logo
Учебник БЖД Сергеев

14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны

В настоящее время Гражданская оборона Российской Фе­дерации является составной частью общегосударственных обо­ронных мероприятий по подготовке к защите и по защите на­селения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. С 1987 г. на ГО воз-

291

14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны

ложены задачи ликвидации чрезвычайных ситуаций и в мир­ное время.

О сновными задачами в области ГО являются:

292 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...

: Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного само­управления предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Общее руководство ГО возложено на председателя Прави­тельства (начальника ГО РФ) и министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (первого за- | местителя начальника ГО РФ).

Гражданской обороной на местах руководят главы испол- нительных органов власти республик в составе РФ, краев, об­ластей, городов, городских и сельских районов, являющиеся начальниками гражданской обороны территорий. Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, ассоциа­циях, концернах, объединениях и на объектах экономики осу­ществляют непосредственно их руководители, которые по долж­ности одновременно являются начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществле­ние мероприятий гражданской обороны, создание и обеспече­ние сохранности накопленных фондов средств индивидуаль­ной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за под­готовку и обучение населения и персонала объекта экономики действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

Органами управления ГО на федеральном уровне являются Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также подчиненные ему региональные центры, созданные для координации деятельности территориальных органов государ­ственного управления по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

Указом Президента РФ от 21.09.2002 г. № 1011 утвержде­но новое положение о МЧС, в котором определены следую­щие основные задачи министерства:

  1. реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности;

  2. осуществление по решению Президента РФ и Правитель­ ства РФ мер по организации и ведению гражданской обо­ роны, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а

293

14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны

также мер по чрезвычайному гуманитарному реагирова­нию, в том числе за пределами Российской Федерации;.

  1. р егулирование в соответствии с законодательством РФ специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

  2. управление в области гражданской обороны, защиты насе­ ления и территорий от ЧС, обеспечения пожарной без­ опасности, а также координация деятельности федераль­ ных органов исполнительной власти в указанной области;

  3. осуществление в установленном порядке сбора и обработ­ ки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

В субъектах РФ, органах местной власти, министерст­вах, ведомствах и на объектах экономики созданы специаль­ные самостоятельные подразделения — управления, отделы, сектора ГО и ЧС. Начальники этих подразделений ГО являют­ся первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

Управления, укомплектованные военнослужащими, яв­ляются воинскими учреждениями.

Для выполнения спасательных и других неотложных работ в системе ГО страны имеются силы гражданской обороны, которые включают войска ГО и формирования ГО (ведомст­венные и территориальные).

В соответствии с Законом РФ "О гражданской обороне" и Указом Президента РФ от 23.05.96 г. № 784 "Вопросы граж­данской обороны Российской Федерации", а также согласно "Положению в Войсках гражданской обороны Российской Фе­дерации" войска ГО являются составной частью сил обеспече­ния безопасности. Они предназначены для защиты террито­рии страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, вы­званных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, и угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Войска ГО в соответствии с Законом РФ "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств воору­женной борьбы. Свои задачи они могут выполнять как само­стоятельно, так и во взаимодействии с войсками МО, МВД, ФСБ РФ и формированиями объектов экономики.

294

Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных <

14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны295

Войска ГО подчиняются непосредственно начальнику, партамента войск и сил МЧС РФ и начальникам региональных центров по месту их дислокации. Их численность ус вается Правительством РФ, а организационная структура предназначение — МЧС России.

В составе группировки войск ГО насчитывается 43 нения, отдельных воинских частей и подразделений, в числе:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от| 10.06.1999 г. .№ 620 "О гражданских организациях граждан-ской обороны" на всех потенциально опасных, а также имею щих важное оборонное значение и представляющих высокую опасность возникновения ЧС объектах создаются гражданские организации (далее — формирования) ГО.

Гражданские формирования являются составной, наи­большей по численности частью сил ГО. Они создаются по территориально-производственному принципу независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. База создания — объекты экономики, их персонал и материальное обеспечение.

Основными задачами формирований является проведение спасательных и других работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Организа­ционно формирования состоят из отрядов, команд, групп, бригад, дружин и звеньев различного назначения и подчинен­ности. По назначению они подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб ГО. Первые служат для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС. К ним относятся сводные отря­ды (команды, группы), сводные отряды (команды) механизи­рованных работ, сводные мобильные отряды специальной за­щиты, сводные мобильные отряды АЭС, спасательные отря­ды (команды, группы).

Вторые предназначены для выполнения специальных ме­роприятий при проведении аварийно-спасательных и других

неотложных работ, усиления формирований общего назначе­ния и всестороннего обеспечения их действий при выполне­нии задач в очагах поражения и зонах ЧС.

Формирования служб создаются с учетом наличия необхо­димой базы. В структуре ГО определенное место занимают службы ГО, которые подразделяются на общероссийские, об­ластные, краевые, районные, городские и службы объектов.

Основными службами ГО, создаваемыми в субъектах фе­дерации и на объектах экономики, являются: оповещения и связи, противопожарная, защиты сельскохозяйственных жи­вотных и растений, медицинская, охраны общественного по­рядка, инженерная, энергетики и светомаскировки, убежищ и укрытий, автотранспортная, материально-технического снабжения, торговли и питания, снабжения горючим, сани­тарной обработки людей и обеззараживания одежды. Кроме того, при наличии Соответствующей базы могут создаваться и другие службы ГО: водоснабжения, газоснабжения, метропо­литена, ирригационных сооружений, водного транспорта, обеззараживания территорий и сооружений.

Общие задачи всех служб ГО:

В системе гражданской обороны развернута и действует сеть образовательных учреждений, которая выполняет задачи

296

п о обучению руководящего состава ГО всех уровней, а также по подготовке всего населения страны к защите от различного

рода ЧС.

Ведущая роль в подготовке руководящего состава феде­рального уровня принадлежит Академии гражданской защиты МЧС России, призванной, кроме того, осуществлять подго­товку высококвалифицированных специалистов РСЧС и более

низшего звена.

При территориальных управлениях по делам ГО и ЧС со­зданы и функционируют учебно-методические центры, кото­рые проводят подготовку и обучение руководящего состава на подведомственных территориях. В городах и районах действу­ют курсы ГО.

Имеющаяся система подготовки кадров позволяет целена­правленно осуществлять обучение специалистов РСЧС, руко­водящего звена всех уровней и подсистем, переподготовку и повышение квалификации работников министерств, ведомств и объектов, планомерно проводить обучение населения дейст­виям в ЧС мирного и военного времени.

Таким образом, созданная и развивающаяся на современ­ном этапе система ГО, имея органы управления, силы и сред­ства, успешно решает возложенные на нее задачи мирного и

военного времени.

Система планомерной и целенаправленной подготовки кадров эффективно функционирует исходя из перспектив раз­вития всей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.