1.2.5.3. Аварии на радиационно-опасных объектах
Чернобыльская катастрофа показала, насколько опасны аварии с выбросом радиоактивных веществ. Возникновение их возможно на радиционно-опасных объектах (РОО), среди которых: атомные станции; предприятия по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов; научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы; практические стенды сборки и п. Значительное направление использования атомной энергетики — ядерные энергетические установки на транспорте - атомные ледоколы, подводные лодки, космические аппараты, а также транспортировка радиационно опасных материалов; все они представ-ляют серьезную опасность.
В настоящее время в мире работают сотни ядерных энергетических уста-новок. Подавляющее их большинство предназначено для выработки электро-энергии. Атомные электростанции (АЭС) экономичнее топливных станций и при безопасной их эксплуатации являются самыми экологически чистыми источниками энергии. В отличие от тепловых электростанций они не загрязняют атмосферу канцерогенными веществами, дымом и сажей.
Практически все российские АЭС (29 энергоблоков на 9 станциях) располо-жены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн человек.
В густонаселенных районах России происходит накопление высоко-активного топлива. В связи с невывозом отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с атомных электростанций, происходит его накопление сверх норм, определенных проектами. Много его в плавучих хранилищах «Атомфлота». Все это радиационно опасные объекты, на которых возможны аварии и даже катастрофы в случае нарушения норм безопасности. Транспортировка ядерных материалов по территории страны может создавать проблемы в обеспечении радиационной безопасности населения. Необходимо отметить, что уровень безопасности наших АЭС и исследовательских ядерных установок соответст-вует среднемировому.
При эксплуатации ядерных энергетических установок могут происходить радиационные аварии. Радиационная авария — нарушение пределов безопасной эксплуатации установки, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные границы в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации значения и требующих прекращения нормальной эксплуатации установки, оборудования, устройства, содержащих ионизирующие излучения.
Аварии на радиационно опасных объектах могут сопровождаться выходом газоаэрозольного облака, которое перемещается по направлению ветра. Радиоактивные вещества из облака, оседая на местность, загрязняют ее.
Радиоактивные вещества (РВ) имеют ряд специфических особенностей: они не имеют запаха, цвета или других внешних признаков, по которым можно было бы их обнаружить. Обнаружение радиоактивных веществ возможно только с помощью специальных дозиметрических приборов. Кроме того, радиоактивные вещества способны вызывать поражения не только при непосредственном соприкосновении с ними, но и на некотором расстоянии (до сотен метров) от источника загрязнения; поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены ни химически, ни каким-либо другим способом, так как радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется только периодом полураспада данного вещества.
Период полураспада — это время, в течение которого распадается половина всех атомов радиоактивного вещества. Период полураспада различных радиоактивных веществ колеблется в широких пределах — от долей секунды до миллиардов лет.
За время эксплуатации АЭС в ряде стран произошло более 100 аварий с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.
В зависимости от границ распространения РВ и радиационных последствий выделяют локальные аварии (радиационные последствия, ограничивающиеся одним зданием, сооружением, возможным облучением персонала), местные аварии (радиационные последствия ограничиваются территорией АЭС) и общие аварии (радиационные последствия распространяются за границу территории АЭС).
Важной особенностью радиоактивных веществ аварийного выброса является их большой период полураспада, что приводит к медленному уменьшению уровня радиации, а, следовательно, к длительному сохранению опасности поражения людей. Например, уровень радиации на зараженной мест-ности к концу первого года после аварии уменьшается в 90 раз по сравнению с уровнем радиации через 1 час после аварии. А при заражении территории продуктом ядерного взрыва уровень радиации за этот срок уменьшается в 20 тысяч раз. Следовательно, опасность заражения радионуклидами при аварии на POO гораздо выше, и, самое главное, эта опасность сохраняется длительное время.
26 апреля 1986 г. в ходе проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности произошла авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Реактор взорвался, в атмосферу начало поступать огромное количество радиоактивных веществ. Дым и газ поднялись на высоту более километра, а с ними большое количество уранового топлива, трансурановых радионуклидов и продуктов деления из активной зоны. Более тяжелые вещества выпали вблизи станции, легкие были отнесены радиоактивным облаком в северо-западном направлении, что привело к загрязнению на участках их выпадения. В результате аварии радиоактивными веществами были загрязнены значительные площади. Из опасных зон в Украине, Белоруссии и России пришлось переселить более 350 тыс. человек. В России радиоактивному загрязнению подверглись регионы с общим населением около 30 млн человек. К настоящему времени обследовано более 6 млн км2 территории страны. На основе аэ-рогаммы съемки и наземного мониторинга подготовлены и изданы карты по загрязнению цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 европейской части России. В итоге собрана и отслеживается информация об уровнях радиоактивного загрязнения более 12 тыс. населенных пунктов.
В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС было задействовано около 400 тыс. человек, в том числе примерно 200 тыс. граждан России. С тех пор прошло 25 лет, но ликвидация ее последствий до сих пор не закончена. Эта авария унесла десятки жизней, стала причиной радиационного поражения тысяч людей, принесла крупные финансовые и материальные потери.
Возможны следующие варианты аварийного облучения людей:
воздействие внешнего излучения (гамма-рентгеновского, бета-гамма, гамма-нейтронного и др.);
внутреннее облучение от попавших в организм радионуклидов;
комбинированное воздействие радиационных и нерадиационных (травма, ожог и др.) факторов.
На исход внешнего радиационного поражения влияют соотношение и уровень доз при общем и местном облучении, размер и объем тканей, подвергшихся повышенному облучению гамма- или нейтронным излучением. Внешнее бета-излучение действует главным образом на кожу человека и хрусталики глаз. Внешнее альфа-излучение из-за малой проникающей способности практически не оказывает биологического действия на организм.
Внутреннее облучение от поступления радионуклидов в организм зависит от их химических свойств и путей поступления в организм: через органы дыхания, через пищевой тракт, через неповрежденные или поврежденные кожные покровы. При авариях на атомных реакторах одним из важнейших факторов воздействия является внутреннее облучение щитовидной железы радионуклидами йода. Существенную опасность может представлять ингаляционное поступление в организм альфа-излучающих радионуклидов.
Степень радиационного поражения зависит не только от дозы облучения, но и от времени, в течение которого она получена. Например, облучение дозой 300 бэр в течение 1-4 суток вызывает лучевую болезнь второй степени, такая же доза, накопленная в течение года, не ведет даже к потере трудоспобности.
Для исключения опасного внутреннего облучения организма человека устанавливаются также допустимые пределы загрязнения пищевых продуктов и воды в зависимости от количества и сроков их потребления.
При аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, на основании мониторинга и прогноза радиационной обстановки устанавливается зона радиационной аварии. На рис. 1.7. показана зона радиационной аварии Чернобыльской АЭС.
Несмотря на беспрецедентность масштабов Чернобыльской аварии, благодаря принятым мерам удалось предотвратить облучение населения в дозах, которые могли привести к каким-либо изменениям состояния здоровья.
При радиационном загрязнении окружающей среды (воздуха, местности) вследствие аварии на радиационно опасном объекте невозможно создать условия, полностью исключающие воздействие на человека ионизирующих излучений. Поэтому для населения и персонала РОО устанавливаются пределы допустимых доз облучения, которые в течение определенного промежутка времени не должны вызывать радиационные поражения.
Облучение населения в малых дозах (менее 50 бэр) может привести к отдаленным эффектам облучения. К ним относятся: катаракта, прежде-временное старение, злокачественные опухоли, генетические дефекты — врожденные уродства и нарушения у потомком облученных лиц.
- Оглавление
- Тема 1. Общие сведения о чс 6
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс 40
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем 67
- Тема 4. Прогнозирование чс 101
- Тема 5. Основы теории риска 123
- Тема 6. Управление риском 140
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс 170
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем 185
- Тема 9. Экстренное реагирование и ликвидация чс 229
- Введение
- Тема 1. Общие сведения о чс
- 1.1. Чс и их связь с техническим прогрессом
- 1.2. Общие сведения о чс и их поражающих факторах
- 1.2.1. Понятия и терминология: определение чс, аварии, катастрофы, стихийного бедствия
- 1.2.2. Классификация чс
- 1.2.3. Основные поражающие факторы чс
- 1.2.4. Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия)
- 1.2.4.1. Стихийные бедствия геологического характера
- 1.2.4.2. Стихийные бедствия метеорологического характера
- 1.2.4.3. Стихийные бедствия гидрологического характера
- 1.2.4.4. Природные пожары
- 1.2.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы)
- 1.2.5.1. Общие понятия
- 1.2.5.2. Аварии на химически опасных объектах
- 1.2.5.3. Аварии на радиационно-опасных объектах
- 1.2.5.4. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 1.2.5.5. Аварии на гидродинамически опасных объектах
- 1.2.5.6. Аварии на транспорте
- 1.2.5.7. Аварии на коммунально-энергетических сетях
- 1.2.6. Чс военного времени
- 1.2.6.1. Общие сведения о последствиях военных конфликтов
- Число погибших в войнах
- 1.2.6.2. Ядерное оружие и его поражающие факторы
- Последствия облучения человека
- 1.2.6.3. Химическое оружие и его поражающие факторы
- 1.2.6.4. Биологическое (бактериологическое) оружие
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс
- 2.1. Концепции обеспечения безопасности
- 2.2. Виды защиты и системы безопасности
- 2.2.1. Классификация видов защиты
- Меры защиты по этапам развития чс
- Объекты защиты и их защищаемые жизненно важные интересы
- 2.2.2. Виды и системы безопасности
- Системы безопасности
- 2.3. Роль социальной организации в обеспечении природно-техногенной безопасности
- 2.3.1. Роль государства в обеспечении безопасности
- 2.3.2. Государственная стратегия в области снижения природных и техногенных рисков
- 2.3.3. Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- 2.3.4. Система управления рисками чс
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем
- 3.1. Общие понятия об устойчивости функционирования онх в чс. Оценка устойчивости
- 3.2. Промышленная безопасность опасных производственных объектов
- 3.3. Подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций
- 3.4. Рациональное размещение объектов экономики с позиций их безопасности
- 3.5. Защита персонала объектов экономики
- 3.6. Восстановление утраченной устойчивости функционирования объекта экономики
- 3.7. Особые требования к устойчивости опасных производственных объектов. Международная практика.
- 3.7.1. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
- 3.7.2. Классификация промышленных объектов по степени опасности в развитых странах
- Оценка опасности промышленного объекта
- 3.7.3. Декларация безопасности опасного промышленного объекта
- 3.7.4. Требования к размещению промышленного объекта
- 3.7.5. Система лицензирования
- 3.7.6. Экспертиза промышленной безопасности
- 3.7.7. Информирование государственных органов и общественности об опасностях и авариях
- 3.7.8. Ответственность производителей или предпринимателей за нарушения законодательства и нанесенный ущерб
- 3.7.9. Учет и расследование
- 3.7.10. Участие органов местного самоуправления и общественности в процессах обеспечения промышленной безопасности
- 3.7.11. Государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью
- 3.7.12. Разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий, а также планов по ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.7.13. Экономические механизмы регулирования промышленной безопасности
- 3.8. Российское законодательство в области промышленной безопасности
- Тема 4. Прогнозирование чс
- 4.1. Теоретические основы прогнозирования
- 4.1.1. Выявление и оценка обстановки
- 4.1.2. Общие положения прогнозирования
- 4.1.3. Прогнозирование опасных зон
- 4.1.3.1. Модели воздействия
- 4.1.3.2. Законы разрушения сооружений и поражения людей. Общие понятия
- 4.1.3.3. Законы разрушения сооружений
- 4.1.3.4. Законы поражения людей
- 4.2. Прогнозирование последствий техногенных чс (на примере химических аварий)
- 4.3. Примеры решения типовых задач по прогнозированию химической обстановки
- 4.4. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций природного характера
- 4.4.1. Прогнозирование последствий чс в районе разрушительных землетрясений
- Вероятности повреждения различных типов зданий в зависимости от интенсивности землетрясения
- 4.4.2.. Прогнозирование обстановки при лесном пожаре
- Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров
- Значение комплексного показателя пожарной опасности
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Основы теории риска
- 5.1. Понятие риска
- Классификация и характеристика видов риска
- Источники и факторы индивидуального риска
- Источники и факторы экологического риска
- Источники и факторы социального риска
- 5.2. Техногенный риск и развитие риска на промышленных объектах
- 5.2.1. Модель развития техногенного риска
- 5.2.2. Проблемы безопасности человека в техносфере
- 5.2.3. Классификация техногенных рисков. Опасные производственные объекты
- 5.3. Нормативные значения риска
- 5.3.1. Приемлемый (допустимый) риск
- Индивидуальный риск фатального исхода за год, обусловленный различными причинами (данные для всего населения сша)
- 5.3.2. Нормирование опасностей и риска
- Тема 6. Управление риском
- 6.1. Принципы управления риском
- 6.2. Система управления риском
- 6.3. Мониторинг риска
- 6.4. Предупреждение аварий и катастроф. Превентивные (заблаговременные) меры защиты
- 6.5. Управление техногенным риском
- 6.6. Механизмы государственного регулирования риска
- 6.6.1. Государственный надзор и контроль
- 6.6.2. Нормативное государственное регулирование
- 6.6.2.1. Требования промышленной безопасности
- 6.6.2.2. Сертификация технических устройств
- 6.6.2.3. Государственная регистрация опасных производственных объектов
- 6.6.2.4. Экспертиза промышленной безопасности
- 6.6.2.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чс
- 6.6.2.6. Декларирование безопасности промышленных объектов
- 6.6.2.7. Лицензирование видов деятельности
- 6.6.2.8. Надзор в области промышленной безопасности
- 6.6.2.9. Экономические механизмы регулирования
- 6.6.2.10. Резервы материальных и финансовых ресурсов
- 6.6.2.11. Средства стимулирования работ по безопасности
- 6.6.2.12. Страхование рисков
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс
- 7.1. Основные этапы становления и развития защиты населения и территорий в чс
- II этап (1961-1990 гг.). Создание и функционирование системы Гражданской обороны страны (го)
- III этап (1990 г. — по настоящее время). Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях как мирного, так и военного времени
- 7.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Гражданская оборона рф (го)
- 7.2.1. Предназначение, задачи и структура рсчс и го
- 7.2.2. Объектовая территориальная подсистема рсчс. Го объекта
- 7.3. Режимы функционирования рсчс, степени готовности го
- 7.4. Перспективная система защиты населения и территорий в чс — Российская система гражданской защиты (рсгз)
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем
- 8.1. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.2. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности
- 8.2.1. Правовые мероприятия
- 8.2.2. Организационные мероприятия
- 8.2.2.1. Планирование защиты населения и территорий от чс
- 8.2.2.2. Эвакуация населения
- 8.2.2.3. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации чс
- 8.2.2.4. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию
- 8.2.2.5.Проведение экологического контроля окружающей среды
- 8.2.2.6. Физическая защита объектов инфраструктуры
- 8.2.2.7. Подготовка должностных лиц, специалистов и населения к действиям в условиях чс
- Система подготовки населения к действиям в чс
- 8.2.2.8. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего оперативного и локального оповещения и информации о чс
- 8.2.2.9.Создание оперативных резервов и запасов материальных средств рсчс
- 8.2.2.10. Инженерно-технические мероприятия
- 8.2.2.11. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в чс
- 8.2.2.12. Медико-профилактические мероприятия
- 8.3. Мероприятия по защите населения в территории, проворимые заблаговременно в режиме повышенной готовности
- 8.4. Мероприятия по защите населения в территории, проводимые при возникновении и ликвидации чс (в чрезвычайном режиме)
- 3. Подготовка к действиям и выдвижение в район чс сил и средств 2-го эшелона. Мероприятия, проводимые на 2-м этапе
- Мероприятия, проводимые на 3-м этапе
- 8.5. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.5.1.Общие положения об организации защиты населения и территорий в чс
- 8.5.2. Организация разработки и обоснования мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление рисками чс)
- 8.5.3.Организация выполнения комплекса мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление в рсчс)
- Комплексы мероприятий аварийно-спасательных и других аварийных работ
- Постоянно действующие органы управления рсчс
- 9.5. Социальная защита населения, пострадавшего в чс
- Приложения