1.3. Виды безопасности
Исходя из логики жизнедеятельности, типологии источников опасности и угроз, перечня предметов безопасности различают десятки, сотни видов (сфер, элементов) безопасности. Назовем важнейшие из них: политическая, экологическая, социальная, военная, технологическая, экологическая, духовная, информационная, социокультурная, государственная, генетическая, продовольственная, медицинская, демографическая, ядерная и т.д. [5].
Такая классификация в известной мере является условной, так как в чистом виде, вне связи с другими явлениями и факторами в природе ничего не бывает. Мы имеем дело и с комбинированными источниками опасности, и с многоаспектными проявлениями их воздействия. Скажем, можно выделить природно-социально-техногенный источник опасности в такой цепочке: стихийное бедствие, ставшее причиной катастрофы на химическом или ином опасном предприятии, — последовавшие за ними людские жертвы и материальный ущерб — разрушение природы. В данном случае речь идет и об экологической безопасности, и техногенной, и социальной, и медицинской, и генетической, и о многих других. Более того, содержание видов безопасности будет в каждой конкретной ситуации разным. Отсюда важно при использовании того или иного термина давать предельно четкую его расшифровку. Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, в значительной мере будет зависеть от практических задач, решаемых при обеспечении безопасности. Рассмотрим в самом общем плане основополагающие виды безопасности.
Политическая безопасность. Еще в глубокой древности политику определяли как искусство управления государством. Таковой она осталась и сегодня. По отношению к обществу политика играет роль, подобную системе управления кораблем при
16
Гл. 1. Основы безопасности и ее слагаемые
1.3. Виды безопасности
17
плавании по неисследованным морям и океанам. Она может вести общество и к процветанию, и к крушению, обладая огромным потенциалом как созидательного, так и разрушительного свойства. Политическая безопасность занимает ключевое место в общей системе обеспечения безопасности. Потеря обществом политической управляемости или ее несоответствие возможностям и интересам общества неизбежно ведут к его деградации, а то и гибели. Поэтому каждый народ нуждается в политике, обеспечивающей его существование и развитие в современном мире.
Политика должна быть честной, открытой, предсказуемой, стабильной, эффективной, доступной воздействию масс на выработку ее курса и методы его реализации. Как избыточно сильная, так и слабая по своим возможностям политика нежелательна и опасна для общества. Если политика способна разрушить экономику, оборону страны по той или иной политико-идеологической мотивации, то это означает, что общество не обладает механизмом, силами и средствами обеспечения своей политической безопасности. Ситуация, когда политика не может стимулировать развитие экономики, культуры, укрепление обороны в силу недостатка властных функ-ций,также опасна для общества.
Политическая безопасность требует конституционно взвешенной и четко определенной конституционными рамками политики. Политика, нарушающая нормы и принципы конституции, — преступна. Неприятие народом такой политики — свидетельство его высокой политической культуры. Она проявляется также в поддержке массовыми политическими акциями тех политиков, которые выражают и отстаивают национально-государственные, а не групповые интересы.
Государство — это интегральный субъект политики. Только оно претендует и реально может сбалансированно выражать политические интересы всех групп и слоев населения, проживающего на территории страны. При этом государство призвано выражать интересы именно всех групп населения. Задача эта очень трудная и противоречивая, особенно в условиях наличия больших социальных, общественно-политических, этнических, конфессиональных и других различий. Но если государство в своей политике неспособно разрешать противоречия и интегрировать интересы, оно само может стать источником нарастания политического неблагополучия и политической нестабильности [5].
Социокультурная безопасность — защищенность в своей совокупности духовно-идеологических, нравственных, культурных условий жизнедеятельности людей, т.е. духовной среды, без которой не может быть ни человека, ни человеческого сообщества.
Условия социокультурной сферы жизни можно разделить на две группы. Первая: макроусловия — традиции, обычаи, общественная психология, наука, официальная идеология, политическая культура народных масс и особенно правящей элиты, внешнее воздействие культур, средств массовой информации и т.п. Вторая: микроусловия — воспитание в семье и обществе, семейные традиции, родственные связи, товарищеские отношения, влияние местной власти, ближайшего окружения и др.
Высокий уровень развития социокудьтурной среды обеспечивает поступательное движение общества по пути прогресса, стабильность во всех его сферах и как итог — безопасность функционирования политической системы и жизнедеятельности индивидов. В этом заключается позитивная роль духовной сферы как социокультурного фактора в обеспечении безопасности общества, в первую очередь интеллектуальной и исторической.
Социальная безопасность — это совокупность видов безопасности, обусловленная структурой человеческой жизнедеятельности, ее сферами. Иными словами, это отношения отдельных людей, групп населения между собой, построенные таким образом, чтобы в процессе их взаимоотношений не создавалась опасность друг другу.
Социальная безопасность понимается как устойчивое функционирование социальных институтов и страны, обеспечивающих стабильное развитие общества. При этом поддерживается максимально возможное соответствие потребностей и условий существования человека. В качестве мотивов индивидуального поведения, определяющих специфическое отношение личности к динамике общественного процесса, выступают потребности, интересы, взгляды, идеалы. Социальная структура включает в себя деление населения по национальным, профессиональным, классовым, имущественным, территориальным, половым, возрастным и иным признакам. Между различными элементами, общественными группами этой структуры, а также между народом и властью могут быть отношения сотрудничества, конфликта и борьбы.
18
Гл. 1. Основы безопасности и ее слагаемые
1.3. Виды безопасности19
Любые преобразования, затрагивающие коренные, жизненно важные интересы, в той или иной мере дифференцируют общество по векторам экономического, социального, правового неравенства, разъединяют его по конфессиональным, национальным, нравственным признакам. Все эти векторы — суть основа системообразования механизмов социальной напряженности. Поэтому очень важно суметь найти технологии максимального смягчения последствий такой дифференциации общества. Понятно, что полностью проблем избежать нельзя, но минимизировать отрицательные последствия, сопутствующие эффекты необходимо, чтобы не допустить социальноговзрыва.
Социальная безопасность обеспечивается улучшением качества жизни для удовлетворения потребностей людей; своевременным и адекватным реагированием государства и общества на кризисные явления и обостряющиеся противоречия; модернизацией устаревших социальных структур и институтов и приспособлением их к новым условиям; повышением социально-психологической компетентности властных органов и всего общества; преодолением деформаций системы отношений [5].
Экономическая безопасность — понятие, отражающее уровень материально-производственных, научно-технических и финансовых связей страны, ее предприятий, научных и финансовых учреждений с себе подобными, позволяющий стране и ее народам всесторонне и оптимально развивать свои возможности на равных взаимовыгодных условиях, без ущерба своим интересам и ценностям.
Можно дать такое краткое определение понятия экономической безопасности: "Экономическая безопасность — состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития". Экономическую безопасность, таким образом, можно рассматривать как суверенитет государства в выборе и реализации путей своего экономического развития при наличии для этого достаточных ресурсов и инструментов.
Экономическая безопасность, как известно, обеспечивается за счет ряда обстоятельств: организации физической охраны, использования оружия, технических средств (заграждения, сигнализация), пресечения утечки информации, сохранения тайны о технологических процессах, сделок, информа-
ционно-аналитической работы (изучения финансового положения партнера, степени доверия к нему; поиску "ноу-хау" и прочее, т.е. контрразведывательной и разведывательной деятельности по существу, и др.).
На государственных предприятиях эти функции выполняют соответствующие государственные органы, а на приватизированных, коммерческих — собственные службы безопасности во взаимодействии с государственными.
В данном случае понятие "экономическая безопасность" употребляется как многоуровневое явление, а именно как экономическая безопасность:
а) страны в целом;
б) региона;
в) отрасли и отдельного производства.
Критериями экономической безопасности выступают не только экономические показатели (прибыль, банкротство), но и другие индикаторы (независимость, структура производства и прочее).
В самом общем виде экономическая безопасность зависит от оптимального соотношения государства, общества и экономики. От того, каково содержание и состояние института власти, политических институтов, культуры общества, зависит эффективность экономики. И наоборот. То есть здесь существует как прямая, так и обратная связь. В жизни она носит замкнутый, кольцевой характер.
Техногенная безопасность — совокупность действий по обеспечению проектирования, строительства и эксплуатации сложных технических устройств с соблюдением необходимых требований безаварийной их работы и выполнения экологических условий. Техногенная безопасность становится все более значимой в нашей жизни. Во всем мире наблюдается феномен роста числа несчастных случаев, аварий и катастроф, что объясняется тремя причинами:
с развитием техники опасность растет быстрее, чем челове ческая способность противостоять ей;
возрастает цена ошибки;
люди склонны привыкать не только к опасности, но и к на рушению правил.
Несмотря на заметное продвижение в анализе технологического риска и в создании теории безопасности технологичес
20
Гл. 1. Основы безопасности и ее слагаемые
1.3. Виды безопасности21
ких систем и комплексов, неспособность специалистов в последние десятилетия предвидеть и предотвратить аварии и катастрофы с региональными, национальными и глобальными последствиями заставляет нас усомниться в состоятельности принятой в мире философии обеспечения безопасности. Тревогу общественности начинают разделять ученые.
Для обеспечения техногенной безопасности специалистами предлагаются следующие меры:
выявление всех факторов риска техногенного характера, в том числе опасность выпускаемой продукции, технологи ческих процессов, операций, производственных объектов и объектов жизнеобеспечения населения на данной террито рии;
установление степени опасности объектов на основе ком плексных методов оценки с учетом пожаровзрывоопаснос- ти, электробезопасности, надежности емкостей и сосудов, находящихся под давлением, и т.д., а также реальных гид рогеологических, территориальных и климатических усло вий, выявление наиболее опасных узлов и объектов, спо собных в экстремальных условиях вызвать цепную реакцию и наиболее разрушительные последствия;
прогнозирование последствий катастроф, размеров потерь и ущерба во всех проявлениях этой проблемы;
планирование профилактических мероприятий с целью ус тойчивой и безаварийной работы предприятий и сохране ния экологического равновесия, в том числе разработка:
а) методов и способов техногенного характера по предупрежде нию аварий, сопровождающихся гибелью людей, выводом из строя оборудования, загрязнением окружающей среды вред ными выбросами и т.д.;
б) технических и организационных способов снижения ущерба людским, материальным и природным ресурсам в случае их
возникновения;
в) срочных мер по защите от возможных диверсий, включая на падения и угрозы терроризма, особенно на радиационно и химически опасных предприятиях, а также объектах жизнео беспечения населения;
г) мер по ликвидации последствий и восстановлению нормально го режима работы предприятий и административно-территориальных образований в целом.
Вырисовываются контуры новой концепции обеспечения технологической безопасности — концепции естественной (внутренне присущей) безопасности. В основе технологических систем и комплексов, обладающих этим свойством, лежат фундаментальные законы природы: закон Ле Шателье— Брауна (принцип смещения равновесия), принцип ритма и периодичности и др. Нулевой риск не обеспечивается (это неразрешимая проблема), однако приемлемый уровень безопасности практически осуществим.
Военная безопасность образует одну из основ систем национальной, региональной и международной безопасности. Она обеспечивается прежде всего комплексом невоенных мер экономического, политико-дипломатического, разведывательного, идеологического и т.д. характера, направленных на разрешение международных и внутригосударственных противоречий, предупреждение их перерастания в конфронтационное, военно-силовое противоборство. Военная безопасность страны во внутреннем плане зависит от своевременного разрешения возникающих экономических, политических и социальных проблем, достижения гражданского согласия, основанного на принципах демократического правового государства. Во внешнеполитической сфере ее определяют характер и уровень сотрудничества с окружающим миром, прежде всего с ведущими державами и непосредственными соседями.
Важной стороной военной безопасности государства является создание и поддержание военной мощи и военной организации, соответствующих реальным и потенциальным угрозам, а также демографическому и экономическому состоянию страны. Это — сфера военной политики. Как абсолютизация, так и растворение ее в других направлениях деятельности государства ослабляют его военную безопасность. Военное строительство, неадекватное положению и возможностям государства, отрицательно влияет на его военную безопасность. С одной стороны, безудержная гонка вооружений, милитаризация общества и без войны подрывают основы его существования и развития; с другой — непродуманное, обвальное или одностороннее свертывание военного строительства, конверсия военного производства делают страну неспособной защитить себя. Составным элементом военной безопасности являются коллективные действия мирового сообщества в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Проведение
1.3. Виды безопасности
23
операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, других международных организаций имеет целью локализацию очагов напряженности и скорейшее прекращение военных действий для урегулирования конфликтов мирными средствами. Порядок и правила формирования и действий миротворческих сил детально регламентируются международным правом [5].
Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф. В данном определении экологическая безопасность выступает как отрицание экологической опасности, проявляющейся в локальных, региональных и глобальных масштабах в различных формах.
Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой обитания.
Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом "жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации" (Закон сохранения жизни Ю.Н. Куражковского) [2].
Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека, техносферу или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека.
Основными принципами обеспечения государством и обществом экологической безопасности являются: — приоритет созданию благоприятной для жизни человека природной среды в ходе социально-экономического развития территорий;
государственная и общественная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания в первую очередь в зонах экологического бедствия и экологического неблагополучия;
гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общест ва или природной среды;
обеспечение полной, своевременной, достоверной инфор мированности граждан, учреждений и организаций об уг розе экологической безопасности;
разрешительный порядок осуществления производствен ной и иной деятельности, в том числе направленной на изъятие природных ресурсов, способных создать угрозу экологической безопасности населения и природной среды;
обязательность государственной экологической, санитарно- эпидемиологической и технической экспертизы всех проек тов строительства, реконструкции и производства любой продукции;
организация системы государственного экологического мо ниторинга;
создание системы страхования от последствий экологичес ких, природных, техногенных бедствий, а также аварий, имеющих экологические последствия;
функционирование специализированной государственной службы спасения населения и ликвидации последствий чрез вычайных экологических ситуаций, экологических катас троф и стихийных бедствий;
поддержка деятельности экологической безопасности;
международное сотрудничество [1].Особенность формирования системы экологической безопасности заключается в том, что она не может реализовываться во имя человека в ущерб окружающей среде, за счет ущемления одними экологических прав других, путем насилия над природой. Только жизнь в согласии человеческих сообществ между собой, человека и биосферы, общества и природы, взаимная регуляция гарантируют их взаимное существование и устойчивое развитие.
В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена международная встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля, вызванная тем, что глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетия, и эти изменения несут реальную угрозу
1.3. Виды безопасности
25
безопасности и обеспеченному будущему людей. На встрече был принят всемирный план действий — Повестка дня на XXI век, — направленный на достижение устойчивого развития. Первоочередными задачами для обеспечения устойчивого развития являются:
поиск путей, позволяющих обеспечить экономический рост и процветание при одновременном уменьшении расхода энергии, сырья и производственных отходов;
определение сбалансированных структур потребления для всего мира, которые Земля сможет выдержать в течение продолжительного времени.
Расточительный стиль жизни огромным грузом ложится на окружающую среду. Одной из основных причин постоянной деградации окружающей среды во всем мире является структура потребления и производства, не обеспечивающая устойчивости, особенно в промышленно развитых странах. В данном случае устойчивое развитие означает управляемое, согласованное с эволюционными законами природы и общества развитие, т.е. такое, при котором жизненные потребности нынешнего поколения удовлетворяются без лишения такой возможности будущих поколений [25].
Информационная безопасность. Б современном мире информация играет все более и более определяющую роль, оттесняя на вторые роли такие еще недавно главенствующие атрибуты, как вещество и энергия. Она прочно вошла во все сферы деятельности современного общества, в повседневную
жизнь и быт людей.
В настоящее время во все большей степени экономический потенциал определяется уровнем развития информационной инфраструктуры. Информация теперь считается стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств страны. Политическая сфера и политические возможности стран, которые влияют на мировые события, определяют сегодня не столько силовые, сколько информационные факторы: возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран, распространять и внедрять свои духовные, идейные ценности, свою культуру, язык; возможности тормозить духовно-культурную экспансию других стран, трансформировать и даже подрывать их духовно-нравственные устои.
Есть немало свидетельств тому, что с помощью целенаправленного информационного воздействия можно управлять
состоянием и поведением не только отдельно взятого человека, но и коллективами людей, населением региона и даже государства, т.е. в современных условиях существует реальная опасность манипулирования сознанием и поведением целых народов. Более того, в обиход вводятся понятия информационной экспансии и информационной войны, причем под этим понимается нанесение противнику ущерба путем массированного информационного воздействия. На Западе открыто подведены итоги холодной третьей мировой войны как войны мировоззрений, войны идеологической, но прежде всего как войны информационной, в которой Советский Союз понес сокрушительное поражение. Информация остается, главным оружием и в новых схватках на международной арене за передел мира и достижение других Целей. Растет уязвимость личности, социальных групп, общества и государства, мирового сообщества от информационных опасностей и угроз [5].
Под информационной безопасностью понимается способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания своей жизнедеятельности и жизнеспособности,, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации; вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.
Коллективная безопасность — качество отношений государств и обществ, при которых обеспечивается их совместная защищенность от внутренних и внешних угроз. Коллективная безопасность включает систему мер, направленных на поддержание международного мира, предотвращение войны, на оказание коллективного отпора агрессии и коллективной помощи, в том числе и военной ее жертве. Это сотрудничество может осуществляться в рамках ОНН, международных организаций или на региональной основе, например как система безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.
Создание системы коллективной безопасности решается комплексом мер политического, экономического, правового
характера, а также конкретными военно-организационными мерами. Коллективная безопасность государств-участников базируется на следующих основных принципах:
— неделимость безопасности; агрессия против одного государ ства-участника рассматривается как агрессия против всех
государств-участников;
равная ответственность государств-участников за обеспече ние безопасности;
невмешательство во внутренние дела и учет интересов друг
друга;
коллективная оборона;
принятие решений по принципиальным вопросам обеспе чения коллективной безопасности на основе консенсуса;
соответствие состава и готовности сил и средств масштабу
военной угрозы;
— возможность размещения отдельных баз и объектов одних государств-участников на территории других государств- участников [5].
Таким образом, если систематизировать все сказанное, то безопасность жизнедеятельности можно определить как такое состояние окружающей среды, при котором исключена возможность повреждения организма человека в процессе его разнообразной деятельности.
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита человека в среде обитания от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности [3]. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в среде обитания физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых пределов. Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека — решение этих проблем должно быть целью специалиста в любой сфере деятельности при выполнении профессиональных обязанностей.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени