение
- Демонстративное поведение
- Агрессивное поведение
- Симптоматическое поведение
- Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры
- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры в преодолении конформного поведения детей
- Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей
- 1 Животные, отмеченные звездочкой, изображаются детьми только в том случае, если в группе достаточно места.
- 1. Игры с правилами (игры-соревнования)
- «Бюро находок»
- «Кругосветное путешествие»
- 3. Игра-драматизация «Король-Боровик»
- «Тишина»
- «Попугай»
- 4. Образно-ролевые игры «Интересная походка»
- «Разные лошадки»
- «Теремок»
- 5. Психотехнические раскрепощающие игры
- «Киска! Брысь под лавку»
- «Летел лебедь»
- «Атомы—молекулы»
- «Посидим в тишине»
- 6. Психотехнические освобождающие игры «Зеркало»
- «Ванька—Встанька»
- «Звонари»
- «Шалтай-Болтай»
- «Сто одежек»
- «Латаем ковер»
- «Неожиданные картинки»
- «Цепочки слов»
- 8. Сюжетно-ролевые игры «День рождения»
- «В поликлинике»
- 9. Русские народные игры «Цепи»
- «Горелки»