18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности определены Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности". Определенные изменения были внесены в него законами от 22 августа 1995 г. и от 18 апреля 1996 г. В Федеральном законе рассмотрен порядок регулирования отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Закон дает определение системы обеспечения безопасности как совокупности сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Данный закон определяет основные функции системы обеспечения пожарной безопасности, а именно:
387
нормативное правовое регулирование и осуществление го сударственных мер в области пожарной безопасности;
с оздание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в дан ной области;
содействие деятельности добровольных пожарных и объ единений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение;
информационное обеспечение;
осуществление государственного пожарного надзора и дру гих контрольных функций по обеспечению пожарной бе зопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономи ческого стимулирования обеспечения пожарной безопас ности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоо чередных аварийно-спасательных работ;
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.
Пожарная охрана в соответствии с законом подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба;
ведомственная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана;
объединения пожарной охраны.
Основные задачи пожарной безопасности:
организация предупреждения пожаров;
тушение пожаров.
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МЧС) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
388 Гл. 18. Правовые, нормат. -техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
В систему Государственной противопожарной службы входят:
федеральный орган управления Государственной противо пожарной службы (Главное управление пожарной охраны МЧС РФ - ГУПО МЧС РФ);
пожарно-технические научно-исследовательские учрежде ния и пожарно-технические учебные заведения;
специальные подразделения Государственной противопо жарной службы и их органы управления;
территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федера ции;
подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления;
предприятия Государственной противопожарной службы.
В соответствии с законом федеральный орган управления Государственной противопожарной службы (ГУПО МЧС РФ) обладает полномочиями федерального надзора России в области пожарной безопасности.
Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы, руководители территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов РФ по должности одновременно являются соответственно главными государственными инспекторами Российской Федерации по пожарному надзору и главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору.
К подразделениям Государственной противопожарной службы относятся:
территориальные подразделения (части пожарной охраны), созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;
объектовые подразделения, созданные в целях организа ции предупреждения пожаров и их тушения на предпри ятиях;
389
— специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.
Ф едеральные органы исполнительной власти, предприятия для обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.
Добровольные пожарные несут службу в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы).
В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.
Всероссийское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других, общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это.
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством России, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ,
390 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн, и организ. основы обесп. без-ти экиз-ности
м атериалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожаре.
Для производств разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Тушение пожаров представляет: собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной пожарной службой и утверждается:
— на межрегиональном уровне — федеральными органами
государственной власти; -^ на территориальном и местном уровнях — соответственно
органами государственной власти субъектов РФ и органами
местного самоуправления.
Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации. При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации обязателен.
Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.
При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей и спасению имущества.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое на принципах единоначалия управляет личным составом пожарной охраны,
391
18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченными к тушению пожара силами.
Р уководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за боеготовность личного состав пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которой осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
В Федеральном законе определяются права и обязанности граждан, органов исполнительной власти и предприятий в области пожарной безопасности. В ст. 34 отмечается, что граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопас ности;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности доброволь ной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собст венности (пользовании), первичные средства тушения по жаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверж денными органами местного самоуправления;
392 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожа ров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
предоставлять возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных поме щений и строений в целях контроля за соблюдением требо ваний пожарной безопасности и пресечения их наруше ний.
В соответствии со ст. 37 предприятия в области пожарной безопасности имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установ ленном порядке подразделения пожарной охраны, кото рые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной бе зопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стиму лирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управле ния и подразделений пожарной охраны.
Предприятия обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению по жарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства про тивопожарной защиты, включая первичные средства ту шения пожаров, не допускать их использования не по на значению;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государствен ной противопожарной службой;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожа ров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нару шении требований пожарной безопасности и возникнове нии пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении по жаров на территории предприятий необходимые силы и средства, горючесмазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охра ны, участвующего в выполнении боевых действий по туше нию пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на терри тории, в здания, сооружения и на иные объекты предпри ятий;
предоставлять по требованию должностных лиц Государст венной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продук ции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возник ших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных.
За нарушение требований пожарной безопасности законом предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Ответственность несут:
— собственники имущества;
394 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
л ица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоря жаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
лица, в установленном порядке назначенные ответствен ными за обеспечение пожарной безопасности;
квартиросъемщики или арендаторы жилых помещений.
Органы государственного пожарного надзора имеют право в административном порядке налагать на должностных лиц штрафы до 50, а на граждан — до 10 минимальных размеров оплаты труда.
Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313утверждены "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно^пра-вовых форм и форм собственности, населением России в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени