Глава 18
П равовые, нормативно-технические
и организационные основы обеспечения
безопасности жизнедеятельности
18.1. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды
Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования природных ресурсов, а также среды существования жизни. Организация Объединенных Наций в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа подхода к охране природы.
Государствам следует ввести эффективное законодатель ство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приори теты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реали- зовываться.
Государство должно разработать национальное законо дательство, касающееся ответственности за загрязнение окру жающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.
Переход России на рыночные отношения, ее интеграция в мировое сообщество создали соответствующий социально-экономический и экологический фон, обусловивший необходимость формирования системы законодательства в области охраны природы, промышленной безопасности, предупреждения чрезвы-
360 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
ч айных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от последствий аварий и катастроф. Процесс создания такой системы продолжается.
Наряду с внутренними (национальными) факторами на создание системы правовых мер по обеспечению технической безопасности оказывают влияние факторы внешнего, международного порядка. Россия живет не в изолированном мире и при разработке собственных правовых документов должна трансформировать свои международные обязательства в нормы национального права.
Таким образом, необходимо учитывать многие международные документы, например Лондонскую директиву по обмену информацией о химикатах в международной торговле, принятую в 1987 г. международной организацией ЮНЕП, выполняющей программу ООН по окружающей среде. В частности, в нее включено требование о предварительном получении согласия официальных органов импортирующей страны на ввоз того или иного химиката, запрещенного или ограниченного к употреблению в быту в стране-экспортере. Это требование касается в основном пестицидов и промышленных химикатов для бытовых целей.
В 1989 г. ЮНЕП приняла Базельскую Конвенцию по контролю (уничтожению) опасных отходов и их перемещению через границы.
Конвенция предусматривает:
образование опасных отходов и их перемещение через границу должно быть сведено к минимуму, опасные отходы должны унич тожаться как можно ближе к источнику их образования;
страна-экспортер опасных отходов не должна разрешать их провоз, пока не получит от страны-импортера письменно го согласия на ввоз или транзит, базирующегося на забла говременной исчерпывающей информации от экспортера об опасности отходов;
каждое государство имеет право запретить ввоз или транзит опасных отходов;
если ввезенные в страну в полном соответствии с требова ниями конвенции опасные отходы не могут быть в ней унич тожены или обезврежены экологически безопасным спосо бом, страна-экспортер обязана вывезти эти опасные отходы;
нелегальная перевозка опасных отходов является преступ лением.
361
Европейское Экономическое Сообщество еще в 1982 г. приняло так называемую "Директиву по Севезо" "О предупреждении крупных аварий". Поводом для ее принятия послужили два события: авария 7 ноября 1975 г. на химических предприятиях в г. Беек (Нидерланды) и взрыв паров пропилена и выброс диоксина в г. Севезо (Италия) 10 июля 1976 г., который привел к заражению 18, кв. км территории и к необходимости эвакуации из этой зоны 220 тыс. человек. Выброшенный в количестве около 2 кг продукт содержал до 700 смертельных доз. Зараженные сельхозугодия не использовались в течение нескольких лет.
Д иректива по Севезо предписывала ряд мер по предотвращению перерастания промышленной аварии в катастрофу, предлагала рекомендации по методике ликвидации химических инцидентов. Она оказала значительное влияние на последующую деятельность стран ЕЭС в области промышленной безопасности. Положения Директивы вошли в качестве составной части в законы ряда стран о регулировании обращения с опасными материалами.
Характерно, что принятие целого ряда документов в этом направлении произошло после глобальной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Так, например, 6 сентября 1986 г. генеральная конференция МАГАТЭ приняла два очень важных для безопасности документа: Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенцию о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации.
В дальнейшем, 8 февраля 1987 г., была принята Конвенция о физической защите ядерных материалов и 3 марта 1996 г. — Конвенция о ядерной безопасности.
В целом существует значительный пакет международных документов по обеспечению технической безопасности.
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в ст. 29 предписывает: "Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров РФ".
Учет мирового опыта правового регулирования отношений по обеспечению безопасности в промышленности, на транс-
362 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
п орте, в окружающей среде, создание мер безопасности, совместимых с мировыми, являются прогрессивной тенденцией развития законодательства о безопасности в Российской Федерации.
К нормативно-правовым актам относятся: федеральные законы; указы и распоряжения президента РФ; постановления и распоряжения правительства РФ; постановления и распоряжения органов власти субъектов РФ; международные договора, соглашения, конвенции, протоколы, под которыми стоит подпись Российской Федерации, если они ратифицированы.
К нормативным документам относятся: стандарты; нормы и правила; положения, указания, директивы, инструкции, постановления, руководства; методики.
Основу для отечественного нормотворчества заложила Конституция РФ, принятая в 1993 г., ст. 42 которой гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".
, Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.
19 декабря 1991 г. был принят Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", который определил пути разрешения противоречий, возникших к этому времени между экологией и экономикой. Он является основным экологическим законом России. В 2001 г. Государственной Думой этот закон был переработан с учетом новых экономико-правовых отношений, складывающихся в России, и 10 января 2002 г. он вступил в силу как Федеральный закон №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
363
В нем определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие:
сбалансированное решение социально-экономических задач;
сохранение благоприятной окружающей среды, биологи ческого разнообразия и природных ресурсов в целях удов летворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Этот документ возглавляет систему экологического законодательства, т.е. в вопросах охраны природной среды нормы других правовых основ не должны противоречить данному закону.
Центральная тема закона — человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ст. 11 гласит; "Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде".
Вместе с правами в п. 3 ст. 11 определяются и обязанности. Граждане Российской Федерации обязаны: "Сохранять природу и окружающую среду, соблюдать требования природоохранительного законодательства; бережно относиться к природе и природным богатствам"
Закон закрепляет механизм оценки воздействия на окружающую среду, а также обязательств государственной экологической экспертизы; устанавливает полномочия природоохранных органов по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологи-
364 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиэ-ности
18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды
365
ческие правонарушения; определяет порядок возмещения вреда природной среде и здоровью человека, подчеркивает необходимость экологического образования и воспитания, привития экологической культуры.
Эффективность этого механизма зависит от уровня организационной деятельности органов надзора и контроля по охране природной среды, материального и технического обеспечения природоохранных мероприятий, исполнительской дисциплины, а в конечном итоге — от состояния экологической культуры в обществе.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место.
Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в деле охраны окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемио-
логическом благополучии населения". В нем определены полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. В ст. 2 отмечается, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
лицензирования видов деятельности, представляющих по тенциальную опасность для человека;
государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов про изводства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов про дукции;
мер по своевременному информированию населения о воз никновении инфекционных заболеваний, массовых неин фекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к ответственности за нарушение зако нодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ст. 8 гласит, что граждане имеют право на:
благоприятную среду обитания, факторы которой не ока зывают вредного воздействия на человека;
получение в органах государственной власти, органах мест ного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции про изводственно-технического назначения, пищевых продук-
366 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обет, без-ти жиз-,
т ов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальнс опасности для.здоровья человека выполняемых работ оказываемых услуг,
осуществление общественного контроля за выполнением?! санитарных правил;
возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здо- ровью или имуществу вследствие нарушения другими гражда- нами, индивидуальными предпринимателями и юридичес- кими лицами санитарного законодательства, а также при 1 осуществлении санитарно-противоэпидемических (профи- лактических) мероприятий в порядке, установленном за- | конодательством Российской Федерации.
В законе также устанавливается, что граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидеми ологических заключений должностных лиц, осуществляю щих санитарно-эпидемиологический надзор;
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обу чении своих детей;
не осуществлять действий, влекущих за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В 1998 г. был принят Градостроительный кодекс РФ, который регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.
Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Кодекс определяет также основные направления в градостроительной деятельности с целью экологически безопас-
367
18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды
н ого развития городов, рационального природопользования, охраны природы.
Разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека. ,
При разработке градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку градостроительной документации.
В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве.
Для зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия территорий субъектов Российской Федерации, территориально-производственных комплексов, городов — крупных промышленных центров — и отдельных промышленных комплексов разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила.
Территории, загрязненные химическими и биологическими веществами, вредными микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами в количествах свыше предельно допустимых уровней, в случае если проживание населения и осуществление хозяйственной и иной деятельности на таких территориях создают угрозу здоровью человека, подлежат консервации и специальной обработке в порядке, установленном законодательством РФ об охране окружающей среды.
368 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное назначение.
В случае если государственные или иные общественные рнтересы требуют осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях, неблагополучных в экологическом отношении, допускается временное проживание населения на таких территориях с установлением особого регулирования градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией.
Кроме названных законов правовые вопросы природопользования регламентируются также Гражданским, Земельным и Водным кодексами Российской Федерации, Законом РФ "О животном мире", соответствующими нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В качестве примера рассмотрим правовые основы атмосферного воздуха, правовые режимы водо- и недропользования, а также правовую основу охраны земель.
Основной законодательный акт, наиболее полно регулирующий общественные отношения в области состояния воздушной среды, — закон "Об охране атмосферного воздуха". В нем изложены основные положения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.
В этом законодательном акте подробно изложены вопросы нормирования ПДК загрязняющих веществ в атмосфере, предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду, климат. Ряд разделов посвящен государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан за нарушение воздухоохранного законодательства.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то государственными межведомственными органами. Его основная задача — обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, предпри-
18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды 369
я тиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований воздухоохранного законодательства.
Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах в лечебно-оздоровительных местах и курортах. Общие экологические требования к водопользованию отражены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.
Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращения вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена глава 11 Водного кодекса РФ, в которой изложены общие требования к охране водных объектов, сведения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны. Подчеркивается, что при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. При проведении хозяйственной деятельности необходимо учитывать ее влияние на состояние водных объектов и окружающей природной среды в целом.
Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, создаются водоохранные зоны. Это территории, примыкающие к акватории водного объекта, на которых устанавливается специальный режим использования и охраны водных ресурсов, а также осуществления иной хозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной охраны, чрезвы-
370 Гл. 18. Правовые,- нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
ч айной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах. К последним относятся такие объекты, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.
Правовая охрана почв и земельных ресурсов Российской Федерации осуществляется в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В результате основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного их изъятия из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также направленных на восстановление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.
Правовые основы землепользования в нашей стране раскрываются также в Земельном кодексе и Законе РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в ряде Указов Президента РФ.
В перечисленных документах, в частности, указывается, что собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют рациональную организацию используемой территории, восстановление и повышение плодородия почв, защиту земель от различных процессов разрушения и др. Для обеспечения соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель в Российской Федерации создана Единая система государственного контроля, в которой наряду с головным земельным контролем сочетаются и другие виды контроля — экологический, санитарно-эпидемиологический, архитектурно-строительный.
Правовой режим недропользования основан на положениях Конституции РФ, законах РФ "О недрах" и "Об охране окружающей среды", а также на ряде указов и распоряжений
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени