logo
Учебник БЖД Сергеев

Глава 2

Ф изиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

2.1. Классификация основных форм жизнедеятельности

Физиология труда — это наука, изучающая функциониро­вание человеческого организма во время трудовой деятельности. Она вырабатывает принципы и нормы, способствующие улуч­шению и оздоровлению условий труда [11].

Основными задачами физиологии труда являются:

В процессе трудовой деятельности человеку приходится выполнять различные виды работ. Исторически сложилось деление труда на физический и умственный, которое с физио­логической точки зрения условно [25].

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхатель­ную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы [3].

В соответствии с принятой физиологической классифика­цией трудовая деятельность подразделяется на:

— формы труда, требующие значительных затрат мышечной энер гии. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутст-

28

Гл. 2. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

2.1. Классификация основных форм жизнедеятельности

29

вии механизированных средств для выполнения работ и ха­рактеризуется повышенными энергетическими затратами — 4000—6000 ккал и выше в сутки. Развивая мышечную систе­му и стимулируя обменные процессы, напряженный физи­ческий труд имеет ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительнос­тью и необходимостью прибегать к перерывам для восста­новления физических сил работников. Иногда такие пере­рывы забирают до 50% рабочего времени;

— механизированный труд. При нем энергетические затраты рабочих колеблются от 3 до 4 тыс. ккал в сутки. Механизи­рованные формы труда изменяют характер мышечных на­грузок и усложняют программы действий. Профессии ме­ханизированного труда нередко требуют специальных зна­ний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, а также однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе такой деятельности труда информации приводят к монотон­ности труда и быстрому наступлению утомления;

— формы труда, связанные с полуавтоматическим и автома­ тическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняется механизмом. Задача человека ограничивается выполнением простых опе­ раций, связанных с обслуживанием станка: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение обрабо­ танной детали. Характерные черты этого вида работ — моно­тонность, повышенный темп и ритм работы, утрата твор­ческого начала;

— групповые формы — конвейер. Эта форма производствен­ ной деятельности характеризуется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последова­ тельностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый рабо­ чим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Труд руководителя учреждения, предприятия (управленчес­кий труд) определяется получением чрезмерного объема ин­формации, возрастанием дефицита времени для ее переработ­ки, повышенной личной ответственностью за принятые реше­ния, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников характери­зуется постоянными контактами с людьми, повышенной от­ветственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов связан с напряжением основных психических функций, таких, как память, внимание, воспри­ятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Гл. 2. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

3 0

Творческий труд — это наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая хорошей памяти и внимания. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композито­ров, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. Такое на­пряжение, связанное с умственной деятельностью, может привести к развитию тахикардии, повышению кровяного дав­ления, увеличению легочной вентиляции и потребления кис­лорода, повышению температуры тела и другим изменениям со стороны вегетативных функций человека.

Успешное осуществление различных форм трудовой дея­тельности человека возможно при обязательном учете физио­логических основ умственного и физического труда, проведе­нии необходимых мер по повышению работоспособности ор­ганизма, создании комфортных условий для трудовых коллек­тивов и отдельных работников.