14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
В настоящее время Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью общегосударственных оборонных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. С 1987 г. на ГО воз-
291
ложены задачи ликвидации чрезвычайных ситуаций и в мирное время.
О сновными задачами в области ГО являются:
обучение населения способам защиты от опасностей, воз никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценнос тей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ; и средств индивиду альной защиты;
осуществление мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возник новения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинским обслуживанием, включая оказа ние первой медицинской помощи, срочное предоставле ние жилья и принятие других неотложных мер;
борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся ра диоактивному, химическому, биологическому и иному за ражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, террито рий и проведение других необходимых работ;
восстановление и поддержание порядка в районах, постра давших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
срочное восстановление необходимых коммунальных служб в военное время;
разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
292 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
: Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Общее руководство ГО возложено на председателя Правительства (начальника ГО РФ) и министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (первого за- | местителя начальника ГО РФ).
Гражданской обороной на местах руководят главы испол- нительных органов власти республик в составе РФ, краев, областей, городов, городских и сельских районов, являющиеся начальниками гражданской обороны территорий. Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, ассоциациях, концернах, объединениях и на объектах экономики осуществляют непосредственно их руководители, которые по должности одновременно являются начальниками гражданской обороны.
Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объекта экономики действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
Органами управления ГО на федеральном уровне являются Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также подчиненные ему региональные центры, созданные для координации деятельности территориальных органов государственного управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента РФ от 21.09.2002 г. № 1011 утверждено новое положение о МЧС, в котором определены следующие основные задачи министерства:
реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности;
осуществление по решению Президента РФ и Правитель ства РФ мер по организации и ведению гражданской обо роны, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а
293
14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации;.
р егулирование в соответствии с законодательством РФ специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
управление в области гражданской обороны, защиты насе ления и территорий от ЧС, обеспечения пожарной без опасности, а также координация деятельности федераль ных органов исполнительной власти в указанной области;
осуществление в установленном порядке сбора и обработ ки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.
В субъектах РФ, органах местной власти, министерствах, ведомствах и на объектах экономики созданы специальные самостоятельные подразделения — управления, отделы, сектора ГО и ЧС. Начальники этих подразделений ГО являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.
Управления, укомплектованные военнослужащими, являются воинскими учреждениями.
Для выполнения спасательных и других неотложных работ в системе ГО страны имеются силы гражданской обороны, которые включают войска ГО и формирования ГО (ведомственные и территориальные).
В соответствии с Законом РФ "О гражданской обороне" и Указом Президента РФ от 23.05.96 г. № 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации", а также согласно "Положению в Войсках гражданской обороны Российской Федерации" войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, и угрозе их возникновения в мирное и военное время.
Войска ГО в соответствии с Законом РФ "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы. Свои задачи они могут выполнять как самостоятельно, так и во взаимодействии с войсками МО, МВД, ФСБ РФ и формированиями объектов экономики.
294
Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных <
14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны295
Войска ГО подчиняются непосредственно начальнику, партамента войск и сил МЧС РФ и начальникам региональных центров по месту их дислокации. Их численность ус вается Правительством РФ, а организационная структура предназначение — МЧС России.
В составе группировки войск ГО насчитывается 43 нения, отдельных воинских частей и подразделений, в числе:
отдельных спасательных бригад — 8;
отдельных механизированных полков — 17;
отдельный автомобильный полк — 1;
отдельных мобильных и механизированных батальонов
отдельных вертолетных отрядов — 4;
отдельных рот специальной защиты — 4 [20].
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от| 10.06.1999 г. .№ 620 "О гражданских организациях граждан-ской обороны" на всех потенциально опасных, а также имею щих важное оборонное значение и представляющих высокую опасность возникновения ЧС объектах создаются гражданские организации (далее — формирования) ГО.
Гражданские формирования являются составной, наибольшей по численности частью сил ГО. Они создаются по территориально-производственному принципу независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. База создания — объекты экономики, их персонал и материальное обеспечение.
Основными задачами формирований является проведение спасательных и других работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Организационно формирования состоят из отрядов, команд, групп, бригад, дружин и звеньев различного назначения и подчиненности. По назначению они подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб ГО. Первые служат для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС. К ним относятся сводные отряды (команды, группы), сводные отряды (команды) механизированных работ, сводные мобильные отряды специальной защиты, сводные мобильные отряды АЭС, спасательные отряды (команды, группы).
Вторые предназначены для выполнения специальных мероприятий при проведении аварийно-спасательных и других
неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий при выполнении задач в очагах поражения и зонах ЧС.
Формирования служб создаются с учетом наличия необходимой базы. В структуре ГО определенное место занимают службы ГО, которые подразделяются на общероссийские, областные, краевые, районные, городские и службы объектов.
Основными службами ГО, создаваемыми в субъектах федерации и на объектах экономики, являются: оповещения и связи, противопожарная, защиты сельскохозяйственных животных и растений, медицинская, охраны общественного порядка, инженерная, энергетики и светомаскировки, убежищ и укрытий, автотранспортная, материально-технического снабжения, торговли и питания, снабжения горючим, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды. Кроме того, при наличии Соответствующей базы могут создаваться и другие службы ГО: водоснабжения, газоснабжения, метрополитена, ирригационных сооружений, водного транспорта, обеззараживания территорий и сооружений.
Общие задачи всех служб ГО:
планирование и осуществление мероприятий ГО при пере воде ГО на военное положение, проведение рассредоточе ния и эвакуации населения, действия сил ГО в очагах по ражения;
создание и подготовка формирований служб ГО;
организация управления подчиненными органами и силами ГО, их обеспечение необходимыми материальными средст вами;
организация и поддержание взаимодействия с соответству ющими органами управления и силами военного командо вания;
руководство рассредоточением и эвакуацией подчиненных организаций и учреждений, обеспечение их жизнедеятель ности в загородной зоне;
подготовка предложений для принятия решения о ведении спасательных и других неотложных работ;
руководство подчиненными силами и средствами служб ГО при выполнении порученных задач.
В системе гражданской обороны развернута и действует сеть образовательных учреждений, которая выполняет задачи
296
п о обучению руководящего состава ГО всех уровней, а также по подготовке всего населения страны к защите от различного
рода ЧС.
Ведущая роль в подготовке руководящего состава федерального уровня принадлежит Академии гражданской защиты МЧС России, призванной, кроме того, осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов РСЧС и более
низшего звена.
При территориальных управлениях по делам ГО и ЧС созданы и функционируют учебно-методические центры, которые проводят подготовку и обучение руководящего состава на подведомственных территориях. В городах и районах действуют курсы ГО.
Имеющаяся система подготовки кадров позволяет целенаправленно осуществлять обучение специалистов РСЧС, руководящего звена всех уровней и подсистем, переподготовку и повышение квалификации работников министерств, ведомств и объектов, планомерно проводить обучение населения действиям в ЧС мирного и военного времени.
Таким образом, созданная и развивающаяся на современном этапе система ГО, имея органы управления, силы и средства, успешно решает возложенные на нее задачи мирного и
военного времени.
Система планомерной и целенаправленной подготовки кадров эффективно функционирует исходя из перспектив развития всей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени