11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
Непредсказуемость и внезапность аварий на химически опасных объектах, высокая скорость формирования и распространения облака загрязненного воздуха требуют принятия оперативных мер по защите. В связи с этим защита населения от СДЯВ организуется по возможности заблаговременно, а при возникновении аварий проводится в минимально короткие сроки.
Профилактика возникновения аварий на ХОО. Важная и основная роль в стратегии смягчения последствий аварии на ХОО принадлежит профилактике возникновения аварий и снижению ущерба от них. Реализация этих целей обеспечивается комплексом мероприятий, проводимых по следующим основным направлениям:
использование безопасных технологий, осуществление ор ганизационных, технических, специальных и других мер, обеспечивающих высокую эксплуатационную надежность ХОО, а также ограничение распространения СДЯВ за пределы санитарно-защитной зоны при авариях и разрушениях;
наличие систем и приборов контроля химического загряз нения окружающей среды;
осуществление контроля химической обстановки в районах расположения ХОО и в районах возможного химического загрязнения;
наличие оперативных систем оповещения об авариях на ХОО, в первую очередь локальных сетей оповещения в районах расположения ХОО;
планирование мероприятий по защите населения, рабочих и служащих, объектов экономики и социальной сферы;
обеспечение населения, проживающего или находящегося в опасных зонах, средствами защиты;
проведение работ по обвалованию хранилищ или емкостей со СДЯВ;
подготовка запасов материалов для нейтрализации СДЯВ;
защита водоисточников и продовольствия, герметизация складов, холодильников и технологического оборудования на предприятиях пищевой промышленности;
обучение рабочих, служащих и населения в объеме, даю щем обучаемым определенные знания и навыки, необхо димые для эффективного применения средств и способов защиты от СДЯВ.
Важное значение в деле профилактики аварий на химически опасных объектах имеет повышение уровня автоматизации и механизации технологических процессов, оснащенности их быстродействующими техническими средствами защиты, в том числе автоматическими отсечными устройствами, системами взрывопредупреждения и локализации развития аварий, а также совершенствование профессиональной подготовки производственного персонала.
Эффективным способом уменьшения последствий аварий на ХОО является снижение запасов опасных веществ до минимально необходимых по технологии количеств. Особенно это важно на этапах погрузочно-разгрузочных работ в хранилищах сырья и готовой продукции.
Стабильность эксплуатации объектов с химическими компонентами должна обеспечиваться высокой надежностью энерго- и водоснабжения, внедрением системы безаварийной остановки производства при внезапных прекращениях подачи электроэнергии и воды.
Для ХОО предусматривается создание санитарно-защитной зоны (СЗЗ), в которой запрещается размещение жилых зданий, детских, лечебно-оздоровительных учреждений и других объектов, не относящихся к химически опасным. Согласно "Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий" радиус СЗЗ для ХОО должен быть не менее 300 м, а для ХОО, имеющих объем СДЯВ свыше 8000 м3, — не менее 1000 м. При наличии в населенных пунктах рядом с ХОО мест
244
Гл. 11. Аварийно химически опасные вещества и химическая защита
11:3. Организация защиты населения при авариях на ХО245
массового скопления людей (стадионы, рынки, парки и т.п.) , это расстояние удваивается.
Мероприятия, проводимые при аварии на ХОО. На возможные масштабы последствий аварий на ХОО влияет ряд факторов, основным из которых является скорость выхода СДЯВ в атмосферу. Поэтому при ликвидации последствий аварии первоочеред- ными являются работы, связанные с ограничением распро-странения жидкой фазы СДЯВ и снижением скорости ее испарения.
Для ограничения выхода жидкой фазы СДЯВ из емкости принимаются меры по ликвидации течи, если они возможны, или по перекачиванию жидкости из аварийной емкости в запасную. Перекачка осуществляется способами и средствами, принятыми в промышленности.
Ограничение растекания СДЯВ на местности в целях уменьшения площади испарения осуществляется с помощью инженерных средств (бульдозеров, скреперов, экскаваторов). Оно заключается в создании препятствий в виде валов из перемещенного или насыпного грунта. Возможно и направление потоков жидкой фазы СДЯВ в естественные углубления. При проведении работ необходимо в первую очередь предотвратить попадание СДЯВ в реки, озера, подземные коммуникации, подвалы зданий, сооружений и т.п.
В отдельных случаях жидкая фаза может собираться в специальные емкости для последующей нейтрализации. Снижение скорости испарения СДЯВ может быть осуществлено несколькими способами:
поглощением жидкой фазы СДЯВ слоем сыпучих адсорб ционных материалов (грунта, песка, шлака и т.п.);
изоляцией жидкой фазы СДЯВ пенами;
разбавлением жидких СДЯВ водой или растворами ней трализующих веществ.
Для поглощения жидкой фазы СДЯВ слоем сыпучих адсорбентов материал рассыпают (надвигают) на жидкую фазу. При этом слой адсорбента должен быть не менее 10—15 см. Загрязненные сыпучие материалы и верхний слой грунта (на глубине впитывания СДЯВ) при необходимости собирают в специальные емкости для последующего вывоза в места нейтрализации. В тех случаях, когда условия охраны окружающей
среды позволяют проводить нейтрализацию СДЯВ на месте, загрязненный адсорбент и грунт не собирают и не вывозят.
Если СДЯВ горючее и если позволяют окружающие условия, то небольшие загрязненные участки можно выжигать.
Изоляция жидкой фазы СДЯВ пенами осуществляется в целях уменьшения выхода паров в атмосферу. Для этого в пену могут вводиться нейтрализующие добавки, которые вступают в химические взаимодействия со СДЯВ, в результате чего образуются нетоксичные или малотоксичные вещества.
Основным и наиболее доступным способом снижения скорости испарения СДЯВ является разбавление жидкой фазы струей воды или растворами нейтрализующих веществ. Вода или растворы нейтрализующих веществ могут подаваться в очаг аварии в мелкодисперсном виде или компактными струями. Мелкодисперсная фракция в виде "зонта" обеспечивает нейтрализацию паров СДЯВ. Компактная струя используется для нейтрализации концентрированных кислот, окислителей и других веществ, бурно реагирующих с водой.
Основные меры защиты рабочих, служащих и населения при аварии на ХОО:
оповещение о химически опасных авариях;
временная эвакуация и укрытие людей;
ограничение доступа и перемещения населения в зонах за грязнения;
медицинская помощь пострадавшим при химически опасных авариях;
использование индивидуальных средств защиты;
определение и соблюдение режимов химической защиты;
санитарная обработка людей, дегазация территории, соору жений, транспорта, техники и имущества.
Оповещение об аварии на ХОО возложено на дежурные службы министерств, консорциумов и ХОО, органы гражданской обороны всех уровней.
Оповещение передается на все предприятия и в населенные пункты, находящиеся в пределах площади, ограниченной радиусом, равным максимально возможной глубине распространения СДЯВ при данных метеорологических условиях. После поступления сигнала о химически опасной аварии приводятся в готовность к использованию средства индивидуальной и коллективной защиты, а в ряде случаев могут проводиться и
246
Гл. 11. Аварийно химически опасные вещества и химическая защитщ
11.3. Организация защиты населения при авариях на ХОО247
подготовительные мероприятия к временной эвакуации пepcо-нала и населения. По сигналу оповещения во всех помещени-ях вентиляционные системы без фильтров выключаются переводятся на режим внутренней циркуляции, а с фильтрами включаются в режим фильтровентиляции.
В системе оповещения используются электросирены и ап-паратура дистанционного управления и циркуляционного вы-зова. Кроме того, для оповещения может использоваться теле- и радиовещание, аппаратура производственной громко-говорящей связи и телефонная связь.
Учитывая возможность поступления большого количества! запросов от различных организаций и населения при возник-новении химически опасных аварий и оповещения о них, на ХОО целесообразно организовать информационную (справочную) службу, которая по мере развития аварии и в ходе ликвидации ее последствий должна осуществлять информацию, особенно по правилам поведения людей в условиях загрязне- ния СДЯВ.
Временная эвакуация персонала и населения предусматри- вает их вывоз (вывод) из района химического загрязнения (возможного района загрязнения) в целях исключения или уменьшения степени поражения. Следует отметить, что эвакуация населения, учитывая быстротечность развития аварии, будет иметь серьезные трудности в ее проведении, особенно связанные с возможностью возникновения паники среди населения, а потому является крайней мерой защиты и проводится в исключительных случаях.
Наиболее эффективно временная эвакуация населения может быть проведена до подхода первичного облака СДЯВ.
Важную роль в поддержании общественного порядка в районе аварии играет ограничение доступа в него людей, а также регулирование различных перемещений сил и средств, участвующих в ликвидации последствий аварии на загрязненной территории. Для выполнения этих важных задач организуются контрольно-пропускные пункты, оцепление загрязненной территории, выставление постов и установление шлагбаумов на дорогах, ведущих в зону загрязнения, патрулирование улиц городов и населенных пунктов, регулирование движения на маршрутах эвакуации населения, установление предупредительных знаков (щитов) на границах зон загрязнения.
При быстротечном развитии ситуации предусматривается временное укрытие населения в убежищах, оборудованных фильтрами. Если убежища отсутствуют, населению на период прохождения первичного облака или до эвакуации рекомендуется оставаться в жилых и служебных помещениях, приняв меры по их герметизации и надев средства индивидуальной защиты (хотя бы простейшие). В дальнейшем, соблюдая режим химической защиты, следует действовать в соответствии с указаниями отдела ГО и ЧС.
Локализацию, а затем и ликвидацию химически опасных аварий организуют комиссии по ЧС, для ликвидации химически опасных аварий используют специальные аварийно-спасательные формирования, штатные и нештатные отряды и команды объектов экономики и социальной сферы, а также территориальные формирования ГО.
Аварийно-спасательные формирования должны иметь средства пожаротушения и доставки большого количества воды, бульдозеры, траншейные машины, средства для разборки завалов, ликвидации аварий на различных энергетических сетях, специальные средства защиты от СДЯВ, запасы табельных дегазирующих веществ.
Особое внимание при комплектовании команд обращается на тщательный подбор командно-начальствующего состава. Эти люди должны не только обладать хорошими организаторскими способностями и высокими волевыми качествами, но и иметь специальные знания, а по возможности и опыт работы по ликвидации химически опасных аварий.
Ликвидация последствий локальной аварии на ХОО проводится специальными штатными газоспасательными отрядами и формированиями гражданской обороны самих объектов. Руководство ликвидацией последствий локальной аварии на предприятии осуществляет штаб проведения аварийных работ во главе с главным инженером предприятия.
К ликвидации последствий местной аварии кроме сил и средств предприятия могут привлекаться части и формирования ГО города (района, области). Руководство ликвидацией местной аварии осуществляет штаб проведения аварийных работ предприятия или районная (городская) комиссия по чрезвычайным ситуациям.
К ликвидации последствий общей аварии кроме сил и средств предприятия и ГО могут привлекаться воинские подразделения и части.
248
Гл. 11. Аварийно химически опасные вещества и химическая защитащ
11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды249
Руководство работами по ликвидации последствий общей аварии в зависимости от масштаба осуществляет районная, областная (краевая) или республиканская КЧС, а в случае особо тяжелыми последствиями — Правительственная комиссия.
Организация ликвидации последствий химически опас-ной аварии на транспорте при перевозке сильнодействующих-] ядовитых веществ также зависит от ее масштабов и послед- вий. Мелкие аварии (капельное истечение, нарушение герме-тичности запорных устройств и т.п.) устраняются специалис- тами, сопровождающими транспорт с сильнодействующими ядовитыми веществами.
При более крупных авариях, связанных с нарушением , герметичности цистерны, со значительным выбросом (утеч- кой) СДЯВ, ликвидация аварии и ее последствий организуется управлением железной дороги с участием местных КЧС. К ликвидации таких химических аварий и их последствий могут также привлекаться специальные команды с предприятий — грузоотправителей, а также части (подразделения) гражданской обороны.
- Г лава I
- Глава 2
- ,Глаца 3
- Глава в
- Глава 16
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.1. Понятие безопасности
- 1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности
- 1.3. Виды безопасности
- Глава 2
- 2.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления
- Глава 3
- 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата
- 3.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест
- Глава 4
- 4.1. Природная среда и ее загрязнения
- 4.2. Негативные факторы производственной среды
- Глава 5
- 5.3. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания
- 5.3.1. Вредные химические вещества
- 5.3.2. Вибрация, акустические колебания и шумы
- 5.3.5. Электрический ток
- Глава 6
- 6.1. Потенциальная опасность и риск
- 6 .2. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций
- Глава 7
- 7.1. Нормативные показатели безопасности технических систем
- 7 .2. Методы и производственные средства
- Глава 8
- 8.1. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов
- 8.1.1. Средства защиты атмосферы
- 8.1.2. Средства защиты гидросферы
- 8 .2. Средства индивидуальной защиты
- Глава 9
- 9.2. Поражающие факторы источников чс природного и техногенного характера
- 9 .3. Виды оружия массового поражения и последствия его применения
- Глава 10
- 10.2. Оценка и прогнозирование радиационной обстановки
- 10.3. Мероприятия по ограничению облучения населения и его защите в условиях радиационной аварии
- Глава 11
- 11.2. Оценка химической обстановки
- 11.3. Организация защиты населения при авариях на химически опасных объектах
- 11.4. Контроль химического загрязнения окружающей среды
- Глава 12
- 12.1. Основные понятия. Причины пожаров и взрывов
- 12.2. Оценка пожарной обстановки. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 12.3. Защита населения при авариях на пожаро-и взрывоопасных объектах
- 1 2.4. Огнетушащие вещества и средства тушения пожаров
- Глава 13
- 13.1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики... 273
- 13.2. Методика оценки устойчивости объекта
- 13.3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики
- Глава 14
- 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 282 Гл. 14. Росс. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
- 283 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 286 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.*
- 287 14.1. Назначение, основные задачи и структура рсчс
- 14.2. Основные задачи и структура гражданской обороны
- 14.3. Силы и средства рсчс и гражданской обороны
- Глава 15
- 15.1. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
- 15.2. Гражданские организации го
- 15.3. Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Глава 16
- 16.2. Инженерная зашита населения и объектов
- 16.3. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
- Глава 17
- 17.1. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 17.2. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации
- 17.3. Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений
- Глава 18
- 18.1. Организ. И правовые основы охраны окружающей природной среды 371
- 18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
- 18.3. Организация и управление пожарной безопасностью
- 18.4. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени