18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
Одним из главных условий обеспечения безопасности на производстве является предупреждение аварий, поэтому в законодательстве создается определенный механизм, основными элементами которого станут требования безопасности к технико-экономическому обоснованию, проектированию и размещению промышленных объектов, к конструированию и изготовлению оборудования, к строительству промышленньгх объектов и вводу их в эксплуатацию.
В качестве правовых средств и инструментов предупреждения чрезвычайных ситуаций в законодательстве предусматривается государственная и иная экспертиза (техническая, экологическая, санитарная, экономическая) проектов и объектов экономики, а также лицензионный (разрешительный) порядок ведения опасной промышленной и иной деятельности. Для получения такой лицензии на право опасной промышленной деятельности в соответствии с требованиями Директивы Се-везо вся необходимая информация должна быть представлена предприятием в едином документе — Декларации безопасности.
Необходимость декларирования безопасности промышленного объекта вызвана потребностью оценки наиболее уязвимых мест предприятия, связанных с потенциально опасным производством или переработкой (хранением) опасных грузов, разработкой мер по готовности к ликвидации аварий. "Декларация безопасности" — это официальный документ, в котором оценивается характер и масштабы возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, определяется их опасность для персонала и населения, намечаются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
"Положение о декларации безопасности" утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 675, а
374 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
основным руководящим документом в сфере промышленной безопасности стал Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ. Положения настоящего закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ.
Закон определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и последствий указанных аварий.
В ст. 9 Закона указывается, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
иметь лицензию на эксплуатацию опасного производствен ного объекта;
обеспечивать укомплектованность штата работников опас ного производственного объекта;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификацион ным требованиям и не имеющих медицинских противопо казаний к указанной работе;
обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном про изводственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными про цессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной без опасности зданий, а также проводить диагностику, испыта ния, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
предотвращать проникновение на опасный производствен ный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной бе зопасности к хранению опасных веществ;
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 375
р азрабатывать декларацию промышленной безопасности;
заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производст венного объекта;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в рассле довании причин аварии;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.
В Приложении №1 к Закону указаны критерии, по которым предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты могут быть отнесены к опасным производственным объектам. К ним, например, относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и т.д. В Приложении № 2 указаны количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Так, например, предельное количество аммиака равно 500 т, хлора — 25 т и т.д.
Законом расписываются требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Настоящий закон обеспечивает федеральный надзор в области промышленной безопасности и определяет права должностных лиц, управомоченных в данной области, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности.
Порядок разработки документов в области промышленной безопасности, их экспертиза поручены МЧС, горному и промышленному надзору России по согласованию с другими министерствами и ведомствами.
На обеспечение радиационной безопасности персонала и населения направлен Федеральный закон от 9 января 1996 г. №3-Ф3 "О радиационной безопасности населения". Он определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Радиационная безопасность населения определяется как состояние защищенности настоящего и будущего поколений
376 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
л юдей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
принцип нормирования — непревышение допустимых пре делов индивидуальных доз облучения граждан от всех ис точников ионизирующего излучения;
принцип обоснования — запрещение всех видов деятель ности по использованию источников ионизирующего излу чения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риска возможного вреда, причинен ного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации — поддержание на возможно низ ком и достижимом уровне с учетом экономических и соци альных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
Глава V Закона посвящена вопросам обеспечения радиационной безопасности при радиационной аварии; в частности, в ст. 19 отмечается, что организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь:
перечень потенциальных радиационных аварий с прогно зом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
критерии принятия решений при возникновении радиаци онной аварии;
план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, ор ганами исполнительной власти, осуществляющими госу дарственный надзор и контроль в области обеспечения ра диационной безопасности;
средства для оповещения и обеспечения ликвидации пос ледствий радиационной аварии;
медицинские средства профилактики радиационных пора жений и средства оказания медицинской помощи постра давшим при радиационной аварии;
аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 377
В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в соответствии со ст.20 обязана:
обеспечить выполнение мероприятий по защите работни ков (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;
проинформировать о радиационной аварии органы госу дарственной власти, в том числе федеральные органы испол нительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопас ности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;
— принять меры по оказанию медицинской помощи постра- . давшим при радиационной аварии;
— локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предот- вратить распространение радиоактивных веществ в окру жающей среде;
провести анализ и подготовить прогноз развития радиаци онной аварии, изменений радиационной обстановки;
принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятель ность с использованием источников ионизирующего излу чения, после ликвидации радиационной аварии.
В соответствии с законом граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных основных пределов доз. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков.
Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от. 21 июля 1997 г. №117-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических соору-
378 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жнз-ности
ж ений; устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Закон дает понятие гидротехнических сооружений. К ним относятся; плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственньйс организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Законом устанавливаются общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Некоторыми из них являются:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехни ческих сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооруже ний;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидро технических сооружений и др.
Законом гарантируется надзор за безопасностью (определяются полномочия надзора), а также закрепляется финансовое обеспечение безопасности (страхование гражданской ответственности за причинение вреда, возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений).
Настоящим законом устанавливается ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Одним из важнейших направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве является обеспечение безопасности условий труда. Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ (п. 3 ст. 37).
В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются: Трудовой ко-
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 379
д еке Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ); Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Раздел X Трудового кодекса РФ посвящен вопросам охраны труда. В общих положениях этого раздела (ст. 209) отмечается, что охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В ст. 210 раскрываются направления государственной политики в области охраны труда, основными из которых являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья ра ботников;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требо ваний охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением тре бований прав и законных интересов работников в области охраны труда;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязатель ного социального страхования работников от несчастных слу чаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустрани мыми при современных уровне производства и организа ции труда.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211).
380 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обет, без-ти жиз-ности
В соответствии со ст. 212 обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, который, в частности, должен обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, соору жений, оборудования, осуществлении технологических про цессов, а также применяемых в производстве инструмен тов, сырья и материалов;
применение средств индивидуальной и коллективной за щиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с дейст вующим законодательством;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специ альной одежды, специальной обуви и других средств инди видуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчаст ных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажи ровку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на ра бочих местах, а также за правильностью применения ра ботниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в орга низации;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникно вении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадав шим первой помощи;
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 381
р асследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужи вание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
обязательное социальное страхование работников от не счастных случаев на производстве и профессиональных за болеваний.
Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлена ст. 419.
Гражданский кодекс РФ определяет ответственность работодателей, вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064—1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).
Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Действие данного закона многосторонне и распространяется как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. Законодатель акцентирует внимание на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности требования охраны труда обязательны для исполнения.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.
На федеральном уровне установлено, что в Российской Федерации действует система нормативно-правовых актов, содержащих единые требования по охране труда, которые должны соблюдаться министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. В нее входят:
382 Гл. 18. Правовые,-нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
г осударственные стандарты (ГОСТы) РФ;
система стандартов безопасности труда (ССБТ);
отраслевые стандарты (ОСТ ССБТ);
санитарные правила (СП);
гигиенические нормативы (ГН);
правила безопасности (ПБ);
правила по охране труда отраслевые (ПОТО);
инструкции по безопасности (ИБ);
типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).
ССБТ — комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Она насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.
Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов должно достигаться приведением их в соответствие с требованием ССБТ.
Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.
Инструкция по охране труда (ИОТ) — нормативный документ, устанавливающий требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях или в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работников отдельных профессий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.
Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а также с учетом конкретных условий работы.
Требования ИОТ являются обязательными для работников. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 383
Д ля организации работы по охране труда на предприятии создаются службы по охране труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе.
Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на рабочем месте.
Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры (ст. 353 ТК РФ).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда — задача главного государственного инспектора труда Российской Федерации, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Правительством Российской Федерации.
Руководители государственных инспекций труда, главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации (ст. 354 ТК РФ).
Государственный надзор в Российской Федерации осуществляют:
за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах — специальный орган, ведающий вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефгегазоперерабатывающей промышленности, в геологических экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспорта-
384 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
р овкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366 ТК РФ);
за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, — специальный орган, ведающий вопросами энергетического надзора в Российской Федерации (ст. 367 ТК РФ).
за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил — специальный орган, ведающий вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации (ст. 368 ТК РФ);
за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности — специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации (ст. 369 ТК РФ);
В Трудовом кодексе РФ (ст. 352) отмечается, что основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:
государственный надзор и контроль за соблюдением трудо вого законодательства;
защита трудовых прав работников профессиональными со юзами;
самозащита работниками трудовых прав.
Организация работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственному руководителю или главному инженеру, проводит свою работу совместно с другими подразделениями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора.
Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
— проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разраба тывает совместно с соответствующими службами меро приятия по предупреждению несчастных случаев на произ водстве и профессиональных заболеваний, а также кон тролирует их выполнение; организует работу по проведе-
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 385
н ию паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;
организует совместно с соответствующими службами пред приятия разработку и выполнение комплексного плана улуч шения условий труда, охраны труда и санитарно-оздорови- тельных мероприятий, а также участвует в разработке согла шений по труду;
подготавливает и вносит руководству предприятия предло жения по разработке и внедрению более совершенных кон струкций, предохранительных устройств и других средств за щиты от опасных производственных факторов;
участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;
проводит совместно с соответствующими службами пред приятия и с участием профсоюзного актива проверки (или участвует в проверках) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вен тиляционных систем, состояния санитарно-технических уст ройств и санитарно-бытовых помещений;
контролирует правильность составления и своевремен ность представления заявок на приобретение спецодежды, спецоборудования и других средств индивидуальной защиты, а также оборудования и материалов для осуществления ме роприятий по охране труда;
оказывает помощь подразделениям предприятия в органи зации контроля состояния окружающей производственной среды;
участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и подвергшихся реконструкции объектов производ ственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;
проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в орга низации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТом 12.0.004-93 и действующими нор мативными документами;
участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с Трудовым кодексом РФ организация обеспечения безопасности труда в
13—191
386 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
п одразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие — главный инженер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Общественные инспектора подразделений осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени