18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Основополагающими нормативными документами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени являются федеральные законы: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ; "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ; "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ; "Об обороне" от 31 мая 1996 г. № 61 -ФЗ.
Их дополняют Постановление Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и Постановление № 924 от 3 августа 1996г. "О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-
395
18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...
р а" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
В законе определяются полномочия и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с законом президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией РФ чрезвычайное положение.
Федеральное собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правительство РФ устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.
Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.
Федеральные органы исполнительной власти:
разрабатывают и осуществляют организационные и инже нерно-технические мероприятия по повышению устойчи вости функционирования отрасли в ЧС;
утверждают и издают в соответствии с федеральными тре бованиями отраслевые нормы и правила безопасности про-
396 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и оргапиз. основы обесп. беэ-ти жиз-тсти
18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...
397
изводства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организации от ЧС;
обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по ук реплению радиационной, химической, медико-биологичес кой, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-техничес ких мероприятий гражданской обороны при проектирова нии, строительстве и эксплуатации объектов производст венного и социального назначения;
финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреж дению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления.
Законом также определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 18).
Граждане России имеют право:
— на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации в любом регионе, в любом населенном пункте;
при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов ис полнительной власти республик, краев, областей, орга нов местного самоуправления и организаций, предназна ченное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуаль ные и коллективные обращения по вопросам защиты насе ления и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать (в установленном порядке) в работах по пре дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и иму ществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихий ных бедствий;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на государственное социальное страхование, получение ком пенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при вы полнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвы чайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособ ности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и тер риторий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установ ленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полу ченных при выполнении обязанностей по защите населе ния и территорий.
Без четкого выполнения обязанностей гражданами России трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Каждый россиянин обязан (ст. 19):
активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;
соблюдать законы и иные нормативные акты в области за щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
выполнять меры безопасности в быту и повседневной тру довой деятельности, не допускать нарушений производст венной и технологической дисциплины, требований эко логической безопасности, которые могут привести к экс тремальным ситуациям;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой ме дицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складываю щихся условиях;
398 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без+тижиз-ности
з нать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
четко выполнять правила поведения при угрозе и возник новении чрезвычайных ситуаций;
при первой возможности оказывать содействие в проведе нии аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций.
Особо следует сказать об ответственности. Ежегодный рост аварий и катастроф природного и техногенного характера заставляет в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По-другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях — дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий каждого, то теперь это не так. Требования закона — не благие пожелания, не призыв, не лозунг.
Ст. 28 данного правового акта определяет ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Административную и гражданско-правовую ответственность несут также и юридические лица (организации, предприятия, учреждения, учебные заведения).
12 февраля 1998 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ "О гражданской обороне", который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций незави-
399
18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...
с имо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
В законе дается определение гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданские организации гражданской обороны определяются как формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Принципами организации и ведения гражданской обороны являются:
организация гражданской обороны — важнейшая функция государства, составная часть оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. На территории Рос сии гражданская оборона организуется по территориально- производственному принципу;
заблаговременная в мирное время подготовка государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооруже ния, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
ведение гражданской обороны с начала объявления состо яния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на терри тории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Руководит организацией и ведением гражданской обороны Правительство Российской Федерации, которое:
обеспечивает проведение единой государственной полити ки в области гражданской обороны;
издает Нормативные правовые акты в области гражданской обо роны и организует разработку проектов федеральных законов;
определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества прожи вающего на них населения и наличия организаций, играю щих существенную роль в экономике государства или вли-
400 Гл. 18. Правовые, нормат. -техн. и организ. основы обет, без-ти окиз-ности
я ющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
— определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хра нения и использования в целях гражданской обороны запа сов материально-технических, продовольственных, меди цинских и иных средств.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона организации в пределах своих полномочий, установленных нормативно-правовыми актами РФ:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчиво го функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников способам защи ты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готов ности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы ма териально-технических, продовольственных и иных средств.
Кроме того, организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Руководство гражданской обороной в федеральных, местных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне. В пределах своих полномочий они имеют право:
— вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;
401
принимать решения об эвакуации населения, материаль ных и культурных ценностей в безопасные районы;
и здавать приказы по вопросам гражданской,обороны.
Федеральный; закон от 22 августа 1995 г. №151-Ф3 "Об аварийно-спасательньгх службах и статусе спасателей" определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания, и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории России; устанавливай прав, обязанности и ответственность спасателей; определяет основу государственной политики в области правовой и, социальной защиты спасателей й членов1 их семей.
Основными принципами деятельности аварийно-спаса- Тельных служб, аварийно-спасательных формирований и спа сателей являются:, — принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоро вья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия руководства аварийно-спасательны ми службами, аварийно-спасательными формированиями;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при Проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативно му реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации:
В соответствии с законом к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газо-спасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен ращением Правительства РФ.
Основными задачами аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований являются:
— поддержание органов управления, сил и средств аварий но-спасательных служб в постоянной готовности к выдви жению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
402 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
к онтроль за готовностью обслуживаемых объектов и терри торий к проведению на них работ по ликвидации чрезвы чайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе — профессиональные ава рийно-спасательные службы, профессиональные аварий но-спасательные формирования;
на нештатной основе — нештатные аварийно-спасатель ные формирования;
на общественных началах — общественные аварийно-спа сательные формирования.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвы чайных ситуаций;
об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных си туаций;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
403
18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...
об использовании в порядке, установленном законодатель ством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычай ных ситуаций;
о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвы чайных ситуаций нештатных и общественных аварийно- спасательных формирований, а также спасателей, не вхо дящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на про ведение аварийно-спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к прове дению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных раз витием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликви дации.
Закон определяет также статус спасателей, их права, обязанности и ответственность.
В Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" отмечается, что организация обороны наряду с подготовкой к военным действиям Вооруженных сил включает в себя и проведение таких мероприятий, как:
планирование перевода органов государственной власти и экономики страны на работу в условиях военного времени;
мобилизационная подготовка органов государственной власти всех уровней и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
создание запасов материальных ценностей государственно го и мобилизационного резервов;
планирование и осуществление мероприятий по граждан ской и территориальной обороне.
Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В функции организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством РФ входят:
— выполнение мобилизационных заданий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;
404 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
о беспечение и выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
осуществление мероприятий, предусмотренных планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени.
Кроме названных нормативно-правовых актов за последние годы Правительством РФ принято целый рад постановлений, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени