logo
Лекция_Безопасность в ЧС

8.5.1.Общие положения об организации защиты населения и территорий в чс

Под организацией защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление безопасностью в ЧС) понимается целенаправленная деятельность различных органов власти, органов управления РСЧС , организаций, занимающихся вопросами национальной безопасности государства, по разработке и выполнению комплекса мероприятий по защите населения и территорий в ЧС, обеспечивающих требуемый уровень безопасности населения.

Основой для разработки оптимального комплекса мероприятий по защите населения и территорий в ЧС является теория управления рисками чрезвычайных ситуаций и ее концепция приемлемого риска ЧС.

Под риском как таковым понимается возможная опасность какой-либо неудачи, возникающая в связи с предпринимаемыми действиями, или сами действия, при которых достижение той или иной цели связано с такой опасностью.

Под риском чрезвычайных ситуаций понимается вероятность возникновения данной ЧС и возможный ущерб от ее последствий (число пострадавших и погибших, материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности населения) при воздействии негативных факторов ЧС.

В соответствии со сферами возникновения ЧС рисками ЧС могут быть техногенными, природными, социальными, экологическими и т.п.

Под приемлемым риском ЧС понимается риск, оправданный с точки зрения экономических, социальных и экологических факторов. В численном выражении за приемлемый уровень риска берется прогнозируемое число пострадавших в результате воздействия поражающих факторов данной ЧС на население.

Приемлемый уровень риска устанавливается законодательно государством на определенный период и обеспечивается органами государственной власти и управления всех уровней при решении задач по организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Процесс организации защиты населения и территорий в ЧС, обеспечивающих требуемую степень безопасности населения, включает 2 этапа.

1-й этап – организация разработки и обоснования оптимального комплекса мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обеспечивающих необходимую безопасность населения на основе концепции приемлемого риска ЧС (Управления рисками ЧС).

К работе на данном этапе, как правило, привлекаются органы законодательной и исполнительной власти, координирующие органы управления РСЧС различных уровней, министерства, ведомства, НИИ, и другие организации, занимающиеся проблемами безопасности государства.

2-й этап – организация выполнения разработанных мероприятий по защите населения и территорий в ЧС (Управление в РСЧС). На данном этапе в работе задействуются все виды органов управления исполнительной власти РСЧС (рис.8.7)