logo
Лекция_Безопасность в ЧС

6.3. Мониторинг риска

К природному риску на некоторой территории приводят реализации присущих этой территории природных опасностей в фор­ме неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, в том числе стихийных бедствий и природных катастроф. Именно они являются природными причинами чрезвычайных ситуаций.

Управление природным риском, впрочем, как и техногенным, невозможно без информационной поддержки подготовки и при­нятия управленческих решений по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций. Для управления риском осуществля­ется мониторинг состояния природной среды и объектов техно­сферы, анализ риска и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Под мониторингом [англ. monitoring от лат. Monitorпредосте­регающий] понимается определенная система наблюдения (а так­же оценки и прогноза) состояния и развития природных, техно­генных, социальных процессов и явлений. Он заключается в сле­жении за состоянием определенных структур, объектов, явлений и процессов, а его результаты используются для предупреждения о возникающих опасностях и обеспечения органов управления ин­формацией для подготовки и принятия управленческих решений по изменению в нужном направлении состояния и развития систе­мы, процесса или явления.

Данные мониторинга и информация о различных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования. Целью прогнози­рования чрезвычайной ситуации является выявление времени ее возникновения, возможного места, масштаба и последствий для населения и окружающей среды.

Существует большое число видов мониторинга, различающих­ся по учиты-ваемым источникам и факторам антропогенных воз­действий, откликам компо-нентов биосферы на эти воздействия, методам наблюдений и т. п. На рис. 6.4 приведена классификация видов мониторинга по нескольким признакам.

Мониторинг по видам факторов воздействия делится на радиа­ционный, химический, биологический, сейсмический и др.

Мониторинг воздействия на окружающую среду — это многоцелевая информационная система, в задачи которой входит на­блюдение, оценка и прогноз изменений окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий (включая источники воздействия на окружающую среду и отходы). Наблюдение и контроль за загрязнением окружающей среды всей территории Российской Федерации осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Мониторинг чрезвычайных ситуаций по своим целевым функциям, степени охвата контролируемой территории, техническим особенностям включает в себя мониторинг природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, экологический мониторинг.

По месту базирования используемых средств мониторинг де­лится на наземный и авиационно-космический.

С 1997 г. в МЧС России развернута территориально-распределенная система приема и анализа авиационно-космической ин­формации по результатам дистанционного зондирования Земли. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных ЧС, мониторинга потенциально опасных террито­рий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней. Система включает 4 пункта (Москва, Элиста, Красноярск, Владивосток), оснащен­ных аппаратно-программными комплексами приема и обработки в оперативном режиме информации с космических систем «Ре­сурс», «Океан», «NOAA», «EOS».

Рис. 6.4. Виды мониторинга

Территория страны контролиру­ется на предмет выявления предвестников ЧС, оценки динамики их развития и определения масштабов ЧС. При этом используются следующие технологии космического мониторинга:

Визуальная и аналитическая информация о местах возникно­вения и параметрах ЧС по каналам связи в оперативном режиме передается в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС Рос­сии, региональные центры и главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, администрациям этих субъек­тов, в подразделения Авиалесоохраны, МПР России, Росгидроме­та и др.

Мониторинг чрезвычайных ситуаций осуществляют силы и средства наблюдения и контроля РСЧС. К ним относятся службы (учреждения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. Основу данных сил составляют учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны, в которую входят около 7 тысяч различных учреждений Минздрава, Минсельхоза, МПР России, Росгидромета и ряда других ведомств. Для целей мониторинга, в частности, задействованы системы контроля Министерства обороны Российской Федерации; система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; система мониторинга геологической среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации; системы контроля обстановки на крупных промышленных центрах и др.

Мониторинг окружающей среды и ее химического загрязнения осуществляется Росгидрометом: атмосферного воздуха - в 219 городах (на 621 пункте), на более тысячи ста водных объектах (на 1 726 пунктах), снежного покрова — в 461 пункте, трансграничного переноса загрязняющих воздух веществ — на 5 станциях химического состава и кислотности осадков — на 170 пунктах. Комплексный фоновый мониторинг проводится сейчас на 5 станциях. В атмосферном воздухе определяется содержание более 30 загрязняющих веществ, в водных объектах — более 50 показателей, в почве — содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, пестицидов.

Основными структурными элементами системы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями являются региональные и территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В системе управления природоохранной деятельностью суще­ственное место отводится Единой государственной системе эко­логического мониторинга как источнику комплексной, объектив­ной и доступной для использования информации о состоянии ок­ружающей среды и природных ресурсов. Министерство природ­ных ресурсов Российской Федерации осуществляет мониторинг водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на ло­кальном, территориальном, бассейновом (региональном) и феде­ральном уровнях. Мониторинг проводится с целью выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализа­ции мер по предотвращению вредных последствий этих процес­сов, принятия своевременных управленческих решений в сфере использования и охраны водных объектов.

Система сейсмологических наблюдений и прогноза землетря­сений включает опытно-исследовательские экспедиции (партии), имеющие в своем составе телесейсмические региональные и ло­кальные сети, региональные информационно-обрабатывающие центры Геодезической службы РАН, сейсмической службы Мин­обороны России, сейсмические станции наблюдения на потен­циально опасных объектах Минатома, Минэнерго, Госстроя Рос­сии.

В Вооруженных Силах Российской Федерации для наблюде­ния за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов действуют экологическая и гидрометеорологи­ческая службы, единая система выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения, система контроля за ядерной, радиационной, химической и биологиче­ской безопасностью.

Однако существующая система мониторинга не обладает необ­ходимыми возможностями для наблюдения, оценки и прогноза всего спектра угроз и опасностей, которые характерны для России. Поэтому создается межве­домственная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнози-рования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) природного и техногенного характера. Она формируется как информацион­но-аналитическая подсистема РСЧС, объединяющая усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных си­туаций и их социально-экономических последствий.

Предполагается, что основными задачами СМП ЧС будут:

Создание комплексной мониторинговой системы по прогно­зированию ЧС природного и техногенного характера позволит значительно повысить эффект снижения риска за счет точности и своевременности прогнозов.