logo
Учебник БЖД Сергеев

6.1. Потенциальная опасность и риск

Повышение технического уровня современного производ­ства, электронизация производственных, административных и жилых помещении создают в той или иной степени вредные, а иногда и опасные условия для работающих и окружающей среды, что требует организации их надежной и эффективной защиты. Безопасность жизнедеятельности человека в произ­водственной сфере связана с оценкой опасности технических систем и технологий. Производственная среда насыщается все более мощными техническими системами и технологиями, что повышает производительность труда и делает его менее тяжелым физически. При этом сохраняет силу аксиома: потенциальная опасность является универсальным свойством взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами, все произ­водственные процессы и технические средства потенциально опасны для человека. Всегда существует индивидуальная опасность — вероятность гибели от несчастного случая [3].

Ежегодно 300—400 тыс. человек в России получают трав­мы на производстве, из них 7—10 тыс. — смертельные, еще 12—15 тыс. человек становятся инвалидами труда. Десятки тысяч человек погибают ежегодно в дорожно-транспортных про­исшествиях. Каждый третий пожар возникает из-за неисправ­ности бытовых приборов [25].

Опасность — центральное понятие безопасности жизнеде­ятельности, под которым понимаются любые явления, угро­жающие жизни и здоровью человека. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответст­вующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Их актуализа­ция происходит при определенных условиях, именуемых при­чинами. Признаками, определяющими опасность, являются:

5—191

6.1. Потенциальная, опасность и риск

131

угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность — понятие относительное.

Традиционная техника безопасности базируется на посту­лате: обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна зако­нам техносферы. Требование абсолютной безопасности, под­купающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действую­щих системах невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопас­ности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой — в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Риск — вероятность реализации опасности. Так, риск для человека пострадать в автомобильной катастрофе составляет 10-4 в год, от удара молнии — 10-7 в год. Это означает; что в течение года существует вероятность погибнуть в результате автокатастрофы одному человеку из 104 человек и в результате удара молнии одному человеку из 107 человек, находящихся в сходных условиях. Многолетние статистические данные по­зволяют оценить риск во многих сферах человеческой деятель­ности [25].

В некоторых странах, например в Голландии, приемле­мые риски установлены в законодательном порядке. Макси­мально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза.

Обеспечивается допустимый риск комплексом техниче­ских, технологических и организационных мероприятий, по­зволяющих свести к минимуму причины возникновения опас­ности.

В каждом конкретном случае возникновение опасности в технической системе имеет многопричинный характер. Ос­новная доля причин приходится на неправильные действия людей, примерно пятая часть их связана с техникой. К груп­пе "человеческого фактора" относятся:

Опасности технического характера обусловлены:

В процессе своей деятельности человек имеет дело с высо­кими уровнями энергии (электрической, тепловой, механи­ческой, радиационного и электромагнитного излучения) и вред­ных веществ. Возможность неконтролируемого выхода энергии, накопленной в материалах и технических системах, значитель­но усиливает их опасность [25].

Основными причинами чрезвычайных ситуаций, имев­ших место в России за последние годы, являются (в %):

В настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала (более 50%). Часто это связано с не­высоким профессионализмом, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени [2].

132 Гл. 6. Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны