11.2. Оценка химической обстановки
Под оценкой химической обстановки понимается определение масштаба и характера заражения отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения.
Для того чтобы правильно оценить остановку, нужно располагать необходимыми исходными данными. Основу этих данных составляют:
240
Гл. 11. Аварийно химически опасные вещества и химическая защита
11.2. Оценка химической обстановки241
район и время применения химического оружия или разли ва СДЯВ;
тип и количество ОВ или СДЯВ;
погодные условия времени поражения, топографические условия местности, характер застройки или растительнос ти на пути движения зараженного воздуха;
условия хранения и характер выброса (вылива) ядовитых веществ;
степень защищенности людей и сельскохозяйственных жи вотных;
условия хранения продовольствия, кормов, укрытия тех ники и других материальных средств.
При оценке химической обстановки, созданной применением боевых ОВ, определяют также средства их доставки, площадь района применения, границы очага химического поражения и тип ОВ на местности и технике, время пребывания людей в средствах защиты, возможные потери населения и личного состава формирований.
Для оценки химической обстановки необходимо знать скорость и направление приземного ветра, температуру воздуха и почвы, степень вертикальной устойчивости воздуха. Эти метеоданные органы ГО и ЧС получают от метеостанций или полетов радиационного и химического наблюдения в течение каждых 4 часов.
Степень вертикальной устойчивости воздуха ориентировочно можно определить, наблюдая за погодой. Так, инверсия возникает вечером при ясной погоде, малой (до 4 м/с) скорости ветра за час до захода солнца и разрушается утром в течение часа после восхода солнца. Конвекция возникает при ясной погоде и слабом (до 4 м/с) ветре утром через 2 часа после восхода солнца и разрушается вечером за 2—2,5 часа до захода солнца. Изотермия наблюдается обычно в пасмурную погоду. При снежном покрове чаще наблюдается изотермия и реже — инверсия.
Исходные данные для оценки химической обстановки представляет разведка.
На основе выполненных расчетов по оценке химической обстановки начальник службы противорадиационной и противохимической защиты совместно с начальником отдела ГО и ЧСи заинтересованными начальниками других служб готовят предложения, которые докладываются начальнику ГО объекта.
Завершающим этапом оценки химической обстановки являются выводы начальника ГО объекта, в которых он определяет:
влияние химического заражения на производственную дея тельность объекта (если объект не разрушен);
влияние химического заражения на ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ;
наиболее целесообразный вариант действия формирований гражданской обороны при преодолении зон заражения и при ведении спасательных работ в очаге поражения;
мероприятия по защите персонала, населения и личного состава формирований при их действиях на зараженной местности.
Выводы из оценки обстановки находят свое отражение в принятии решения начальником ГО на ведение работ в очагах поражения и являются основой организации защиты личного состава формирований гражданской обороны при их действиях в условиях химического заражения.
Руководящим документом по прогнозированию масштабов зон заражения на случай аварийных выбросов СДЯВ в системе ГО в настоящее время является "Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте". Методика позволяет осуществлять прогнозирование масштабов зон заражения СДЯВ при их выбросах в атмосферу в газообразном, парообразном и аэрозольном состояниях исходя из возможности возникновения аварии на химических предприятиях, при транспортировке на железнодорожном, трубопроводном и других видах транспорта.
Исходя из физико-химических свойств и агрегатного состояния СДЯВ масштабы зон заражения определяются:
для сжиженных газов — по первичному и вторичному облаку;
для сжатых газов — по первичному;
для жидкостей — по вторичному.
Результатами прогнозирования являются:
1. Полная глубина заражения зоны СДЯВ, которая учитывает суммарное воздействие первичного и вторичного облака.
2 Площадь зоны возможного или фактического заражения. Под площадью зоны фактического заражения понимает-
242
Гл. 11. Аварийно химически опасные вещества и химическая защита
11.3. Организация защиты населения при авариях на ХОО243
ся площадь территории, в пределах которой будет проявляться поражающее действие СДЯВ. Площадь зоны возможного заражения — площадь территории, в пределах которой под воз-действием изменения направления ветра может перемещаться облако СДЯВ.
3. Время испарения пролива СДЯВ. Оно определяет продолжительность поражающего действия СДЯВ и зависит от физических свойств вещества, площади разлива и метеорологических условий.
4. Время подхода облака СДЯВ к определенному рубежу [1].
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени