16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
Эвакуация в чрезвычайных ситуациях крайне необходима и порой является единственно надежным способом защиты на-
селения.
В чистом виде эвакуация бывает редко, как правило, она сочетается с другими защитными мероприятиями: укрытием,
16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
п роведением противорадиационных, медицинских, противопожарных, инженерных работ.
Количество людей, подлежащих эвакуации, каждый раз определяется местными органами власти с учетом рекомендаций органов ГО и ЧС, исходя из условий» характера и масштабов чрезвычайных ситуаций*
Во время эвакуации людей вывозят (выводят) в загород ную зону, т.е. в те районы и Населенные пункты, где далънейшее их проживание не представляется опасным. Удаленность людей от зоны ЧС может быть самой различной — oт несколь ких километров до сотен.
Районы (населенные пункты), где размещаются эвакуиро ванные, как правило, находятся вблизи железных и автомо- бильных дорог, речных пристаней,
Цель эвакуации — вывести (Вывезти) людей из опасных зон и свести потери до минимума, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивость функционирования объектов экономики, создать условия для формирования группировок сил и средств в загородной зоне в интересах проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайной ситуации и в особый период.
Основными документами по вопросам эвакуации являются "Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" и "Руководство по планированию, организации и проведению эвакуационных мероприятий в военное время".
Эвакуация бывает плановой (по военно-политическим причинам) и экстренной в силу неожиданно возникших чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
Эвакуация населения планируется из:
городов, отнесенных к группам по гражданской обороне (категорированных городов), которые определяются в за конодательном Порядке в зависимости от их военно-стра тегического и экономического значения;
городов (населенных пунктов), имеющих объекты особой важности или железнодорожные станции первой категории по ГО;
населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и катастрофических затоплений;
приграничных районов и населенных пунктов, располо женных в зонах возможных разрушений военных объектов.
336Гл. 16. Организация защиты населения в мирное и военной время
16.3. Эвакуаимонные мероприятия в чршычайных ситуациях
337
При затоплении эвакуация населения планируется из:
населенных пунктов, до которых волна прорыва доходит менее чем за 4 часа;
из остальных Населенных пунктов — при непосредствен ной угрозе затопления.
Эвакомероприятия планируются и подготавливаются в мирнре время в условиях повседневной деятельности и осу^ ществляются по особому распоряжению. Организуют эвакуацию начальники ГО — главы администраций городов, районов, руководители предприятий, организаций, учреждений.
Работающие смены Действующих Объектов экономики с началом эвакуации остаются На рабочих Местах в готовности по сигналу укрыться в защитных сооружениях- В загородную зону они направляются после прибытия оттуда им на замену отдохнувших смен.
Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими членами семей) объектов, попавших в зону ЧС, а в военное время прекращающих свою деятельность, а также нетрудоспособное население и граждане, не занятые в производстве и в сфере обслуживания.
Эвакуация рабочих, служащих И членов их семей осуществляется по производственному принципу, т.е. по предприятиям, цехам, отделам.
Эвакуация населения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу, т.е. по месту жительства, через домоуправления и другие жилищно-коммунальные организации. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но в особых случаях образовательные учреждения и детские сады вывозятся самостоятельно.
На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются эвакуационные комиссии. Они ведут учет количества рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации, разрабатывают документы, контактируют с районными (городскими) органами, сборным эвакуационным пунктом (СЭП), эвакоприемной комиссией и приемным эвакопунктом (ПЭП) в загородной зоне.
Сборный эвакуационный пункт предназначен для сбора, регистрации и организованной отправки населения. При вывозе людей железнодорожным или водным транспортом СЭП размещаются вблизи станций, портов (пристаней) и на пред-
приятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе населения автотранспортом СЭП размещаются на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, к нему приписываются ближайшие учреждения и организации.
Приемные эвакуационные пункты создаются для встречи прибывающих в загородную зону людей, их учета и размещения в конечных пунктах эвакуации.
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначаются для населения, эвакуируемого пешим порядком, когда конечные пункты размещения значительно удалены от города. Такие ППЭ создаются в населенных пунктах, находящихся на маршрутах движения, С этих пунктов население следует дальше пешком или вывозится транспортом.
Для оказаний помощи больным используются местные лечебные учреждения, а также тот медицинский персонал, который приписан к колонне.
Пункты посадки организуются на железнодорожных станциях и платформах, в портах и на пристанях, у подъездных путей предприятий. Пункты посадки на автотранспорт создаются, как правило, непосредственно у СЭП.
Пункты высадки располагаются вблизи мест размещения эвакуируемого населения.
Получив распоряжение о начале эвакуации, начальник ГО объекта сообщает об этом руководителям производственных подразделений, указывая время прибытия на СЭП. Последние доводят необходимую информацию до рабочих и служащих, а те — до членов своих семей. Неработающее население оповещается по месту жительства жилищными органами.
Узнав об эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду. Взять с собой следует только самое необходимое:
личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение, деньги, ценные бумага);
продукты питания на 2—3 суток и питьевую воду;
одежду, обувь (в том числе теплую), принадлежности туалета;
белье, некоторые постельные принадлежности на случай длительного пребывания в загородной зоне.
338 Гл 16 Организация защиты населения в мирное « военное время'
16,3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
339
Из продуктов питания следует брать такие, которые могут долго храниться, консервы, концентраты, копчености, сухари, печенье, сыр, сахар и др. Питьевую воду нужно налить во | флягу, термос, бутылку с пробкой. Целесообразно иметь кружку, чашку, ложку, перочинный нож, спички, карманный фонарик. Вещей разрешается брать не более 50 кг На одного человека.
При подготовке к эвакуации пешим порядком необходимо подготовить обувь. которая при совершении марша не натирала бы ноги и соответствовала бы сезону.
В случае следования в загородную зону транспортом вещи и продукты можно уложить в чемоданы, сумки или рюкзаки. Если же придется идти пешком, тогда следует все уложить в рюкзак или вещевой мешок и к каждому из них прикрепить бирки с указанием своей фамилии, инициалов, адреса жительства и конечного пункта эвакуации. В этом случае больше вероятность, что чемодан или рюкзак не потеряются.
Детям дошкольного возраста необходимо пришить к одежде и белью ярлычки с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации.
Перед уходом из квартиры нужно выключить все осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сетей, окна и форточки, включить охранную сигнализацию (если такая есть), закрыть квартиру на все замки. Если в семье есть престарелые или больные, которые не могут эвакуироваться вместе со всеми членами семьи, об этом следует сообщить начальнику СЭП для принятия необходимых мер.
К установленному сроку граждане, вывозимый в загородную зону, прибывают с вещами на СЭП. Здесь они проходят регистрацию, затем распределение по вагонам, автомашинам, судам и ожидают посадки. В назначенное время людей выводят к местам посадки.
Для вывоза населений по железной дороге и водными путями используется не только пассажирский транспорт, но и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотненная загрузка вагонов, а также увеличение длины железнодорожного состава.
При перевозке людей автотранспортом кроме автобусов задействуются приспособленные для этой цели грузовики и автоприцепы. Может быть привлечен и личный транспорт.
Все автомашины следуют колонной и, если возможно, при сопровождении сотрудников ГИБДД. >
Посадку организуют старшие по вагонам и автомашинам. В пути следования запрещается на остановках переходить из машины в машину, из вагона в вагон без разрешения стар-ших. По прибытии на станцию (пристань) высадка производится только по команде начальника эшелона, автомобильной колонны. Вывод населения пешим порядком осуществляется преимущественно по дорогам, В отдельных случаях - по обочинам и обозначенным маршрутам вне дорог,
Колонны формируются: на предприятиях (в учреждениях, по месту жительства). Численность их может быть самой различной. Для удобства управления колонна разбивается на части — коллективы цехов и другие производственные подразде-Ленда, а внутри частей — на группы по 20—30 человек. В каждой колонне назначается начальник, а в группе — старший. Средняя скорость движения колонн принимается не более 4 км/час. Через каждые 1—1,5 часов предусматривается малый привал продолжительностью 10—15 мин, а после половины перехода — большой привал на 1—2 часа. Весь переход завершается прибытием в конечный пункт эвакуации.
Во время марша эвакуируемым необходимо соблюдать установленный порядок; выполнять все команды и распоряжения начальника колонны и старшего группы; не покидать колонну без разрешения; не пить воду из источников, не Проверенных медицинской службой. При движении необходимо ночью следить за тем, чтобы соседи по колонне не отставали, а на привалах не засыпали.
В зимнее время нужно следить за появлением признаков обморожения у себя и соседей, на привалах не ложиться на снег; при плохом самочувствии обращаться к медицинскому работнику, сопровождающему колонну.
По прибытии к месту назначения все граждане организованно проходят регистрацию на ПЭП и в сопровождении старших расходятся по домам. Прибывшие не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать места проживания и перемещаться из одного населенного пункта в другой.
В загородной зоне организуется медицинское и бытовое обслуживание. Детей при необходимости устраивают в школы и детские сады. Снабжение продовольствием и предметами
340
Гл 16 Организация защиты населения в мирное и военное ере
первой необходимости производится через сеть как государственной и кооперативной торговли, так и местного населения.
Доброжелательная встреча местным населением уставший и нередко встревоженных людей — одно из условий преодоле-| ния трудностей устройства их на новом месте.
После завершения эвакуационных мероприятий ПЭП со- вместо с органами местного самоуправления принимает меры i по вопросам более качественного размещения и жизнеобеспе- чения эвакуируемых в загородной зоне.
Время нахождения эвакуируемых в этих районах зависит от масштабов ЧС, масштабов применения современных средств .| поражения и других факторов. Проблема эвакуации населения и в обозримом будущем останется весьма актуальной, а организация эвакуации — сложным и трудоемким делом.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени