10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
Деятельность людей на зараженной местности значительно затруднена из-за медленного спада радиоактивности. Мероприятия по ограничению облучения населения регламентируются "Нормами радиационной безопасности НРБ-99", установленными Министерством здравоохранения России в 1999 г., которые, в частности, сводятся к следующему: — в случае возникновения аварии должны быть приняты практические меры для восстановления контроля над источником излучения, сведения к минимуму доз облучения, количества облучаемых лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь;
необходимо соблюдать принцип оптимизации вмешатель ства, т.е. польза от защитных мероприятий должна превы шать вред, наносимый ими;
срочные меры защиты следует применять в случае, если доза предполагаемого облучения за короткий срок (двое суток) достигает уровня, при котором возможны клини чески определяемые детерминированные эффекты;
224
Гл. 10. Радиационная защита населения
10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите...225
при хроническом облучении в течение жизни защитные мероприятия становятся обязательными, если годовые по- ;| глощенные дозы превышают установленные пределы;
при планировании защитных мероприятий на случай ра диационной аварии органами Госсанэпиднадзора устанав- | ливаются уровни вмешательства (дозы и мощности доз об лучения) применительно к конкретному радиационному.; объекту и условия его размещения с учетом вероятных типов аварии;
при аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязне- ние обширной территории, на основании прогноза радиа ционной обстановки устанавливается зона радиационной аварии и осуществляются соответствующие мероприятия по снижению уровней облучения населения;
на поздних стадиях развития аварий, повлекших за собой загрязнение обширных территорий долгоживущими радио нуклидами, решения о защитных мероприятиях принимаются с учетом сложившейся радиационной обстановки и кон кретных социально-экономических условий.
По степени опасности зараженную местность на следе выброса и распространения радиоактивных веществ делят на следующие 5 зон [25]:
М — радиационной опасности — 14 мрад/ч;
А — умеренного заражения — 140 мрад/ч;
Б — сильного заражения—1,4рад/ч;
В — опасного заражения — 4,2 рад/ч;
Г —чрезвычайно опасного заражения— 14рад/ч.
Определение зон радиоактивного заражения необходимо для планирования действий работающих на объекте, населения, подразделений МЧС; для планирования мероприятий по защите контингентов людей; определения возможного количества пострадавших вследствие аварии.
Для минимизации потерь в качестве предупредительных мер вокруг АЭСустанавливаются следующие зоны:
санитарно-защитная — радиус 3 км;
возможного опасного загрязнения — радиус 30 км;
зона наблюдения — радиус 50 км;
100-километровая зона по регламенту проведения защит ных мероприятий [25].
Защита населения при возможных авариях на объектах ядерной энергетики, в том числе и на атомных станциях, обеспечивается проведением комплекса организационных, инженерно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий, включающих вопросы проектирования, строительства и эксплуатации радиационно опасных объектов.
Меры обеспечения безопасности РОО организационного и технического характера проводятся по трем уровням.
Меры 1-го уровня направлены на предотвращение перерастания отказов оборудования и ошибок персонала в опасное происшествие или аварию.
Меры 2-го уровня — обеспечение защиты от проектных аварий. Этот уровень обеспечивается системами безопасности:
защитными, предотвращающими или ограничивающими повреждение ядерного топлива, оболочек тепловыводящих элементов и первого контура;
локализующими, которые не допускают или ограничивают выход радиоактивных веществ в окружающую атмосферу;
управляющими, которые обеспечивают приведение в дей ствие систем безопасности, контроль и управление ими в процессе выполнения заданных функций;
обеспечивающими, которые снабжают системы безопас ности энергией, рабочей средой и создают условия для их функционирования.
Меры 3-го уровня предусматривают защиту от запроект-ных аварий, развивающихся с наложением двух и более отказов в системе безопасности при наличии ошибок персонала. Эти меры реализуются на основе следующих принципов:
многоэшелонированной защиты, в соответствии с кото рой любая проектная авария не должна приводить к после дующему нарушению систем локализации аварии;
своевременного и эффективного использования систем безопасности;
обеспечения квалифицированной эксплуатации установки;
снижения вероятности возникновения аварии за счет тех нологических мер безопасности, высокого качества проек тирования и строительства РОО;
заблаговременной разработки аварийных планов защиты персонала, населения, окружающей среды при запроект- ных авариях и ликвидации их последствий.
226
Гл. 10. Радиационная защита населения *|
10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите...227
При осуществлении защитных мероприятий дозы облуче-ния людей должны быть настолько низкими, насколько этот можно достичь с помощью технических и организационных мер [201.
Защита персонала и населения состоит в заблаговремен-ном зонировании территорий вокруг радиационно опасных объектов. При этом устанавливаются следующие три зоны:
экстренных мер защиты — это территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоак- тивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации;
предупредительных мероприятий — это территория, на ко торой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних ор ганов может превысить верхний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики;
ограничений — это территория, на которой доза облуче ния всего тела или отдельных его органов за год может пре высить нижний предел для потребления пищевых продук тов. Зона вводится по решению государственных органов.
Основные мероприятия по защите от радиоактивного заражения:
ограничение пребывания населения на открытой местнос ти (временное укрытие в зданиях с герметизацией жилых и служебных помещений);
профилактика переоблучения щитовидной железы (приме нение препаратов стабильного йода);
защита органов дыхания подручными и промышленными средствами индивидуальной защиты;
эвакуация населения [20].
Для защиты персонала и населения в случае аварии на радиационно опасном объекте предусматриваются следующие мероприятия:
создание автоматизированной системы контроля радиаци онной обстановки (АСКРО);
создание локальной системы оповещения персонала и на селения в 30-километровой зоне;
строительство и готовность защитных сооружений в радиу се 30 км вокруг РОО, а также возможность использования встроенных защитных сооружений и ПРУ;
определение перечня населенных пунктов и численности населения, подлежащего защите или эвакуации из зон воз можного радиоактивного заражения;
создание запасов медикаментов, средств индивидуальной защиты промышленного изготовления и других средств для защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности;
обучение и подготовка персонала и населения к действиям во время и после аварии;
создание на РОО специальных формирований для ликви дации аварий и проведения спасательных работ;
прогнозирование радиационной обстановки;
организация радиационной разведки;
проведение тренировок и учений на РОО и прилегающей территории.
Мероприятия по защите населения организуются и проводятся органами ГО и ЧС и комиссиями по чрезвычайным ситуациям различных уровней [25].
Наблюдение и оценка фактической обстановки в районе РОО осуществляется на основе реальных радиометрических, дозиметрических и метеорологических данных. В соответствии с полученными выводами организуются мероприятия по защите персонала РОО и объектов в санитарно-защитной зоне. Прогнозирование радиационной обстановки в интересах выработки предупредительных мер защиты населения в удаленных от РОО районах осуществляется в соответствии с возможными фазами развития запроектной аварии.
Ранней фазой является промежуток времени, когда критическими путями радиационного воздействия продуктов аварийного выброса на население будет внешнее облучение от аэрозольно-газового облака и радиоактивных выпадений, а также ингаляционное поступление радионуклидов в организм человека. Ранняя фаза охватывает время от начала аварии до прекращения выбросов радиоактивных веществ в атмосферу и окончания формирования радиоактивного следа на местности. Продолжительность этой фазы в зависимости от характера аварии и принимаемых мер по ее локализации может быть от нескольких часов до нескольких суток.
228
Гл. 10. Радиационная защита населения
10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите...229
В средней фазе критическими путями воздействия будут внешнее облучение от выпавших на местности радиоактивных' веществ и поступление радионуклидов в организм человека с пищевыми продуктами местного производства (мясом, моло- ком, овощами, фруктами). . |
Средняя фаза продолжается от момента окончания форми- рования радиоактивного следа до завершения применения всех мер защиты населения. В зависимости от характера и масшта ба аварии она может длиться в течение года после возникнове ния аварии. В поздней фазе критическими путями воздействия будут',', внешнее облучение от радиоактивного следа и перроральное поступление радионуклидов по пищевой цепочке. Эта фаза длится до прекращения необходимости в выполнении защит ных мер. Она заканчивается одновременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения на загрязнен ной территории и переходом к обычному санитарно-дозимет- рическому контролю радиационной обстановки.
Определение необходимых мероприятий по защите населения и их последующая реализация осуществляются, как правило, в соответствии с фазами развития аварии [16].
Основными мерами защиты населения на ранней фазе развития аварии являются укрытие в защитных сооружениях и герметизированных помещениях, эвакуация, йодная профилактика и применение средств индивидуальной защиты. Эти меры должны быть осуществлены по возможности до подхода радиоактивного облака к данному району (объекту).
Прогнозируемые зоны (секторы) радиоактивного загрязнения, в пределах которых должны проводиться такие меры защиты населения, как укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и йодная профилактика, определяются по методикам оценки обстановки в соответствии с "Критериями для принятия решения на ранней фазе развития аварии". Указанные зоны, именуемые соответственно зонами укрытия, эвакуации и йодной профилактики, наносятся на карту.
Кроме указанных на ранней фазе развития аварии могут осуществляться и такие меры защиты, как медицинская помощь населению и блокирование загрязненной территории с регулированием входа и выхода из нее.
С началом выпадения радиоактивных осадков осуществляется постоянное уточнение оценки фактической (реально складывающейся) радиационной обстановки, которая может
меняться по мере изменения направления ветра, согласно чему уточняются зоны проведения тех или иных мероприятий.
Такие меры защиты населения, как укрытие в защитных сооружениях и эвакуация, в условиях радиоактивного загрязнения местности имеют определенную специфику по сравнению с проведением их в других чрезвычайных ситуациях.
При укрытии населения в защитных сооружениях учитывается большая проникающая способность радиоактивных газов и аэрозолей радиоактивного облака, снижающая эффективность работы фильтров сооружений. Поэтому к моменту подхода радиоактивного облака убежища переводятся в режим полной изоляции, а ПРУ герметизируются, для чего закрываются заслонки приточных и вытяжных коробов. Кроме того, в ПРУ и герметизированных жилых и производственных помещениях укрываемые надевают средства защиты. Такой режим продолжается 2—3 часа, что соответствует времени, необходимому для прохождения радиоактивного облака и оседания радиоактивной пыли и аэрозолей при единичном выбросе. Если выбросы продолжаются, режим сохраняется до изменения метеорологической обстановки. Для вентиляции защитных сооружений может осуществляться кратковременное включение ФВА (открытие заслонок вентиляционных коробов в ПРУ). На время вентиляции все укрываемые пользуются средствами защиты органов дыхания, а в ПРУ, кроме того, —и средствами защиты кожи.
Эвакуация населения производится из тех районов, пребывание в которых может привести к облучению населения выше допустимых пределов. Решение на эвакуацию принимается руководством территориальных и ведомственных органов управления ГО и ЧС. Перед эвакуацией проводится тщательная подготовка: при необходимости вносятся изменения в имеющийся план эвакуации, в соответствии с фактической радиационной обстановкой готовится транспорт и уточняются маршруты движения.
Население оповещается о времени и порядке эвакуации. В условиях радиоактивного загрязнения местности эвакуационные пункты не назначаются, транспорт подается непосредственно к входам в защитные сооружения и здания, где укрываются люди, а погрузка осуществляется в кратчайшие сроки. Все это позволяет избежать переоблучения эвакуируемых. В ходе движения ведется дозиметрический контроль.
230
Эвакуация происходит в два этапа. На первом этапе насе-ление транспортом зоны доставляется до границы зоны загряз-нения. На втором — пересаживается на незагрязненный ра- диоактивными веществами транспорт и доставляется в мест размещения. Транспорт зоны продолжает перевозки внутрь зоны до тех пор, пока плотность его радиоактивного загрязне-| ния не превысит допустимых уровней, после чего отправляет- ся на площадку сбора загрязненной техники (так называемый "могильник").
На границе зоны радиоактивного загрязнения организуется, промежуточный пункт эвакуации, на котором эвакуируемые: проходят регистрацию, дозиметрический контроль и санитарную обработку. Их одежда и обувь дезактивируются. После санитарной обработки и дезактивации вещей проводится повторный дозиметрический контроль, и эвакуируемые отправляются в районы назначения на "чистом" транспорте [16].
На средней фазе развития аварии проводится детальное обследование загрязненных объектов окружающей среды, контроль радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных продуктов, уточняются принятые на ранней фазе решения, а также принимаются необходимые меры защиты населения от всех видов радиационной опасности, в частности исключаются из употребления в пищу загрязненные продукты.
На поздней фазе развития аварии на основании контроля радиационного загрязнения окружающей среды уточняются ранее намеченные мероприятия, принимаются меры защиты, обеспечивающие исключение переоблучения населения, оказавшегося на местности, загрязненной радиоактивными веществами вследствие их миграции, а также населения, возвращающегося из эвакуации.
В организации защиты населения от радиоактивного заражения большое значение имеет прогнозирование радиационной обстановки. Оно позволяет заблаговременно определить меры защиты населения в различных условиях радиоактивного загрязнения. Прогнозирование заключается в определении масштаба и степени возможного радиоактивного загрязнения окружающей среды как при плановых выбросах (сбросах) на ра-диационно опасных объектах в условиях их безаварийной работы, так и при авариях на них, а также в определении характера воздействия радиоактивного загрязнения на население и окружающую среду. Прогнозирование проводится по определенным
231
10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите...
методикам с использованием данных моделирования аварий и плановых выбросов, с учетом возможных метеоусловий. При наличии аварии прогнозирование радиоактивного загрязнения осуществляется по фактическим параметрам аварии и конкретным данным метеоусловий на момент выброса.
В Российской Федерации 9 января 1996 г. был принят Федеральный закон №3 ФЗ, установливающий следующие допустимые пределы доз облучения на территории России в результате использования источников ионизирующего излучения:
для населения — среднегодовая доза = 0,001 Зв (т.е. 0,1 бэр); за период жизни (70 лет) — 0,07 Зв (7 бэр); в отдель ные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, ис численная за 5 последовательных лет, не превысит 0,001 Зв;
для работников РОО среднегодовая доза — 0,02 Зв, за пе риод трудовой деятельности (50 лет) — 1 Зв. Годовое облу чение допустимо до 0,05 Зв при условии, что среднегодо вая доза за 5 последних лет равна 0,02 Зв.
Планируемое облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз установленных гигиенических нормативов облучения работников (т.е. 0,2 Зв, или 20 бэр). Такое облучение для человека допустимо один раз в жизни при добровольном его согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
Законом предусмотрены права граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью, и меры их социальной защиты.
Органами ГО и ЧС разработаны памятки по действиям в зонах загрязнения, в которых даются рекомендации населению по принятию определенных мер.
После оповещения о радиационной опасности следует немедленно надеть противогаз на себя и на взрослых детей, а маленьких (до 1,5 лет) — поместить в КЗД (камеру защитную детскую); при отсутствии противогаза можно надеть респиратор, или противопыльную тканевую маску, или ватно-марлевую повязку и следовать в защитное сооружение (убежище, ПРУ, подвал).
Если защитное сооружение далеко и у вас нет средств защиты органов дыхания, оставайтесь дома. Включите радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции и слушайте сообще-
232
Гл. 10. Радиационная защита населения.
10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите...233
ния и распоряжения органов ГО и ЧС или местных органов власти. Закройте окна и двери, зашторьте их плотной тканью или одеялом. Закройте также вентиляционные люки, отдуши- ны и заклейте щели в оконных рамах, т.е. проведите полную герметизацию квартиры. Уберите продукты в холодильник; или другие надежные для защиты от радиации места. Создайте запас воды и подготовьте простейшие санитарные средства; (например, мыльные растворы), перекройте краны. Помните, что главная опасность на загрязненной местности — это попа-дание радиоактивных веществ внутрь организма с вдыхаемым воздухом, при приеме пищи и воды.
Проведите экстренную йодную профилактику (как можно раньше, но только после специального оповещения!), которая заключается в приеме препаратов стабильного йода, йодистого калия или водно-спиртового раствора йода. В этом случае достигается 100%-ная степень защиты от накопления радиоактивного йода в щитовидной железе.
Йодистый калий следует принимать после еды вместе с чаем, киселем или водой 1 раз в день в течение 7 суток:
детям до 2 лет — по 0,040 г на один прием (40 мг);
детям старше 2 лет и взрослым — по 0,125 г на один прием.
Водно-спиртовой раствор йода нужно принимать после еды 3 раза в день в течение 7 суток:
детям до 2 лет — по 1—2 капли 5%-ной настойки на 100 мл молока (консервированного) или питьевой смеси;
детям старше 2 лет и взрослым — по 3—5 капель на стакан молока (консервированного) или воды.
Наносить на поверхность кистей рук настойку йода в виде сетки нужно 1 раз в день в течение 7 суток.
Если в наличии имеются противорадиационные препараты (так называемые "радиопротекторы"), то следует прибегнуть к их приему. Это специальные химические вещества, которые повышают защитные свойства организма и делают его более устойчивым к ионизирующим излучениям. При переоблучении они снижают тяжесть лучевой болезни и облегчают условия для выздоровления. Радиопротекторы (цистеин, цисто-мин, цистофос и др.) ослабляют симптомы, вызывающие тошноту и рвоту. Все они в своем составе имеют сульфгид-рильные группы, которые и обладают противорадиационными свойствами.
В гражданской обороне России применяется цистомин, который входит в состав аптечки индивидуальной (АИ-2). В гнезде № 4 находятся два пенала розового цвета, в каждом из которых по 6 таблеток этого вещества. Принимать их надо обязательно до начала радиоактивного заражения, что позволит снизить возможность облучения примерно в 1,5 раза. Эффективность защитного действия препарата, принятого после облучения, — гораздо ниже.
Следует помнить о возможной эвакуации: подготовить документы и деньги, предметы первой необходимости, упаковать лекарства, к которым вы часто обращаетесь, минимум белья и одежды (1—2 смены), собрать запас имеющихся консервных продуктов, в том числе молоко для маленьких детей на 2—3 дня.
Собранные вещи необходимо упаковать в полиэтиленовые мешки и пакеты и уложить в помещении, наиболее защищенном от проникновения внешнего загрязнения (удаленном от окон и дверей и т.д.).
Необходимо выполнять следующие правила:
использовать в пищу только консервированное молоко и пищевые продукты, хранившиеся в закрытых помещениях и не подвергавшиеся радиоактивному загрязнению. Не пить молоко от коров, которые продолжают пастись на загряз ненных полях (радиоактивные вещества уже начали цирку лировать по так называемым "биологическим цепочкам");
не употреблять овощи, которые росли в открытом грунте и сорваны уже после начала поступления радиоактивных ве ществ в окружающую среду;
не пить воду из открытых источников и из водопровода после официального объявления радиационной опаснос ти, накрыть колодцы пленкой или крышками;
избегать длительных передвижений по загрязненной терри тории, особенно по пыльной дороге или траве, не ходить в лес, воздерживаться от купания в ближайших водоемах;
сменить обувь, входя в помещение с улицы (грязную обувь следует оставлять на лестничной площадке или на крыльце).
В случае передвижения по открытой местности следует использовать подручные средства защиты:
— органов дыхания — прикрыть рот и нос смоченными водой марлевой повязкой, носовым платком, полотенцем или какой-либо частью одежды;
234
Гл. 10. Радиационная защита населения
— кожи и волосяного покрова — прикрыть любыми предме- тами одежды, головными уборами, косынками, накидками, перчатками. Если вам крайне необходимо выйти на улицу, то рекомендуется надеть резиновые сапоги.
В настоящее время практически в любой отрасли народного хозяйства и науки во все более возрастающих масштабах используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Особенно высокими темпами развивается ядерная энергетика. В связи с этим вопросы радиационной защиты населения и предотвращения чрезвычайных ситуаций на РОО играют важное значение для сохранения хозяйственных объектов, жизни и здоровья населения страны.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени