logo
Вайнер ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

«Горелки»

Играющие образуют круг и движутся по часовой стрелке. Водящий, ударяя в бубен, движется внутри круга против часовой стрелки. Все дети хором произ­носят слова:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три, Беги!

На слово «три» все останавливаются, водящий про­тягивает бубен между двумя соседними игроками. Они поворачиваются спиной друг к другу и на слово «беги» бегут в противоположные стороны, огибая круг. Выиг­рывает тот из детей, кто первым вернулся к водящему и ударил в бубен. Теперь этот ребенок_ водящий, а его проигравший соперник и бывший водящий стано­вятся в общий круг. Игра продолжается.

«Разорви круг» Играющие, держась за руки, образуюх Круг и начи­нают двигаться по кругу вправо или в^ево По сигналу ведущего они останавливаются и, дерГая друг друга то вперед, то назад, стараются разорвать круг, но не рас­цепляясь с соседом. Те, кто разнимает руки, выходят из игры. Круг сужается. Затем по сигналу все повторяет­ся. Игра продолжается до тех пор, Пока не останется один игрок, он и побеждает. Если кто-то сам оторвет свою руку от соседа, то из игры выходят оба, поэтому надо держать руки соседей очень крепко.

«Поймай последнего»

Все играющие становятся в колонну по одному, обхватив друг друга за пояс. По сцГНалу ведущего,

01

стоящий впереди старается поймать последнего в ко­лонне. Вся колонна извивается змейкой, пытаясь не допустить этого. Во время увертывания играющие не имеют права расцепляться. Отцепившийся игрок вы­ходит из игры.

По договоренности впереди стоящий может ловить не только последнего игрока, но и других, стоящих в конце колонны. Если, например, он поймал третьего игрока от конца, то в этом случае все стоящие за ним выбывают из игры.

ЛИТЕРАТУРА

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск. 1994.

Бардиер Г. Психологическое сопровождение естественного раз­вития маленьких детей. СПб., 1996.

Божович Л.И. Проблема формирования личности // Избр. пси-хол. труды. М., 1995.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности Формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 19^0-

Вайнер М.Э. Дети. Эмоции. Школа. Обнинск, 2001

Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.

Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. Вып.1. М., 1998.

Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб., 1996.

Ивочкина Н.В. Коррекцйонньге возможности народной игры // Начальная школа, 1998, № 11—12, с. 25—32.

Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинчснко- м-, 1991.

Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гипе­рактивности ребенка. М., 1997.

Кравченко A.C. Мотивация демонстративно1"0 поведения. М., 2001.

Медведева И., Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997. Михайленко Л.Я. Организация сюжетной иГРы в детском саду. М., 2000.

Михайленко Л.Я., Короткова H.A. Игры с правилами в до­школьном возрасте. М., 2000.

Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.

Никольская И.М., Грановская Р.М Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

Прутченков A.C. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика, 1993, № 3, с. 121—126. М ,^200]ЮВ А ^ оправленная игротерапия агрессивности у детей.

Романов A.A. С чего начинается поведенческая игротерапия? М., 1993.

Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1998. Спиваковская A.C. Психотерапия- игра детство, семья. В 2 т. Т. 1. М., 2000.

ББК 74.3 В14

Вайнер М.Э.

Игровые технологии коррекции поведения дош-В14 кольников. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с. ISBN 5-93134-239-7

Пособие адресовано родителям, воспитателям, учителям начальных классов, детским психологам, студентам,— всем тем, кого интересуют теоретиче­ские и прикладные аспекты решения проблемы про­филактики, диагностики и коррекции нарушений поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ББК 74.3

ISBN 5-93134-239-7

© Вайнер М.Э., 2004

© Педагогическое общество России, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Неконструктивное поведение детей как психоло- го-педагогическая проблема 6

Диагностика и критерии оценки неконструктив- ного поведения детей 33

Игровые технологии коррекции неконструктив- ного поведения детей 41

Специфические и неспецифические методы коррекции неконструктивного поведения детей 56

Методические рекомендации к работе по кор- рекции неконструктивного поведения детей 67

Приложения

  1. Игры с правилами (игры-соревнования) 75

  2. Длительные совместные игры 78

  3. Игры — драматизации 79

  4. Образно-ролевые игры 82

  5. Психотехнические раскрепощающие игры 83

  6. Психотехнические освобождающие игры 85

  7. Коллективные дидактические игры 87

  8. Сюжетно-ролевые игры 92

  9. Русские народные игры 90

Литература 95

1 Рубинштейн СЛ. Основы обшей психологии. М., 1986.

2 Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение. /В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помоши. М., 1998, вып.1.

3 Макаренко А.С. Пел, соч.: Е 8 т. М., 1986. Т. 5.

4 Там же.

5 Блонский П.П. О наказании // На путях к новой школе, 1924, № 1.

6 Известно, что чем больше у ребенка арсенал возможных эмо-иональных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован в кружаюшем мире.

7 В дальнейшем цепочку движений целесообразно дополнить и услож­нить. Например, так: левую руку в сторону, правую руку в сторону, обе руки в стороны, левую руку за голову и т.д.

1

6