logo search
Учебник БЖД Сергеев

18.3. Организация и управление пожарной безопасностью

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности определены Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопас­ности". Определенные изменения были внесены в него зако­нами от 22 августа 1995 г. и от 18 апреля 1996 г. В Федераль­ном законе рассмотрен порядок регулирования отношений в области пожарной безопасности между органами государст­венной власти, органами местного самоуправления, предпри­ятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фер­мерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собствен­ности, а также между общественными объединениями, долж­ностными лицами, гражданами Российской Федерации, ино­странными гражданами, лицами без гражданства.

Закон дает определение системы обеспечения безопаснос­ти как совокупности сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Данный закон определяет основные функции системы обеспечения пожарной безопасности, а именно:

387

18.3. Организация и управление пожарной безопасностью

Пожарная охрана в соответствии с законом подразделяется на следующие виды:

Основные задачи пожарной безопасности:

Государственная противопожарная служба является основ­ным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций (МЧС) в качестве единой само­стоятельной оперативной службы.

388 Гл. 18. Правовые, нормат. -техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

В систему Государственной противопожарной службы входят:

В соответствии с законом федеральный орган управления Государственной противопожарной службы (ГУПО МЧС РФ) обладает полномочиями федерального надзора России в облас­ти пожарной безопасности.

Государственный пожарный надзор — специальный вид го­сударственной надзорной деятельности, осуществляемый долж­ностными лицами органов управления и подразделений Госу­дарственной противопожарной службы в целях контроля за со­блюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Руководитель федерального органа управления Государст­венной противопожарной службы, руководители территори­альных органов управления Государственной противопожар­ной службы субъектов РФ по должности одновременно явля­ются соответственно главными государственными инспектора­ми Российской Федерации по пожарному надзору и главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору.

К подразделениям Государственной противопожарной службы относятся:

389

18.3. Организация и управление пожарной безопасностью

— специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.

Ф едеральные органы исполнительной власти, предпри­ятия для обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

При выявлении нарушения требований пожарной безопас­ности, создающего угрозу возникновения пожара и безопас­ности людей на подведомственных предприятиях, ведомствен­ная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в насе­ленных пунктах и на предприятиях.

Добровольные пожарные несут службу в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного само­управления по согласованию с Государственной противопо­жарной службой. На время несения службы за ними сохраня­ется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы).

В населенных пунктах добровольные пожарные, осущест­вляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.

Объединения пожарной охраны (общественные объедине­ния, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного со­става пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.

Всероссийское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением, представляет и защищает за­конные интересы других, общественных объединений пожар­ной охраны, которые уполномочили его на это.

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответ­ствии с законодательством России, нормативными докумен­тами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ,

390 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн, и организ. основы обесп. без-ти экиз-ности

м атериалов, технологических процессов, изделий, конструк­ций, зданий и сооружений.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожаре.

Для производств разрабатываются планы тушения пожа­ров, предусматривающие решения по обеспечению безопас­ности людей.

Тушение пожаров представляет: собой боевые действия, на­правленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах по­жарной охраны устанавливается Государственной противопо­жарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной пожарной службой и утверждается:

— на межрегиональном уровне — федеральными органами

государственной власти; -^ на территориальном и местном уровнях — соответственно

органами государственной власти субъектов РФ и органами

местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в слу­чае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной терри­тории, недостаточно для его ликвидации. При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожа­ров и участие в их ликвидации обязателен.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефон­ных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей и спасению имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осущест­вляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое на принципах единоначалия управляет личным составом пожарной охраны,

391

18.3. Организация и управление пожарной безопасностью

участвующим в выполнении боевых действий по тушению по­жара, и привлеченными к тушению пожара силами.

Р уководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за боеготовность личного состав пожарной ох­раны, участвующего в выполнении боевых действий по туше­нию пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы тер­ритории, на которой осуществляются боевые действия по ту­шению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которой осуществляются боевые действия по туше­нию пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руково­дителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

В Федеральном законе определяются права и обязанности граждан, органов исполнительной власти и предприятий в области пожарной безопасности. В ст. 34 отмечается, что граждане имеют право на:

Граждане обязаны:

392 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

18.3. Организация и управление пожарной безопасностью

В соответствии со ст. 37 предприятия в области пожарной безопасности имеют право:

Предприятия обязаны:

За нарушение требований пожарной безопасности зако­ном предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Ответственность несут:

— собственники имущества;

394 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Органы государственного пожарного надзора имеют право в административном порядке налагать на должностных лиц штрафы до 50, а на граждан — до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313утверждены "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", которые устанавливают требования пожарной бе­зопасности, обязательные для применения и исполнения орга­нами государственной власти, органами местного самоуправ­ления, организациями независимо от их организационно^пра-вовых форм и форм собственности, населением России в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны ок­ружающей среды.