logo search
Лекция_Безопасность в ЧС

7.2.1. Предназначение, задачи и структура рсчс и го

Предназначение РСЧС

РСЧС предназначена для предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций техногенного, природ­ного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий (при оп­ределенных структурных изменениях) и для реше­ния задач по защите населения и территорий в чрезвы­чайных ситуациях военного характера.

Основные задачи РСЧС:

Предназначение ГО

Гражданская оборона — система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите и по защите населения, матери­альных и культурных ценностей на территории Россий­ской Федерации от опасностей, возникающих при веде­нии боевых действий или вследствие этих действий.

В современных условиях гражданская оборона яв­ляется одним из важных элементов национальной бе­зопасности России, обеспечения выживаемости госу­дарства в военное время.

Основные задачи ГО:

Структура РСЧС

Организационная структура РСЧС объединяет ор­ганы управления, силы и средства органов исполни­тельной власти (от федеральных до местного само­управления) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения в ЧС в мирное и военное время. Она состоит из территори­альных и функциональных систем и имеет пять уров­ней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соот­ветствующих их административно-территориальному делению.

Функциональные подсистемы создаются федераль­ными органами власти и включают органы управле­ния, силы и средства министерств и ведомств, органи­зующих работы по защите населения от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

На каждом уровне РСЧС имеются координирую­щие органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, а также соответствующие силы и средства, резервы материальных и финансо­вых ресурсов и системы связи, оповещения и инфор­мационного обеспечения.

Координирующими органами на федеральном и ре­гиональном уровнях являются, соответственно, Меж­ведомственная и ведомственная комиссии по преду­преждению и ликвидации ЧС и региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий; на территориальном, местном и объектовом уровне — комиссии по ЧС (КЧС).

Координирующие органы организуют, контроли­руют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреж­дению и ликвидации ЧС на подведомственных им тер­риториях и объектах.

Органами постоянного управления по делам граж­данской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на феде­ральном уровне — Министерство по делам ГОЧС, на региональном уровне — региональные центры (РЦ), на территориальном и местном уровнях — ко­митеты, главные управления, управления, отделы, со­здаваемые при органах исполнительной власти и ор­ганах местного самоуправления, органы управления по делам ГОЧС и на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица) по де­лам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях. Единые дежурно-диспечерские службы (ЕДДС), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти (ДДС).

Общее руководство гражданской обороны и защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС (РГО и ЗНиТ)

В системе управления РСЧС предусмотрено созда­ние стационарных и подвижных пунктов управления (ПУ). Стационарные ПУ могут быть повседневными (мирное время) и запасными (военное время).

Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются не­штатные органы управления: оперативные штабы (группы) — ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них пред­ставителей ФСБ, МВД и других служб.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы (учреждения) и организа­ции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоя­нием природной среды и обстановкой на потенциаль­но опасных объектах; формирования Госсанэпиднад­зора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; геофизическая служба РАН; оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России; учреждения и агентства по мониторингу ЧС; учреждения сети наблюдения и лабораторного кон­троля ЧС.

Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения посто­янной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:

Кроме сил постоянной готовности различной степе­ни к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварий­но-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организа­ций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.

Формирования общего назначения подразделяют­ся на сводные отряды (команды, группы), предназна­ченные для проведения как аварийных, так и спаса­тельных работ, и спасательные формирования, выпол­няющие в основном спасательные работы.

Формирования служб (группы, звенья) могут со­здаваться для наблюдения за экологической обстанов­кой, а также проведения противопожарных, медицин­ских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает: центр управления в кри­зисных ситуациях МЧС; информационные центры федеральных органов исполнительной власти; инфор­мационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Фе­дерации; абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС; информационные центры организаций; средства связи и передачи дан­ных (рис. 7.1).

Структура ГО РФ

Организационная структура ГО базируется на осно­ве структуры РСЧС с учетом определенных и заранее спланированных изменений в ее элементах на основе требований Федерального закона «О гражданской обо­роне», и полностью развертывается при переводе стра­ны (отдельных регионов) на военное положение или при возникновении военных действий (рис. 7.2).

Руководство гражданской обороной Российской федерации осуществляется правительством РФ во гла­ве с премьер-министром — начальником ГО страны.

Руководство гражданской обороной в Федеральных органах исполнительной власти и в организациях осу­ществляют их руководители, являющиеся по должнос­ти начальниками гражданской обороны указанных ор­ганов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территори­ях субъектов Российской Федерации, территориаль­ных образований, в отдельных организациях и на объ­ектах осуществляют соответственно главы исполни­тельной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления, руководители отдельных организаций и объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны несут персо­нальную ответственность за организацию и проведе­ние мероприятий ГО в Федеральных органах исполни­тельной власти, на предприятиях, а также в организа­циях (на объектах).

Координирующие органы управления, в силу необ­ходимости соблюдения принципа единоначалия в ус­ловиях военного времени, могут быть преобразованы в консультативные органы сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с переходом их функций к постоянным органам управления.

Функции постоянных органов управления, уполномо­ченных на решение задач в области ГО, будут выполнять­ся в основном имеющимися органами управления РСЧС (МЧС, РЦ, органы управления ГОЧС территориальных уровней) с определенными изменениями: на федераль­ном уровне МЧС будет взаимодействовать в решении за­дач с Генеральным штабом МО, на региональном уровне — Региональный центр — со штабом данного военного

округа, на остальных уровнях в органах управления ГОЧС возможно увеличение количественного состава групп ГО в составе этих органов управления.

Службы различных назначений, имеющиеся в РСЧС в мирное время, продолжают выполнять свои задачи и в военных условиях с приоритетом задач ГО. Могут со­здаваться также и новые службы — маскировки, радио­перехвата, борьбы с диверсантами и т. п.

Повседневное управление гражданской обороной будет осуществляться теми же органами РСЧС, что и в мирное время (Центры по управлению в кризис­ных ситуациях, оперативно-диспетчерские службы, дежурно-диспетчерские службы), но с обязательным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления (ЗПУ).

Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на них задач, являются со­единения, воинские части и другие формирования войск гражданской обороны а также нештатные формирования гражданской обороны.

Нештатные формирования гражданской обороны являются формированиями, создаваемыми на потен­циально опасных объектах и на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение по тер­риториально-производственному принципу, владею­щими специальной техникой и подготовленными для защиты населения, материальных ценностей от опас­ностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Они составляют наи­большие по численности формирования ГО и предназ­начаются для выполнения основного объема аварий­но-спасательных работ и других мероприятий ГО.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, ава­рийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общест­венного порядка, торговли и другие виды формирова­ний. В состав этих формирований могут входить: свод­ные и спасательные команды и группы; сводные ко­манды механизации работ; команды, группы, звенья разведки и связи; медицинские отряды, бригады, группы, звенья; подвижные госпитали; санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и груп­пы охраны общественного порядка и т. д.

Для выполнения задач в области ГО в зависимости от обстановки могут привлекаться также профессио­нальные аварийно-спасательные службы различных уровней, аварийно-спасательные формирования, мо­бильные группировки ГО и МО, воинские части и под­разделения МО, другие части и подразделения посто­янной готовности РСЧС.