logo
Лекция_Безопасность в ЧС

6.2. Система управления риском

Безопасность населения и территорий, т. е. снижение риска для жизнедея-тельности населения до приемлемого уровня, дости­гается путем управления рисками: природными (стихийных бедст­вий) и техногенными (происшествий, аварий). Долгосрочные цели управления в масштабе отдельной страны определяются на основе концепции устойчивого развития, среднесрочные — при­емлемого риска, краткосрочные — оправданного риска.

Под природным риском понимается возможность нежелательных последствий от опасных природных процессов и явлений, а под техногенным — от опасных техногенных явлений, а также ухудшение состояния окружающей природной среды из-за про­мышленных выбросов в процессе хозяйственной деятельности. Последний является сферой деятельности экологи­ческой безопасности.

В рамках технократической концепции природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный промежуток времени, как правило, за год. Заблаговремен­ное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факто­ров, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер составляет суть процесса управления риском.

В общем случае управление риском — это разработка и обос­нование оптимальных программ деятельности, призванных эф­фективно реализовывать решения в области обеспечения безопас­ности. Главный элемент такой деятельности — процесс оптималь­ного распределения ограниченных ресурсов на снижение различ­ных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен с учетом экономических и социальных факторов.

Процесс управления риском базируется на результатах количе­ственной оценки риска, которая позволяет:

Стадии процесса управления риском показаны на рис.6.2. В качестве крите-риев в процессе управления риском используются уровни риска, которые общество считает приемлемыми. Цель это­го процесса — снизить уровень риска до приемлемого.

Рис.6.2. Схема процесса управления риском

Для поиска вариантов снижения риска проводится научное прогнозиро-вание изменения параметров имеющейся ситуации и моделирование поведения рассматриваемого объекта.

Под науч­ным прогнозом понимают высказывание в виде вероятностного утверждения о зависящем от неопределенных или неизвестных, факторов поведения некоторой системы в будущем, сделанное на основании изучения и обобщения опыта прошлого с использованием интуитивных представлений о развитии данной системы в будущем. Научные прогнозы (экспертные оценки) делаются экс­пертами — специалистами в рассматриваемой области.

Как следует из рис. 6.2, сначала осуществляется сравнение результатов оценки риска для рассматриваемой ситуации и соответ­ствующих критериев. После сравнения находятся варианты сни­жения риска, каждый из которых оценивается с учетом затрат на его реализацию. Оценка вариантов повторяется до тех пор, пока не будет выбрано оптимальное решение.

Для управления риском ЧС следует развивать:

Структура системы управления природными и техногенными рис­ками в масштабе страны или на некоторой территории изображена на рис. 6.3. Она включает следующие основные элементы:

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опас­ностей, мониторинг окружающей среды и объектов техносфе­ры — анализ (оценка и прогноз) угрозы — анализ уязвимости тер­риторий — анализ риска ЧС на территории — анализ индивиду­ального и социального рисков для населения. В дальнейшем про­водится сравнение его с установленным уровнем приемлемого риска и принятие решения о целесообразности проведения меро­приятий защиты — обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, создание необходимых резервов для смягчения и ликвидации последствий ЧС.

Меры защиты осуществляются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по двум основным направлениям:

  1. превентивные меры по снижению риска и смягчению последствий ЧС, осуществляемые заблаговременно;

  2. меры по смягчению (ликвидации) последствий уже произошедших ЧС (экстренное реагирование; аварийно-спасательные и другие неотложные работы; восстановительные работы; реабилитационные мероприятия и возмещение ущерба).

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в рамках РСЧС создаются, оснащаются, обучаются и поддерживаются в готовности к немедленным действиям аварийно-спасательные формирования (АСФ), разрабатываются планы действий, а также планы эвакуации и планы первоочередного жизнеобеспечения населения пострадавших территорий. Для решения данных задач создаются запасы материальных и финансовых ресурсов, страховые фонды.

Рациональные меры защиты выбираются на основе анализа риска и прогнозирования возможных ЧС. При этом вначале анализ проводится с целью определения риска разрушения отдельных объектов инфраструктуры, затем риска аварий и стихийных бедствий для территории в целом и, наконец, природных и техногенных рисков для населения исследуемой территории.

Учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов (виды опасных явлений, их частота, интенсивность, взаимное расположение источ-ников опасности и объектов воздействия, защищенность и уязвимость объектов по отношению к поражающим факторам опасных явлений, а также затраты на реализацию мер по уменьшению негативного влияния отдельных фактор, обосновываются рациональные меры, позволяющие снизить природный и техногенный риски до минимально возможного уровня.

Рис. 6.3. Структура системы управления природным и техногенными рисками

Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, выявляются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, следующих из социально-экономического положения страны (территории).