14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
Постановлением Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924 "О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, вторая — для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на
297
п отенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.
Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды на всей территории РФ осуществляет служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Она ведет контроль:
за радиационным загрязнением — путем измерения мощ ности дозы гамма-излучения — в 1394 пунктах;
за выпадением и концентрацией радиоактивных аэрозолей в приземном слое — более 500 пунктов;
за содержанием трития и стронция-90 в пробах атмосфер ных осадков, морских и пресных вод — 102 пункта;
за химическим заражением — в 325 городах России + 661 пункт контроля загрязнения воздуха, за концентрацией ОВ на 1326 водных объектах и на 603 станциях контроля морских вод;
за химическим составом осадков — в 239 пунктах снежного покрова и в 586 пунктах контроля за загрязненностью почв и т.д. [20].
Госкомсанэпиднадзор, Минсельхозпрод, Роскомрыболов-ства, имеющие сотни лабораторий и постов, ведут контроль за чистотой сырья и готовой продукции.
Наблюдение за природными явлениями и процессами — сейсмологическими, геологическими, геофизическими и т.п. — осуществляется с использованием различных систем, в том числе расположенных на спутниках.
Не менее важным является контроль за опасными процессами в техносфере, для которого используются системы аварийного контроля промышленных объектов.
Основные данные по контролю поступают в органы управления РСЧС федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней управления и в рабочие органы (МЧС, региональные центры, управления ГО и ЧС), которые оценивают обстановку и принимают решения на проведение защитных мероприятий, оповещают население об опасности и информируют его о порядке действий. С целью обеспечения оперативности управления в ЧС создана автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС (АИУС РСЧС). Она обеспечивает поступление информации от объектов до центра управления МЧС в кризисных ситуациях.
298 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
У казанным постановлением утвержден также перечень сил постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:
сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;
Центральный аэромобильный спасательный отряд (Цент- роспас);
Поисково-спасательная служба МЧС России;
Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер";
авиация МЧС России.
Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Длительное время они являются главной силой системы гражданской обороны. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития, испытание войной 1941—1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В 1991 г. указом Президента РФ Войска ГО были переданы в состав МЧС России. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны, решают задачи преимущественно мирного времени — участвуют в аварийно-спасательных работах, локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, эвакуируют пострадавшее население, обеспечивают людей продовольствием, а также предметами первой необходимости.
Вместе с тем на войска ГО возложены задачи и военного времени: радиационная, химическая и бактериологическая разведка, эвакуационные мероприятия, пиротехнические работы. Структура этих войск нами уже рассмотрена выше [14].
Центроспас. Основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера является Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест
299
14.3. Силы и средства РСЧС и гражданской обороны
ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.
О тряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются 5 самолетов Ил-76, 6 малогабаритных спасательных вертолетов БО-15, позволяющих оперативно добираться в труднодоступные районы и эва-куировать оттуда раненых и больных в места базирования "большой" авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение.
В составе отряда есть свой госпиталь — аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район чрезвычайной ситуации практически в любой точке Российской Федерации. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера [14].
Поисково-спасательная служба МЧС России. Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательных отрядов (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек, дислоцированных в 55 субъектах РФ.
В последние годы российская поисково-спасательная служба получила активное развитие за счет создания территориальных формирований, финансируемых из средств местного бюджета. Такие формирования общей численностью около 4500 человек уже созданы в 45 субъектах РФ.
Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях; оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения; профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием, включающим: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные — для
14.3. Силы и средства РСЧС и гражданской обороны
301
поиска в снежных лавинах. У них есть также телевизионные системы поиска пострадавших. С учетом опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных государств ведется работа по созданию новейших, в том числе уникальных, образцов техники для проведения спасательных работ. Развивается и кинологическая
служба МЧС России.
Формирования ПСС способны за период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инвентарем и оборудованием, а по прибытии туда — немедленно приступить к работам.
Центр по проведению спасательных операций особого риска. Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся своей спецификой, требующие особых навыков, например в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же ЧС происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Случается и так, что этот риск сопровождается опасностью, исходящей от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться чужим добром. Для работы в таких условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер", на который возложены следующие задачи:
проведение первоочередных аварийно-спасательных и дру гих неотложных работ особой сложности в труднодоступ ной местности с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;
осуществление первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного сна ряжения;
оказание пострадавшим первой медицинской и врачебной
помощи;
выполнение подрывных и пиротехнических работ;
защита людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах чрезвычайных ситуаций;
обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, матери альных и культурных ценностей при их эвакуации из райо нов чрезвычайных ситуаций.
В состав Центра входят подразделения: горно-спасатель-
ных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательное; спасения и эвакуации населения, сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки [14].
Авиация МЧС России. Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров министерства.
В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой. Это транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п, пассажирский самолет Ил-б2м, оснащенный специальной связью, командный пункт управления на базе самолета Як-42, различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов конструкторских бюро Миля и Камова.
Новая концепция авиационного обеспечения деятельности РСЧС предусматривает существенное реформирование авиации до 2005 г. К этому времени в региональных центрах начнется развертывание вертолетных комплексов экстренного реагирования и авиационных комендатур. Предполагается, что Центральная группировка авиации МЧС в своем составе будет насчитывать 33 самолета и вертолета, Сибирская — 25, Южная — 6 и Дальневосточная — 11.
Авиация МЧС России выполняет следующие задачи:
проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении чрезвы чайных ситуаций; наведение наземных поисково-спаса тельных сил на объекты поиска; десантирование парашют ным, беспарашютным и посадочным способами спаса тельных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;
осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности;
302 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
о бработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;
обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансля ция связи между наземными пунктами управления и спаса тельными формированиями;
выполнение воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, ава рийно-спасательных работ, оказания медицинской помо щи, а также оперативных групп специалистов министерств и ведомств, грузов гуманитарной помощи и материально- технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населе ния, вывоз уникального, оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национадь-
. ного корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы [14}.
Другие силы и средства РСЧС. Помимо названных выше сил и средств МЧС России в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят и другие силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-технических формирований феде ральных органов исполнительной власти;
формирований и учреждений Всероссийской службы ме дицины катастроф;
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продоволь ствия Российской Федерации;
военизированных служб по активному воздействию на гид рометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
формирований гражданской обороны Российской Федера ции территориального, местного и объектового уровней;
специально подготовленных сил и средств российской армии, войск МВД, железнодорожных войск и других во инских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
аварийно-технических центров Министерства по атомной
энергии;
303
14.3. Силы и средства РСЧС и гражданской обороны
служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
в осстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения;
аварийно-спасательных служб и формирований Федераль ной службы морского флота России (включая Государст венный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры федеральной службы речного флота России, других федеральных органов ис полнительной власти.
Итак, в современных условиях наше государство располагает необходимыми профессионально подготовленными силами и средствами для оперативного реагирования и проведения спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
15.1. 0рганизащя гражданской обороны на промышленном объект
305
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени