logo
Учебник БЖД Сергеев

1.3. Виды безопасности

Исходя из логики жизнедеятельности, типологии источ­ников опасности и угроз, перечня предметов безопасности различают десятки, сотни видов (сфер, элементов) безопас­ности. Назовем важнейшие из них: политическая, экологи­ческая, социальная, военная, технологическая, экологичес­кая, духовная, информационная, социокультурная, государ­ственная, генетическая, продовольственная, медицинская, демографическая, ядерная и т.д. [5].

Такая классификация в известной мере является услов­ной, так как в чистом виде, вне связи с другими явлениями и факторами в природе ничего не бывает. Мы имеем дело и с комбинированными источниками опасности, и с многоас­пектными проявлениями их воздействия. Скажем, можно вы­делить природно-социально-техногенный источник опасности в такой цепочке: стихийное бедствие, ставшее причиной ката­строфы на химическом или ином опасном предприятии, — последовавшие за ними людские жертвы и материальный ущерб — разрушение природы. В данном случае речь идет и об экологической безопасности, и техногенной, и социаль­ной, и медицинской, и генетической, и о многих других. Более того, содержание видов безопасности будет в каждой конкретной ситуации разным. Отсюда важно при использова­нии того или иного термина давать предельно четкую его рас­шифровку. Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, в значительной мере будет зависеть от практи­ческих задач, решаемых при обеспечении безопасности. Рас­смотрим в самом общем плане основополагающие виды без­опасности.

Политическая безопасность. Еще в глубокой древности по­литику определяли как искусство управления государством. Та­ковой она осталась и сегодня. По отношению к обществу поли­тика играет роль, подобную системе управления кораблем при

16

Гл. 1. Основы безопасности и ее слагаемые

1.3. Виды безопасности

17

плавании по неисследованным морям и океанам. Она может вести общество и к процветанию, и к крушению, обладая огромным потенциалом как созидательного, так и разруши­тельного свойства. Политическая безопасность занимает клю­чевое место в общей системе обеспечения безопасности. По­теря обществом политической управляемости или ее несоот­ветствие возможностям и интересам общества неизбежно ведут к его деградации, а то и гибели. Поэтому каждый народ нужда­ется в политике, обеспечивающей его существование и разви­тие в современном мире.

Политика должна быть честной, открытой, предсказуе­мой, стабильной, эффективной, доступной воздействию масс на выработку ее курса и методы его реализации. Как избыточ­но сильная, так и слабая по своим возможностям политика нежелательна и опасна для общества. Если политика способна разрушить экономику, оборону страны по той или иной поли­тико-идеологической мотивации, то это означает, что обще­ство не обладает механизмом, силами и средствами обеспече­ния своей политической безопасности. Ситуация, когда по­литика не может стимулировать развитие экономики, культу­ры, укрепление обороны в силу недостатка властных функ-ций,также опасна для общества.

Политическая безопасность требует конституционно взве­шенной и четко определенной конституционными рамками по­литики. Политика, нарушающая нормы и принципы консти­туции, — преступна. Неприятие народом такой политики — свидетельство его высокой политической культуры. Она про­является также в поддержке массовыми политическими ак­циями тех политиков, которые выражают и отстаивают наци­онально-государственные, а не групповые интересы.

Государство — это интегральный субъект политики. Толь­ко оно претендует и реально может сбалансированно выражать политические интересы всех групп и слоев населения, прожи­вающего на территории страны. При этом государство призва­но выражать интересы именно всех групп населения. Задача эта очень трудная и противоречивая, особенно в условиях наличия больших социальных, общественно-политических, этнических, конфессиональных и других различий. Но если государство в своей политике неспособно разрешать противо­речия и интегрировать интересы, оно само может стать источ­ником нарастания политического неблагополучия и полити­ческой нестабильности [5].

Социокультурная безопасность — защищенность в своей совокупности духовно-идеологических, нравственных, куль­турных условий жизнедеятельности людей, т.е. духовной среды, без которой не может быть ни человека, ни человеческого со­общества.

Условия социокультурной сферы жизни можно разделить на две группы. Первая: макроусловия — традиции, обычаи, общественная психология, наука, официальная идеология, политическая культура народных масс и особенно правящей элиты, внешнее воздействие культур, средств массовой ин­формации и т.п. Вторая: микроусловия — воспитание в семье и обществе, семейные традиции, родственные связи, товари­щеские отношения, влияние местной власти, ближайшего ок­ружения и др.

Высокий уровень развития социокудьтурной среды обес­печивает поступательное движение общества по пути прогрес­са, стабильность во всех его сферах и как итог — безопасность функционирования политической системы и жизнедеятель­ности индивидов. В этом заключается позитивная роль духов­ной сферы как социокультурного фактора в обеспечении безо­пасности общества, в первую очередь интеллектуальной и ис­торической.

Социальная безопасность — это совокупность видов безо­пасности, обусловленная структурой человеческой жизнедея­тельности, ее сферами. Иными словами, это отношения от­дельных людей, групп населения между собой, построенные таким образом, чтобы в процессе их взаимоотношений не со­здавалась опасность друг другу.

Социальная безопасность понимается как устойчивое функционирование социальных институтов и страны, обеспе­чивающих стабильное развитие общества. При этом поддер­живается максимально возможное соответствие потребностей и условий существования человека. В качестве мотивов инди­видуального поведения, определяющих специфическое отно­шение личности к динамике общественного процесса, высту­пают потребности, интересы, взгляды, идеалы. Социальная структура включает в себя деление населения по национальным, профессиональным, классовым, имущественным, территориаль­ным, половым, возрастным и иным признакам. Между раз­личными элементами, общественными группами этой струк­туры, а также между народом и властью могут быть отношения сотрудничества, конфликта и борьбы.

18

Гл. 1. Основы безопасности и ее слагаемые

1.3. Виды безопасности19

Любые преобразования, затрагивающие коренные, жиз­ненно важные интересы, в той или иной мере дифференциру­ют общество по векторам экономического, социального, пра­вового неравенства, разъединяют его по конфессиональным, национальным, нравственным признакам. Все эти векторы — суть основа системообразования механизмов социальной на­пряженности. Поэтому очень важно суметь найти технологии максимального смягчения последствий такой дифференциации общества. Понятно, что полностью проблем избежать нельзя, но минимизировать отрицательные последствия, сопутствую­щие эффекты необходимо, чтобы не допустить социальноговзрыва.

Социальная безопасность обеспечивается улучшением ка­чества жизни для удовлетворения потребностей людей; свое­временным и адекватным реагированием государства и обще­ства на кризисные явления и обостряющиеся противоречия; модернизацией устаревших социальных структур и институтов и приспособлением их к новым условиям; повышением соци­ально-психологической компетентности властных органов и всего общества; преодолением деформаций системы отноше­ний [5].

Экономическая безопасность — понятие, отражающее уровень материально-производственных, научно-технических и финан­совых связей страны, ее предприятий, научных и финансовых учреждений с себе подобными, позволяющий стране и ее на­родам всесторонне и оптимально развивать свои возможности на равных взаимовыгодных условиях, без ущерба своим инте­ресам и ценностям.

Можно дать такое краткое определение понятия экономи­ческой безопасности: "Экономическая безопасность — состоя­ние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономичес­кого развития". Экономическую безопасность, таким обра­зом, можно рассматривать как суверенитет государства в вы­боре и реализации путей своего экономического развития при наличии для этого достаточных ресурсов и инструментов.

Экономическая безопасность, как известно, обеспечива­ется за счет ряда обстоятельств: организации физической охра­ны, использования оружия, технических средств (загражде­ния, сигнализация), пресечения утечки информации, сохра­нения тайны о технологических процессах, сделок, информа-

ционно-аналитической работы (изучения финансового поло­жения партнера, степени доверия к нему; поиску "ноу-хау" и прочее, т.е. контрразведывательной и разведывательной дея­тельности по существу, и др.).

На государственных предприятиях эти функции выполняют соответствующие государственные органы, а на приватизированных, коммерческих — собственные службы безопасности во взаимодействии с государственными.

В данном случае понятие "экономическая безопасность" употребляется как многоуровневое явление, а именно как экономическая безопасность:

а) страны в целом;

б) региона;

в) отрасли и отдельного производства.

Критериями экономической безопасности выступают не только экономические показатели (прибыль, банкротство), но и другие индикаторы (независимость, структура производ­ства и прочее).

В самом общем виде экономическая безопасность зависит от оптимального соотношения государства, общества и экономи­ки. От того, каково содержание и состояние института власти, политических институтов, культуры общества, зависит эффек­тивность экономики. И наоборот. То есть здесь существует как прямая, так и обратная связь. В жизни она носит замкнутый, кольцевой характер.

Техногенная безопасность — совокупность действий по обеспечению проектирования, строительства и эксплуатации сложных технических устройств с соблюдением необходимых требований безаварийной их работы и выполнения экологи­ческих условий. Техногенная безопасность становится все более значимой в нашей жизни. Во всем мире наблюдается феномен роста числа несчастных случаев, аварий и катастроф, что объяс­няется тремя причинами:

Несмотря на заметное продвижение в анализе технологического риска и в создании теории безопасности технологичес

20

Гл. 1. Основы безопасности и ее слагаемые

1.3. Виды безопасности21

ких систем и комплексов, неспособность специалистов в пос­ледние десятилетия предвидеть и предотвратить аварии и ката­строфы с региональными, национальными и глобальными последствиями заставляет нас усомниться в состоятельности принятой в мире философии обеспечения безопасности. Тре­вогу общественности начинают разделять ученые.

Для обеспечения техногенной безопасности специалиста­ми предлагаются следующие меры:

а) методов и способов техногенного характера по предупрежде­ нию аварий, сопровождающихся гибелью людей, выводом из строя оборудования, загрязнением окружающей среды вред­ ными выбросами и т.д.;

б) технических и организационных способов снижения ущерба людским, материальным и природным ресурсам в случае их

возникновения;

в) срочных мер по защите от возможных диверсий, включая на­ падения и угрозы терроризма, особенно на радиационно и химически опасных предприятиях, а также объектах жизнео­ беспечения населения;

г) мер по ликвидации последствий и восстановлению нормально­ го режима работы предприятий и административно-территориальных образований в целом.

Вырисовываются контуры новой концепции обеспечения технологической безопасности — концепции естественной (внутренне присущей) безопасности. В основе технологиче­ских систем и комплексов, обладающих этим свойством, лежат фундаментальные законы природы: закон Ле Шателье— Брауна (принцип смещения равновесия), принцип ритма и периодичности и др. Нулевой риск не обеспечивается (это неразрешимая проблема), однако приемлемый уровень без­опасности практически осуществим.

Военная безопасность образует одну из основ систем наци­ональной, региональной и международной безопасности. Она обеспечивается прежде всего комплексом невоенных мер эко­номического, политико-дипломатического, разведывательно­го, идеологического и т.д. характера, направленных на разре­шение международных и внутригосударственных противоре­чий, предупреждение их перерастания в конфронтационное, военно-силовое противоборство. Военная безопасность стра­ны во внутреннем плане зависит от своевременного разреше­ния возникающих экономических, политических и социаль­ных проблем, достижения гражданского согласия, основан­ного на принципах демократического правового государства. Во внешнеполитической сфере ее определяют характер и уро­вень сотрудничества с окружающим миром, прежде всего с ведущими державами и непосредственными соседями.

Важной стороной военной безопасности государства явля­ется создание и поддержание военной мощи и военной орга­низации, соответствующих реальным и потенциальным угрозам, а также демографическому и экономическому состоянию стра­ны. Это — сфера военной политики. Как абсолютизация, так и растворение ее в других направлениях деятельности государ­ства ослабляют его военную безопасность. Военное строитель­ство, неадекватное положению и возможностям государства, отрицательно влияет на его военную безопасность. С одной стороны, безудержная гонка вооружений, милитаризация об­щества и без войны подрывают основы его существования и развития; с другой — непродуманное, обвальное или одно­стороннее свертывание военного строительства, конверсия военного производства делают страну неспособной защитить себя. Составным элементом военной безопасности являются коллективные действия мирового сообщества в отношении уг­розы миру, нарушений мира и актов агрессии. Проведение

1.3. Виды безопасности

23

операций по поддержанию мира по решению Совета Безопас­ности ООН, других международных организаций имеет целью локализацию очагов напряженности и скорейшее прекраще­ние военных действий для урегулирования конфликтов мир­ными средствами. Порядок и правила формирования и дейст­вий миротворческих сил детально регламентируются междуна­родным правом [5].

Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государст­ва от потенциальных или реальных угроз, создаваемых послед­ствиями антропогенного воздействия на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф. В данном опреде­лении экологическая безопасность выступает как отрицание экологической опасности, проявляющейся в локальных, ре­гиональных и глобальных масштабах в различных формах.

Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой обитания.

Человек и окружающая его среда (природная, производст­венная, городская, бытовая) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом "жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации" (Закон сохранения жизни Ю.Н. Куражковского) [2].

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодей­ствуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое пре­вышение привычных уровней потоков сопровождается нега­тивными воздействиями на человека, техносферу или природ­ную среду. В естественных условиях такие воздействия на­блюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и дей­ствиями человека.

Основными принципами обеспечения государством и об­ществом экологической безопасности являются: — приоритет созданию благоприятной для жизни человека природной среды в ходе социально-экономического разви­тия территорий;

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена между­народная встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля, вызванная тем, что глобальная окружающая среда из­меняется в настоящее время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетия, и эти изменения несут реальную угрозу

1.3. Виды безопасности

25

безопасности и обеспеченному будущему людей. На встрече был принят всемирный план действий — Повестка дня на XXI век, — направленный на достижение устойчивого развития. Первоочередными задачами для обеспечения устойчивого раз­вития являются:

Расточительный стиль жизни огромным грузом ложится на окружающую среду. Одной из основных причин постоянной деградации окружающей среды во всем мире является структу­ра потребления и производства, не обеспечивающая устойчи­вости, особенно в промышленно развитых странах. В данном случае устойчивое развитие означает управляемое, согласо­ванное с эволюционными законами природы и общества раз­витие, т.е. такое, при котором жизненные потребности ны­нешнего поколения удовлетворяются без лишения такой воз­можности будущих поколений [25].

Информационная безопасность. Б современном мире ин­формация играет все более и более определяющую роль, от­тесняя на вторые роли такие еще недавно главенствующие атрибуты, как вещество и энергия. Она прочно вошла во все сферы деятельности современного общества, в повседневную

жизнь и быт людей.

В настоящее время во все большей степени экономиче­ский потенциал определяется уровнем развития информаци­онной инфраструктуры. Информация теперь считается страте­гическим национальным ресурсом, одним из основных бо­гатств страны. Политическая сфера и политические возможности стран, которые влияют на мировые события, определяют се­годня не столько силовые, сколько информационные факторы: возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран, распространять и внедрять свои духовные, идей­ные ценности, свою культуру, язык; возможности тормозить духовно-культурную экспансию других стран, трансформировать и даже подрывать их духовно-нравственные устои.

Есть немало свидетельств тому, что с помощью целена­правленного информационного воздействия можно управлять

состоянием и поведением не только отдельно взятого человека, но и коллективами людей, населением региона и даже госу­дарства, т.е. в современных условиях существует реальная опасность манипулирования сознанием и поведением целых народов. Более того, в обиход вводятся понятия информаци­онной экспансии и информационной войны, причем под этим понимается нанесение противнику ущерба путем массированно­го информационного воздействия. На Западе открыто подведе­ны итоги холодной третьей мировой войны как войны миро­воззрений, войны идеологической, но прежде всего как войны информационной, в которой Советский Союз понес со­крушительное поражение. Информация остается, главным ору­жием и в новых схватках на международной арене за передел мира и достижение других Целей. Растет уязвимость личности, социальных групп, общества и государства, мирового сообще­ства от информационных опасностей и угроз [5].

Под информационной безопасностью понимается способ­ность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защи­щенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания своей жизнедеятельности и жизнеспособности,, устойчивого функционирования и развития; противостоять ин­формационным опасностям и угрозам, негативным информа­ционным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации; вырабатывать лич­ностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в ин­формационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.

Коллективная безопасность — качество отношений госу­дарств и обществ, при которых обеспечивается их совместная защищенность от внутренних и внешних угроз. Коллективная безопасность включает систему мер, направленных на поддер­жание международного мира, предотвращение войны, на ока­зание коллективного отпора агрессии и коллективной помощи, в том числе и военной ее жертве. Это сотрудничество может осуществляться в рамках ОНН, международных организаций или на региональной основе, например как система безопас­ности в рамках Содружества Независимых Государств.

Создание системы коллективной безопасности решается комплексом мер политического, экономического, правового

характера, а также конкретными военно-организационными мерами. Коллективная безопасность государств-участников ба­зируется на следующих основных принципах:

— неделимость безопасности; агрессия против одного государ­ ства-участника рассматривается как агрессия против всех

государств-участников;

друга;

военной угрозы;

— возможность размещения отдельных баз и объектов одних государств-участников на территории других государств- участников [5].

Таким образом, если систематизировать все сказанное, то безопасность жизнедеятельности можно определить как такое состояние окружающей среды, при котором исключена воз­можность повреждения организма человека в процессе его разнообразной деятельности.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита человека в среде обитания от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхожде­ния и достижение комфортных условий жизнедеятельности [3]. Средством достижения этой цели является реализация об­ществом знаний и умений, направленных на уменьшение в среде обитания физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых пределов. Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека — решение этих проблем должно быть целью специалиста в любой сфере деятельности при выполнении профессиональных обязан­ностей.