17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
Организация ликвидации ЧС зависит от ее характера и масштабов, а также от последствий. Организатором ликвидации ЧС является комиссия по чрезвычайным ситуациям. Органы ГО и ЧС, будучи структурным подразделением органов исполнительной власти, предназначены для повседневного управления и контроля (в пределах своей компетенции) за выполнением мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и готовности к действиям при их возникновении.
Перед тем как принять решение проводить спасательные работы, необходимо получить достоверную информацию о сложившейся ситуации. Для этого в зону бедствия (это часть зоны ЧС, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС) организуется комплексная разведка с привлечением специалистов-химиков, инженеров, пожарных и медиков.
Звено радиационной и химической разведки определяет наличие радиоактивного загрязнения (мощности дозы в различных точках, динамику их увеличения или спада) и химического заражения (тип основного химического вещества, направление и скорость ветра, температуру воздуха и почвы, требуемые средства индивидуальной защиты при производстве работ).
Звено инженерной разведки устанавливает характер и степень разрушения дорог, сооружений, коммунально-энергетических сетей, вид завалов, определяет ориентировочный объем работ и необходимую инженерную технику.
Звено разведки команды пожаротушения выявляет пожарную обстановку — участки сплошных и отдельных пожаров, рубежи локализации и способы тушения огня, положение водоисточников и примерную потребность в противопожарных силах.
Звено медицинской разведки оценивает санитарно-гигиеническую обстановку, выявляет места нахождения пораженных, их приблизительное количество и виды поражения, устанавливает необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи. При необходимости в звено включают специалистов-эпидемиологов, которые отбирают пробы воздуха и почвы для лабораторного определения вида возбудителей инфекции. Для разведки на объектах сельскохозяйственного производства привлекаются специалисты фитосанитарного надзора и ветеринары.
На основе данных, полученных из различных органов и от специальной комплексной разведки, председатель КЧС оценивает обстановку и принимает решение. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в зонах бедствия района ЧС — одна из основных задач сил и средств РСЧС.
Основными целями проведения АСиДНР являются:
спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным;
локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ;
создание условий для последующего проведения восстановительных работ.
Основная цель спасательных работ — розыск пораженных и извлечение их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим, эвакуация их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие мероприятия:
ведение разведки маршрутов выдвижения формирований
на участки работ;
локализация и тушение пожаров на объектах и путях выдвижения к ним;
розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
вскрытие разрушенных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
подача воздуха в заваленные помещения, подвалы и защитные сооружения;
оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
обеззараживание территории, сооружений, техники, продовольствия, воды, одежды и санитарная обработка людей.
В соответствии с установленными правилами эвакуация пострадавших проводится в следующем порядке: на транспорт грузят в первую очередь тяжелопораженных, затем пострадавших со средней тяжестью поражения, при которой люди могут ехать сидя, и последними — легкопораженных. Основным принципом организации первой медицинской помощи является оказание ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществление их эвакуации в лечебное учреждение.
Комплекс других неотложных работ включает:
прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
Масштабы аварий и катастроф определяют объем и условия проведения АСиДНР. В очагах комбинированного поражения, как правило, создаются наиболее сложные условия для ведения всех работ. Сил и средств для ликвидации последствий ЧС должно быть столько, чтобы они смогли обеспечить непрерывность работы формирований ГО. Это положение достигается своевременным наращиванием усилий, умелым привлечением резервов, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.
Создание группировки сил и средств, предназначенных для проведения АСиДНР, предусматривается в планах КЧС. При угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения состав и построение группировки уточняются с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств, объема работ в очагах поражения. Как правило, в группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты МО РФ. В целях достижения непрерывного проведения работ группировка сил строится, эшелонировано и состоит из формирований первого эшелона, второго и резерва. Ведение первоочередных АСиДНР, особенно на объектах, продолжающих работу, осуществляет первый эшелон группировки сил и средств. Для наращивания усилий и расширения фронта работ, а также для замены формирований первого эшелона используется второй эшелон. Задача резерва — решение внезапно возникающих задач, наращивание усилий, замена части первого (второго) эшелона, перенос усилий на вновь возникающие участки работ.
Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам, что обеспечивает непрерывность ведения работ. При составлении смен должна соблюдаться целостность организационной структуры и производственного принципа. Состав эшелонов и смен определяется исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.
В целях беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Решение по созданию таких отрядов принимает председатель КЧС района. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты). ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и другие работы.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени