Глава 16
О рганизация защиты населения в мирное и военное время
16.1. Принципы организации и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций '
Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает совокупность взаимосвязанных до времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС,
Федеральным законом "O защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" определены принципы, способы и основные мероприятия защиты.
Принципы защиты — это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты насе ления и территорий от ЧС.
Основными принципами защиты населения являются:
- заблаговременность проведения мероприятий по обеспече нию безопасности;
дифференцированный подход в определении мероприятий защиты с учетом экономических, природных и иных ха рактеристик региона, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, характерных для данной местности;
необходимая достаточность мероприятий защиты и макси- мальная возможность использования имеющихся сил и средств;
самостоятельность ликвидации ЧС, Привлечение только сил и средств, имеющихся на данной территории, за ис ключением крупномасштабных ЧС;
комплексность проведения мероприятий защиты, т.е. прове дение всех мероприятий защиты по возможности парад- лельно [4].
316
Гл. 16. Организация защиты населения в мирное и военное время"!
Руководствуясь принципом заблаговременности проведе-ния мероприятий защиты, отделы (управления) ГО и ЧС всех| уровней в условиях повседневной деятельности должны:
с оздавать, проверять и поддерживать в рабочем состоянии | локальные системы оповещения;
организовывать непрерывное наблюдение и контроль за I обстановкой на потенциально опасных объектах и за окру- жающей средой с целью раннего выявления возможного развития ЧС;
построить необходимое количество защитных сооружений для персонала объекта и населения;
спланировать мероприятия по эвакуации персонала объек та и населения;
подготовить пункты временного размещения и длительно го проживания эвакуируемых;
накопить необходимое количество средств индивидуаль ной защиты для обеспечения ими персонала объекта и на селения;
обеспечить защиту продовольствия, воды от различных видов заражения;
спланировать и отработать медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;
спланировать и выполнить все мероприятия по обеспече нию устойчивой работы объекта экономики в условиях ЧС и другие работы.
Комплекс мероприятий защиты населения, территорий и объектов экономики предусматривает:
принятие предупредительных мер;
организацию защиты;
проведение спасательных и аварийно-восстановительных работ.
Предупреждение ЧС — это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленными на предотвращение ЧС и уменьшение масштабов их последствий в случае возникновения.
Предотвращение ЧС — комплекс мероприятий включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и
16.1. Принципы организ. и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций 317
п рофилактику возникновения источников ЧС, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.
В предотвращении ЧС большое значение имеет прогнозирование их возникновения. На основе анализа причин, по которым могут произойти сбои в работе оборудования, машин и агрегатов, с допустимой вероятностью можно спрогнозировать техногенные аварии (катастрофы) и принять меры по их предотвращению.
Профилактика возникновения источников ЧС предполагает принятие предупредительных мер по устранению причин и предпосылок возникновения источников ЧС антропогенного происхождения, а также по минимизации ущерба от них. Она заключается в повышении надежности и устойчивости функционирования объекта путем своевременного устранения причин аварии за счет соблюдения технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.
В целях минимизации последствий ЧС заранее проводится подготовка потенциально опасных объектов, территории и населения. Она складывается из планирования и проведения инженерно-технических и специальных мероприятий ГО, подготовки материальной базы, обучения персонала и населения к действиям в ЧС, подготовки и обучения формирований ГО и ЧС.
Подготовка территории к ЧС предусматривает заблаговременное проведение в субъектах РФ комплекса экономических, организационных, инженерно-технических и санитарно-медицинских мероприятий с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.
В интересах ГО осуществляется подготовка загородной зоны (на случай эвакуации объекта экономики и персонала в эту зону), усовершенствуются транспортные магистрали, резервируются водоисточники и т.д.
При проведении инженерно-технических мероприятий местность при необходимости оборудуется специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными, про-тивоселевыми, противооползневыми и др.). Кроме того, осуществляется контроль за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов).
Подготовка объекта экономики к работе в ЧС проводится в плановом порядке. На каждом объекте заблаговременно разрабатывается "План защиты рабочих и служащих от чрезвы-
Гл, 16 Организация защиты населения в мирное и военное -
р абатывается "План защиты рабочих и служащих от чрезвы- чайных ситуаций природного и техногенного характера" {} мирное время) и "План гражданской обороны" (на военное. время). Разработкой планов занимаются отделы ГО и ЧС объ екта экономики. Планы содержат текстовую часть и приложе- ния [6], I
Текстовая часть плана, разрабатываемая, например, на химически опасном объекте, состоит из трех разделов»
Первый раздел включает следующие мероприятия:
1) краткая характеристика химически опасного объекта, количество и тип ОХВ на объекте, условия их производства и хранения, количество рабочих и служащих в опасных цехах;
прогнозируемая обстановка применительно к Потенциально возможным типам аварий;
состав объектовых формирований и их возможности, сроки готовности, наличие необходимых материально-техничес ких средств;
организация оповещения.
Второй раздел включает:
мероприятия по защите рабочих и служащих, а также пере чень аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте применительно, к возможным видам аварий;
первоочередные мероприятия, на которых необходимо со средоточить основные усилия;
задачи разведки, аварийно-восстановительной команды по вышенной готовности и остальных объектовых формирований;
задачи служб объекта по организации обеспечения;
обязанности основных должностных лиц объекта при ава рии и их действия;
организация защиты рабочих и служащих.
Третий раздел — организация управления и связи. Приложения к плану:
Схема (план) территории ХОО с указанием мест и усло вий хранения (транспортировки) АХОВ, их количества и вида;
Зоны возможного заражения;
Направления действия разведки;
Места развертывания постов наблюдения;
161 Принципы организ и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций 319
Направления эвакуации и места укрытия рабочих и слу- жащих;
Места размещения пожарных гидрантов, систем поста новки водяных завес, хранения средств обеззараживания;
Места развертывания объектового пункта управления и пункта санитарной обработки.
Подготовка населения к действиям в ЧС, Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также уточняется в "Организационных указаниях по подготовке? населения РФ в области защиты от ЧС", периодически издаваемых МЧС. В соответствии с постановлением Правительства РФ подготовку в области защиты от Чрезвычайных Ситуаций природного и техногенного характера проходят:
"а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания;
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего специально го образования;
г) руководители органов государственной власти, органов Местного самоуправления И организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде рации, органов местного самоуправления и организаций, спе циально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций И включенные в со став органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям феде ральных органов исполнительной власти, органов испол нительной власти субъектов Российской Федерации, орга нов местного самоуправления и организаций".
Основными силами и средствами для ликвидации последствий ЧС на объектах экономики являются формирования ГО. Подготовка личного состава формирований осуществля-
320
Гл. 16. Организация защиты тетею» в цирное и ватте <
ется по месту работы по программе специальной подготовки утвержденной МЧСРФ. При этом особое внимание обращает-ся на выработку практических навыков для действий при лик-видации последствий стихийных бедствий, аварий, катас-троф, а также в очагах поражения. Полученные знания и навыки закрепляются при практическом! выполнении Нормативов, в ходе объектовых тренировок и] комплексных учений.
С возникновением ЧС приводится целый комплекс мероприятий По защите персонала объекта И населения, который включает в себя:
— оценку обстановки;
оповещение о чрезвычайной ситуации;
укрытие в защитных сооружениях;
эвакуацию (рассредоточение) из опасных зон в безопасные районы;
дозиметрический и химический контроль;
медико-профилактические и лечебно-эвакуационные ме роприятия;
организацию медицинской помощи;
определение и соблюдение режимов радиацианной, хими ческой и бактериологической защиты;
организацию охраны общественного порядка.
В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения об угрозе чрезвычайных ситуаций в мирное время и в условиях войны установлен сигнал "Внимание всем!" Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать экстренное сообщение Комиссии по предупреждению действий в чрезвычайных ситуациях, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.
На каждый случай чрезвычайных условий отделы ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, К примеру:
"Внимание! Говорит Управление Гражданской обороны. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора — сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении Крюкова. В зону химического заражения попадают Северо-
16.1. Принципы организ. и спвсобы защиты населения От чрезвычайных ситуаций
Западный АО и пос. Некрасовка. Населению, проживающему на улицах (таких-то), из помещений не выходить. Закройте окна, двери, произведите герметизацию квартир. Не укрывайтесь в подвалах и нижних этажах - хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха и затекает во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах (таких-то), следует немедленно покинуть дома, учреждения» предприятия и выходить в районы Химки, Шереметьево, Но предварительно наденьте ватно-марлевые повязки, смочив их 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. Слушайте наши сообщения. В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями Комиссии по чрезвычайным ситуациям'".
Такая информация передается несколько раз в течение 5 минут.
Чтобы стихия не застала вас врасплох, помните о сигнале "Внимание всем!" Он может быть местным. Его будут передавать На основе решения районных, городских или областных органов власти. Но может случиться и так, что информацию потребуется передать на всю страну. Тогда сообщения будут передавать по радиостанциям (''Радио России", "Маяк" и др.) и телевизионным каналам ("Останкино", "РТР" и местным).
При угрозе возникновения ЧС военного характера население предупреждается "об угрозе Нападения". С этой целью СМИ передают соответствующие решения или постановления руководства страны. Кроме того, по месту работы и жительства должностные лица ГО информируют об угрозе нападения и разъясняют правила поведения.
Для оповещения населения в ходе военных действий установлены следующие сигналы ГО: "Воздушная тревога'' (ВТ), "Отбой воздушной тревоги" (ОВТ), "Радиационная опасность", "Химическая тревога".
Сигнал "Воздушная тревога" подается по радио и телевидению всеми станциями (каналами) после сигнала "Внимание всем!" По этому сигналу необходимо отключить свет, гаа, воду, погасить огонь в печах; взять документы, средства индивидуальной защиты, деньги, запас продуктов, воды, необходимую одежду и укрыться в ближайшем защитном сооружении. При этом необходимо предупредить соседей и оказать помощь пожилым и больным людям.
Сигнал "Отбой воздушной тревоги" передается по тем же каналам. По этому сигналу граждане с разрешения коменданта защитного сооружения покидают это сооружение.
322
Гл., 16. Организация защиты населения в мирное и военное вр
Если по данному району применено оружие массового ражения, то вместо сигнала ОВТ могут подаваться другие cv налы.
С игнал "Радиационная опасность" подается для пpe^ реждения о непосредственной (в течение часа) опасности ра-дйоактивного заражения. По этому сигналу необходимо деть респиратор (противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку), а лучше противогаз, взять все необходи-мое, укрыться в защитных сооружениях или в каменных ниях, подвалах и принять меры к их герметизации.
Сигнал "Химическая тревога" звучит при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологи-ческого заражения. По этому сигналу следует использовать противогаз и средства защиты кожи и укрыться в защитном сооружении [6].
Действия персонала объектов экономики определяются специальными инструкциями в зависимости от особенностей объекта.
Укрытие людей от воздействия поражающих факторов источников ЧС проводится в специальных защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях), а также в помещениях производственных, общественных и жилых зданий, приспособленных для этих целей. Это мероприятие является наиболее эффективным способом сохранения жизни людей, так как обеспечивает коллективную и комплексную безопасность от нескольких поражающих факторов источников ЧС.
Эвакуация людей проводится с целью вывода их из зоны воздействия поражающих факторов источников ЧС.
Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи предотвращает сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, а также светового, теплового и ионизирующего излучения.
Дозиметрический и химический контроль проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, а также определения объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, дезактивации и дегазации техники, оборудования, транспорта, средств защиты, одежды, возможности использования продуктов питания и воды.
16.1. Принципы органиэ. и способы защити населения от чрезвычайных ситуаций 323
Дозиметрический и химический контроль организуется и осуществляется в ЧС как военного, так и техногенного характера.
Профилактические медицинские мероприятия защиты насе ления при ЧС проводятся с целью предотвращения или сниже ния тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей в результате воздействия опасных и вредных факторов стихий ных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧСи в местах дисло кации эвакуируемых. ■ ■■■
Это достигается:
применением профилактических медицинских препаратов (антидотов, протекторов, стимуляторов резистентности), иммунопрофилактикой среди категорий лиц повышенного риска и проведением других противоэпидемических меро приятий;
своевременным оказанием квалифицированной медицин ской помощи пораженным;
специализированным стационарным лечением.
К защитным мероприятиям относится также определение и соблюдение режимов зашиты при радиационном, химическом и бактериологическом заражении местности. Цель введения режимов — исключение массовых поражений людей и обеспечение функционирования объектов и жизнедеятельности населения.
Режим радиационной защиты определяет порядок действий людей и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного заражения с целью уменьшения воздействия ионизирующего излучения.
В зоне А работа на объектах, как правило, не прекращается. Работа на открытой местности, расположенной в середине зоны или у ее внутренней границы, должна быть прекращена на несколько часов.
В зоне Б работа на объектах прекращается сроком до одних суток, персонал укрывается в защитных сооружениях ГО, подвалах или других укрытиях.
В зоне В работа на объектах прекращается от одних до трех-четырех суток, персонал укрывается в защитных сооружениях ГО.
В зоне Г работа на объектах прекращается на четверо и более суток, персонал укрывается в убежищах. По истечении
324
Гл 16. Организация защиты населения в мирное и военное
указанного срока уровень радиации на территории объекта спа-дает до значений обеспечивающих безопасную деятельность] персонала в производственных помещениях.
Р ежим химической защиты определяет порядок работы и действий в зонах химического заражения и применение способов и средств защиты, исключающих поражение людей ОВ и ОХВ.
При возникновении аварии на химически опасном объекте, услышав сигнал оповещения, персонал и население надевают средства защиты органов дыхания и далее действуют в соответствии с указаниями отделов ГО и ЧС.
В случае применения противником химического оружия используются два режима защиты:
при применении ОВ типа VX-газы персонал объектов не медленно использует СИЗ, прекращает работу в зараженных цехах и укрывается в убежищах до проведения мероприятий, исключающих поражение людей после выхода из убежища.
при применении зарина или аварии с ОХВ персонал объ екта немедленно использует противогазы и продолжает производственную деятельность до особой команды. Для отдыха и приема пищи используются убежища [6]
Для защиты населения от биологического оружия применяется режим карантина или обсервации.
При применении или обнаружении бактериологического (биологического) заражения подается сигнал "Химическая тревога". По этому сигналу следует надеть СИЗ и принять бактериальное средство № 1 из аптечки АИ-2.
При установлении фактов возникновения инфекционных заболеваний среди людей или животных по распоряжению председателя КЧС в очаге поражения устанавливается карантин, а в прилегающих районах — режим обсервации.
В зоне карантина проводятся:
ограничение передвижения в очаге поражения и строгий контроль за входом (въездом) и выходом (выездом) на его территорию;
охрана инфекционных больниц, изоляторов, обсервато- ров и источников водоснабжения;
запрещение вывоза из очага любого имущества, в том числе продовольствия, без обеззараживания;
161 Принципы организ. и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций З25
запрещение транзита автомобильного транспорта, ограни чение проезда железнодорожного и речного транспорта;
разобщение людей в очаге на мелкие группы и недопущение контактов между ними;
запрещение перемещения и выпаса сельскохозяйственных животных;
строгое соблюдение противоэпидемического режима.
Работа предприятий и учреждений, находящихся в зоне карантина, прекращается, за исключением предприятий, имеющих важное значение для народного хозяйства и обороны страны. На таких предприятиях вводится особый режим со строгим соблюдением противоэпидемических требований.
На предприятиях и в учреждениях, которые должны функционировать после бактериологического (биологического) нападения, работа временно прекращается, персонал объекта проходит профилактическую и санитарную обработку, проводится обеззараживание территории, помещений, оборудования, сырья, готовой продукции, после чего работа возобновляется.
Персонал, работающий в очаге поражения, и личный состав действующих в нем формирований ГО, как правило, переводятся на казарменное положение. Рабочие смены разбиваются на отдельные группы, контакт между ними и Выход из рабочих помещений запрещается. Питание и отдых организуются по группам в отдельных специальных помещениях.
Карантин заменяется обсервацией при установлении, что вид возбудителя не относится к группе особо опасных.
Мероприятия, проводимые при введении обсервации:
ограничение въезда, выезда и проезда всех видов транс порта;
усиленное медицинское и ветеринарное наблюдение за очагом поражения;
Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиени ческих, специальных профилактических, лечебно-эвакуа ционных и противоэпизоотических мероприятий, направ ленных на предупреждение распространения и ликвида цию инфекционных болезней.
В целях обеспечения успешных действий сил ГО при проведении аварийно-спасательных работ, предотвращения дополнительных человеческих жертв, материального ущерба и правонарушений в зонах ЧС организуется охрана общественного порядка.
326 Гл 16 Организация защиты населения в мирное и военное
л енных на предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
В целях обеспечения успешных действий сил ГО при проведе- нии аварийно- спасательных работ, предотвращении дополнительных
человеческих жертв, материального ущерба и правонарушений в зонах ЧС организуется охрана общественного порядка.
Охрана общественного порядка возлагается на комендант-
скую службу, которая осуществляет;
регулирование движения на маршрутах выдвижения сил ГО и путях эвакуации;
контроль за выполнением объектами экономики, форми рованиями и населением установленных режимов действий;
запрещение доступа населений в районы стихийньх бедст вий, аварий и катастроф; '
предотвращение вывоза продукции и имущества из зон за ражения РВ, ОВ (АХОВ) и БС без специального разреше ния;
охрану личного имущества граждан (при эвакуации);
охрану наиболее важных дорожных сооружений, переправ и других объектов;
предотвращение нарушений правопорядка (например, случаев мародерства).
Охрана общественного порядка осуществляется следующими способами:
выставлением контрольно-пропускных пунктов и постов регулирования движения;
патрулированием (на машинах и пешим порядком);
оцеплением зоны ЧС (при необходимости).
Комендантскую службу в основном несут подразделения органов милиции и формирования охраны общественного по--рядка объектов экономики с привлечением в необходимых случаях сил и средств Министерства обороны и МВД.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени