logo
Учебник БЖД Сергеев

11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах

Непредсказуемость и внезапность аварий на химически опасных объектах, высокая скорость формирования и распро­странения облака загрязненного воздуха требуют принятия оперативных мер по защите. В связи с этим защита населения от СДЯВ организуется по возможности заблаговременно, а при возникновении аварий проводится в минимально корот­кие сроки.

Профилактика возникновения аварий на ХОО. Важная и основная роль в стратегии смягчения последствий аварии на ХОО принадлежит профилактике возникновения аварий и снижению ущерба от них. Реализация этих целей обеспечива­ется комплексом мероприятий, проводимых по следующим основным направлениям:

Важное значение в деле профилактики аварий на химичес­ки опасных объектах имеет повышение уровня автоматизации и механизации технологических процессов, оснащенности их быстродействующими техническими средствами защиты, в том числе автоматическими отсечными устройствами, систе­мами взрывопредупреждения и локализации развития аварий, а также совершенствование профессиональной подготовки производственного персонала.

Эффективным способом уменьшения последствий аварий на ХОО является снижение запасов опасных веществ до мини­мально необходимых по технологии количеств. Особенно это важно на этапах погрузочно-разгрузочных работ в хранилищах сырья и готовой продукции.

Стабильность эксплуатации объектов с химическими ком­понентами должна обеспечиваться высокой надежностью энерго- и водоснабжения, внедрением системы безаварийной остановки производства при внезапных прекращениях подачи электроэнергии и воды.

Для ХОО предусматривается создание санитарно-защит­ной зоны (СЗЗ), в которой запрещается размещение жилых зданий, детских, лечебно-оздоровительных учреждений и дру­гих объектов, не относящихся к химически опасным. Согласно "Санитарным нормам проектирования промышленных пред­приятий" радиус СЗЗ для ХОО должен быть не менее 300 м, а для ХОО, имеющих объем СДЯВ свыше 8000 м3, — не менее 1000 м. При наличии в населенных пунктах рядом с ХОО мест

244

Гл. 11. Аварийно химически опасные вещества и химическая защита

11:3. Организация защиты населения при авариях на ХО245

массового скопления людей (стадионы, рынки, парки и т.п.) , это расстояние удваивается.

Мероприятия, проводимые при аварии на ХОО. На возмож­ные масштабы последствий аварий на ХОО влияет ряд факторов, основным из которых является скорость выхода СДЯВ в атмосфе­ру. Поэтому при ликвидации последствий аварии первоочеред- ными являются работы, связанные с ограничением распро-странения жидкой фазы СДЯВ и снижением скорости ее ис­парения.

Для ограничения выхода жидкой фазы СДЯВ из емкости принимаются меры по ликвидации течи, если они возможны, или по перекачиванию жидкости из аварийной емкости в за­пасную. Перекачка осуществляется способами и средствами, принятыми в промышленности.

Ограничение растекания СДЯВ на местности в целях уменьшения площади испарения осуществляется с помощью инженерных средств (бульдозеров, скреперов, экскаваторов). Оно заключается в создании препятствий в виде валов из пере­мещенного или насыпного грунта. Возможно и направление потоков жидкой фазы СДЯВ в естественные углубления. При проведении работ необходимо в первую очередь предотвратить попадание СДЯВ в реки, озера, подземные коммуникации, подвалы зданий, сооружений и т.п.

В отдельных случаях жидкая фаза может собираться в специальные емкости для последующей нейтрализации. Сни­жение скорости испарения СДЯВ может быть осуществлено несколькими способами:

Для поглощения жидкой фазы СДЯВ слоем сыпучих ад­сорбентов материал рассыпают (надвигают) на жидкую фазу. При этом слой адсорбента должен быть не менее 10—15 см. Загрязненные сыпучие материалы и верхний слой грунта (на глубине впитывания СДЯВ) при необходимости собирают в специальные емкости для последующего вывоза в места ней­трализации. В тех случаях, когда условия охраны окружающей

среды позволяют проводить нейтрализацию СДЯВ на месте, загрязненный адсорбент и грунт не собирают и не вывозят.

Если СДЯВ горючее и если позволяют окружающие усло­вия, то небольшие загрязненные участки можно выжигать.

Изоляция жидкой фазы СДЯВ пенами осуществляется в целях уменьшения выхода паров в атмосферу. Для этого в пену могут вводиться нейтрализующие добавки, которые вступают в химические взаимодействия со СДЯВ, в результате чего об­разуются нетоксичные или малотоксичные вещества.

Основным и наиболее доступным способом снижения ско­рости испарения СДЯВ является разбавление жидкой фазы струей воды или растворами нейтрализующих веществ. Вода или растворы нейтрализующих веществ могут подаваться в очаг аварии в мелкодисперсном виде или компактными стру­ями. Мелкодисперсная фракция в виде "зонта" обеспечивает нейтрализацию паров СДЯВ. Компактная струя используется для нейтрализации концентрированных кислот, окислителей и других веществ, бурно реагирующих с водой.

Основные меры защиты рабочих, служащих и населения при аварии на ХОО:

Оповещение об аварии на ХОО возложено на дежурные службы министерств, консорциумов и ХОО, органы граждан­ской обороны всех уровней.

Оповещение передается на все предприятия и в населен­ные пункты, находящиеся в пределах площади, ограниченной радиусом, равным максимально возможной глубине распро­странения СДЯВ при данных метеорологических условиях. После поступления сигнала о химически опасной аварии при­водятся в готовность к использованию средства индивидуальной и коллективной защиты, а в ряде случаев могут проводиться и

246

Гл. 11. Аварийно химически опасные вещества и химическая защитщ

11.3. Организация защиты населения при авариях на ХОО247

подготовительные мероприятия к временной эвакуации пepcо-нала и населения. По сигналу оповещения во всех помещени-ях вентиляционные системы без фильтров выключаются переводятся на режим внутренней циркуляции, а с фильтрами включаются в режим фильтровентиляции.

В системе оповещения используются электросирены и ап-паратура дистанционного управления и циркуляционного вы-зова. Кроме того, для оповещения может использоваться теле- и радиовещание, аппаратура производственной громко-говорящей связи и телефонная связь.

Учитывая возможность поступления большого количества! запросов от различных организаций и населения при возник-новении химически опасных аварий и оповещения о них, на ХОО целесообразно организовать информационную (справоч­ную) службу, которая по мере развития аварии и в ходе лик­видации ее последствий должна осуществлять информацию, особенно по правилам поведения людей в условиях загрязне- ния СДЯВ.

Временная эвакуация персонала и населения предусматри- вает их вывоз (вывод) из района химического загрязнения (воз­можного района загрязнения) в целях исключения или умень­шения степени поражения. Следует отметить, что эвакуация населения, учитывая быстротечность развития аварии, будет иметь серьезные трудности в ее проведении, особенно связан­ные с возможностью возникновения паники среди населения, а потому является крайней мерой защиты и проводится в ис­ключительных случаях.

Наиболее эффективно временная эвакуация населения может быть проведена до подхода первичного облака СДЯВ.

Важную роль в поддержании общественного порядка в районе аварии играет ограничение доступа в него людей, а также регулирование различных перемещений сил и средств, участвующих в ликвидации последствий аварии на загрязнен­ной территории. Для выполнения этих важных задач органи­зуются контрольно-пропускные пункты, оцепление загряз­ненной территории, выставление постов и установление шлаг­баумов на дорогах, ведущих в зону загрязнения, патрулирова­ние улиц городов и населенных пунктов, регулирование дви­жения на маршрутах эвакуации населения, установление пре­дупредительных знаков (щитов) на границах зон загрязнения.

При быстротечном развитии ситуации предусматривается временное укрытие населения в убежищах, оборудованных фильтрами. Если убежища отсутствуют, населению на период прохождения первичного облака или до эвакуации рекоменду­ется оставаться в жилых и служебных помещениях, приняв меры по их герметизации и надев средства индивидуальной защиты (хотя бы простейшие). В дальнейшем, соблюдая режим химической защиты, следует действовать в соответст­вии с указаниями отдела ГО и ЧС.

Локализацию, а затем и ликвидацию химически опасных аварий организуют комиссии по ЧС, для ликвидации хими­чески опасных аварий используют специальные аварийно-спасательные формирования, штатные и нештатные отряды и команды объектов экономики и социальной сферы, а также территориальные формирования ГО.

Аварийно-спасательные формирования должны иметь сред­ства пожаротушения и доставки большого количества воды, бульдозеры, траншейные машины, средства для разборки за­валов, ликвидации аварий на различных энергетических сетях, специальные средства защиты от СДЯВ, запасы табельных дегазирующих веществ.

Особое внимание при комплектовании команд обращается на тщательный подбор командно-начальствующего состава. Эти люди должны не только обладать хорошими организатор­скими способностями и высокими волевыми качествами, но и иметь специальные знания, а по возможности и опыт работы по ликвидации химически опасных аварий.

Ликвидация последствий локальной аварии на ХОО про­водится специальными штатными газоспасательными отряда­ми и формированиями гражданской обороны самих объектов. Руководство ликвидацией последствий локальной аварии на предприятии осуществляет штаб проведения аварийных работ во главе с главным инженером предприятия.

К ликвидации последствий местной аварии кроме сил и средств предприятия могут привлекаться части и формирова­ния ГО города (района, области). Руководство ликвидацией местной аварии осуществляет штаб проведения аварийных работ предприятия или районная (городская) комиссия по чрез­вычайным ситуациям.

К ликвидации последствий общей аварии кроме сил и средств предприятия и ГО могут привлекаться воинские под­разделения и части.

248

Гл. 11. Аварийно химически опасные вещества и химическая защитащ

11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды249

Руководство работами по ликвидации последствий общей аварии в зависимости от масштаба осуществляет районная, областная (краевая) или республиканская КЧС, а в случае особо тяжелыми последствиями — Правительственная комиссия.

Организация ликвидации последствий химически опас-ной аварии на транспорте при перевозке сильнодействующих-] ядовитых веществ также зависит от ее масштабов и послед- вий. Мелкие аварии (капельное истечение, нарушение герме-тичности запорных устройств и т.п.) устраняются специалис- тами, сопровождающими транспорт с сильнодействующими ядовитыми веществами.

При более крупных авариях, связанных с нарушением , герметичности цистерны, со значительным выбросом (утеч- кой) СДЯВ, ликвидация аварии и ее последствий организует­ся управлением железной дороги с участием местных КЧС. К ликвидации таких химических аварий и их последствий могут также привлекаться специальные команды с предприятий — грузоотправителей, а также части (подразделения) граждан­ской обороны.