logo search
Учебник БЖД Сергеев

18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Основополагающими нормативными документами в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций мирного и военного времени являются федеральные зако­ны: "О защите населения и территорий от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ; "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ; "Об аварийно-спасательных службах и статусе спаса­телей" от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ; "Об обороне" от 31 мая 1996 г. № 61 -ФЗ.

Их дополняют Постановление Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. "О Единой государственной системе пред­упреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и Поста­новление № 924 от 3 августа 1996г. "О силах и средствах Еди­ной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-

395

18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...

р а" определяет общие для Российской Федерации организаци­онно-правовые нормы в области защиты населения, всего зе­мельного, водного, воздушного пространства в пределах Рос­сийской Федерации, объектов производственного и социаль­ного назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется исходя из принципа необходи­мой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

В законе определяются полномочия и обязанности орга­нов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с законом президент вносит на рассмотре­ние Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его пред­ложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией РФ чрез­вычайное положение.

Федеральное собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слу­шания по вопросам защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций.

Правительство РФ устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготов­ку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.

Федеральные органы исполнительной власти:

396 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и оргапиз. основы обесп. беэ-ти жиз-тсти

18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...

397

изводства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организации от ЧС;

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликви­дации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно фе­деральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления.

Законом также определены права, обязанности и ответст­венность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 18).

Граждане России имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации в любом регионе, в любом населенном пункте;

Без четкого выполнения обязанностей гражданами России трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функ­ционировании системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

Каждый россиянин обязан (ст. 19):

398 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без+тижиз-ности

Кроме общих обязанностей и требований на каждом объ­екте, исходя из специфики производства, особенностей раз­мещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий как всего персо­нала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций.

Особо следует сказать об ответственности. Ежегодный рост аварий и катастроф природного и техногенного характера за­ставляет в корне изменить отношение всех органов государст­венной власти субъектов федерации, органов местного само­управления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы к проблемам обеспечения защиты населения и терри­торий. По-другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие счи­тали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуаци­ях — дело общественное или даже личное и зависит от созна­тельности и пожеланий каждого, то теперь это не так. Требо­вания закона — не благие пожелания, не призыв, не лозунг.

Ст. 28 данного правового акта определяет ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросо­вестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, администра­тивную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Административную и гражданско-правовую ответственность несут также и юридические лица (организации, предприятия, учреж­дения, учебные заведения).

12 февраля 1998 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ "О гражданской обороне", который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осущест­вления, полномочия органов государственной власти РФ, ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органов местного самоуправления, организаций незави-

399

18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...

с имо от их организационно-правовых форм и форм собствен­ности, а также силы и средства гражданской обороны.

В законе дается определение гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке и защите населения, ма­териальных и культурных ценностей на территории Россий­ской Федерации от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны опреде­ляются как формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входя­щие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населе­ния и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Принципами организации и ведения гражданской оборо­ны являются:

Руководит организацией и ведением гражданской обороны Правительство Российской Федерации, которое:

400 Гл. 18. Правовые, нормат. -техн. и организ. основы обет, без-ти окиз-ности

я ющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопас­ность населения;

— определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хра­ нения и использования в целях гражданской обороны запа­ сов материально-технических, продовольственных, меди­ цинских и иных средств.

В соответствии со ст. 9 указанного Закона организации в пределах своих полномочий, установленных нормативно-пра­вовыми актами РФ:

Кроме того, организации, имеющие потенциально опас­ные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникнове­ния чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, созда­ют гражданские организации гражданской обороны и поддер­живают их в состоянии постоянной готовности.

Руководство гражданской обороной в федеральных, мест­ных органах исполнительной власти и организациях осущест­вляют их руководители, являющиеся по должности начальни­ками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Начальники гражданской обороны несут персональную от­ветственность за организацию и проведение мероприятий по граждан­ской обороне. В пределах своих полномочий они имеют право:

вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;

401

18.4. Законодательно-правовые акты в, области защиты населения ...

Федеральный; закон от 22 августа 1995 г. №151-Ф3 "Об аварийно-спасательньгх службах и статусе спасателей" опреде­ляет общие организационно-правовые и экономические осно­вы создания, и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории России; устанавливай прав, обязанности и ответственность спасате­лей; определяет основу государственной политики в области правовой и, социальной защиты спасателей й членов1 их семей.

Основными принципами деятельности аварийно-спаса- Тельных служб, аварийно-спасательных формирований и спа­ сателей являются:, — принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоро­ вья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с законом к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газо-спасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, рабо­ты по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвы­чайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен ращением Правительства РФ.

Основными задачами аварийно-спасательных служб и ава­рийно-спасательных формирований являются:

— поддержание органов управления, сил и средств аварий­ но-спасательных служб в постоянной готовности к выдви­ жению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

402 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

В соответствии с законодательством РФ аварийно-спаса­тельные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычай­ных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руко­водителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных си­туаций, определенных законодательством РФ, планами пред­упреждения и ликвидации ЧС.

Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязатель­ными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законо­дательством РФ.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

403

18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения ...

Закон определяет также статус спасателей, их права, обя­занности и ответственность.

В Федеральном законе от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" отмечается, что организация обороны наряду с под­готовкой к военным действиям Вооруженных сил включает в себя и проведение таких мероприятий, как:

Гражданская оборона организуется в целях защиты населе­ния и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В функции организаций независимо от форм собственности в соответст­вии с законодательством РФ входят:

— выполнение мобилизационных заданий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

404 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Кроме названных нормативно-правовых актов за послед­ние годы Правительством РФ принято целый рад постановле­ний, направленных на дальнейшее развитие и совершенство­вание Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.